В декабре 2008 года прокуратурой Гагаринского района Севастополя проведена проверка соблюдения законодательства районными органами местного самоуправления по опеке и попечительству, а также усыновлению детей.На учете в секторе по вопросам опеки и попечительства находятся 135 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, из которых:
— под опекой/попечительством граждан — 102;
— в приемных семьях — 3 (все имеют право на усыновление);
— в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, — 30 (из которых 7 имеют право на усыновление).
За прошедший 2008 год было принято решений:
— о назначении опеки/попечительства — 15;
— об отмене опеки — 2, по одному факту прокуратурой Гагаринского района Севастополя в настоящее время проводится проверка по ст. 167 УК Украины — "злоупотребление опекунскими правами".
Также в ходе проведенной проверки установлено, что на учет поставлено:
— найденных несовершеннолетних — 2;
— случаев постановки на учет по факту оставления в лечебном учреждении либо родильном доме не выявлено.
Однако обнаружены нарушения п. 2, 3 совместного приказа Министерства здравоохранения Украины и Министерства внутренних дел Украины от 17.03.2004 г. N 142/275 "Про затвердження форми акта про дитину, покинуту в пологовому будинку, iншому закладi охорони здоров"я або яку вiдмовилися забрати батьки чи iншi родичi, про пiдкинуту чи знайдену дитину та iнструкцiї про порядок його заповнення", а именно: сотрудники ОКМДД Гагаринского РО УМВД Украины в Севастополе составлять акт о ребенке, брошенном в родильном доме, ином учреждении охраны здоровья, о подброшенном ребенке или найденном отказываются в нарушение п. 2 указанного приказа, а в случае если же акт и составляется, то в нарушение установленного образца, т.е. не заполняются все необходимые данные. Такое нарушение приводит к усложнению процедуры определения статуса ребенка.
Так, прокурором Гагаринского района было вынесено постановление об отобрании детей в семье Ивановых. Данное постановление исполнено частично: Сергей госпитализирован, Петр взят на учет за бродяжничество, Денис отобран по постановлению прокуратуры, но помещен в детское учреждение по заявлению работника милиции, Андрей отобран по постановлению, акт составлен в нарушение требований приказа.
По данному нарушению прокуратурой внесено представление в ОКМДД Гагаринского РО УМВД Украины в Севастополе.
В ходе проверки в cлужбе по делам детей установлено, что непосредственное ведение дел по опеке относительно несовершеннолетних возлагается в службе по делам несовершеннолетних на специалиста по охране детства. Именно он готовит документы относительно установления опеки и попечения над несовершеннолетними, дела для направления детей, лишенных родительской заботы, в детские заведения, предоставление разрешений на отчуждение имущества, которое принадлежит детям, готовит документы для принятия решения о закреплении жилья за несовершеннолетними.
В нарушение постановления КМУ N 1377 от 28.08.2003 г. "Про затвердження порядку ведення облiку дiтей, якi можуть бути усиновленi, осiб, якi бажають усиновити дитину, та здiйснення нагляду за дотриманням прав дiтей пiсля усиновлення" (далее — порядок) службой по делам детей Гагаринской РГА Севастополя создан электронный банк данных, который на момент проверки не функционирует. Кроме того, выявлен факт нарушения 7-дневного срока направления анкеты на постановку на региональный учет.
Также выявлены факты неправильного заполнения книги первичного учета детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которая должна вестись в соответствии с установленной формой.
В ходе проверки учета кандидатов в усыновители установлено, что в службе по делам детей находятся на учете:
— 3 потенциальных усыновителя;
— 2 приемных родителя;
— 2 кандидата в опекуны. Однако книга учета не соответствует требованиям порядка.
При выборочной проверке личных дел детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, установлено, что не все личные дела ведутся в соответствии с требованиями законодательства, в частности отсутствуют опись документов, находящихся в деле, отчеты опекунов за 2007 год.
Во исполнение закона Украины "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения", и ст. 246 Семейного кодекса Украины, в целях осуществления контроля за соблюдением прав детей, над которыми установлена опека (попечительство), специалистами службы по делам несовершеннолетних не реже одного раза в год проводятся обследования их условий проживания, ежеквартально ведутся сверки с управлением труда и социальной защиты населения Гагаринской РГА по вопросам начисления пособий по опеке, алиментов и пенсий по утрате кормильца.
В нарушение требований ст. 71 Жилищного кодекса Украины не принимаются решения относительно закрепления за ребенком жилого помещения на время пребывания его в воспитательном детском заведении, а в случае их принятия данные отсутствуют в личных делах несовершеннолетних.
Также службой по делам детей не во всех случаях закрепляется имущество за несовершеннолетними, не назначается опека над имуществом.
В нарушение требований п. 2.7, 2.12 правил опеки и попечительства не всегда проводится опись имущества, которое принадлежит ребенку, нуждающемуся в опеке и попечительстве, не составляются акты передачи имущества ребенка опекунам либо попечителям.
В нарушение требований ст. 25 закона Украины "Об охране детства" специалистом по охране детства не ведется учет несовершеннолетних, зарегистрированных в неприватизированном жилье, жилье в неприватизированных квартирах в большинстве случаев не закрепляется за несовершеннолетними. Указанное нарушение закона не способствует реальному обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без родительской опеки.
Отметим, что во исполнение закона Украины "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения" и ст. 246 Семейного кодекса Украины, в целях осуществления контроля за соблюдением прав детей, над которыми установлена опека (попечительство), специалистами службы по делам несовершеннолетних не реже одного раза в год проводятся обследования их условий проживания, ежеквартально ведутся сверки с управлением труда и социальной защиты населения Гагаринской РГА по вопросам начисления пособий по опеке, алиментов и пенсий по утрате кормильца.
Кроме того, в ходе проведенной проверки прокуратурой района в службе по делам несовершеннолетних Гагаринской РГА Севастополя установлено, что в нарушение п. 2 постановления Кабинета министров Украины от 25.08.2005 г. N 823 "Об утверждении порядка предоставления одноразовой помощи детям-сиротам, детям, лишенным родительского попечения, после достижения ими 18-летнего возраста" отделом образования Гагаринской РГА Севастополя распоряжение председателя ГРГА Севастополя N 302-р от 29.04.2008 г. не исполняется.
По выявленному нарушению прокуратурой района внесено предписание, которое на сегодняшний день рассмотрено и удовлетворено. Детям-сиротам, детям, лишенным родительского попечения, выплачена одноразовая помощь в сумме 1590 грн каждому.
Дополнительно выявлено, что в Гагаринском РО УМВД Украины заявления (сообщения) по факту нарушения законодательства в сфере усыновления не зарегистрированы, решения в порядке ст. 97 УПК Украины не принимались.
Приведенные нарушения закона не способствуют реальному обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без родительской опеки, и являются нарушением ст. 25 закона Украины "Об охране детства", в связи с чем в настоящее время по всем выявленным фактам прокуратурой района готовится представление председателю Гагаринской РГА Севастополя, а также представление в ОКМДД Гагаринского РО УМВД Украины в Севастополе, о результатах рассмотрения которого будет сообщено дополнительно. В настоящее время по итогам проведенных проверок возбуждено одно уголовное дело, внесено предписание, по результатам рассмотрения которого уже выплачены денежные средства в интересах несовершеннолетних — 6000 грн.