Восемь украинских моряков — в плену у сомалийских пиратов

Разгрузившись в Касабланке, турецкий сухогруз «Босфорус продиджи» вышел в Индийский океан и взял курс на запад. Когда на экране судового радара стали засвечиваться береговые очертания Аденского залива, по приказанию капитана судна была усилена ходовая вахта на мостике. Так поступают сейчас на всех судах, входящих в эту зону, где уже год орудует некое криминальное формирование, известное как сомалийские пираты. Несмотря на меры, принимаемые мировым сообществом для обеспечения безопасности мореплавания судов гражданского флота, флибустьеры остаются неуловимыми.На быстроходных катерах они внезапно подскакивают к судну, под угрозой применения оружия требуют застопорить ход, поднимаются на борт своей жертвы, берут экипаж в плен и выставляют судовладельцу требования по выкупу криминальной добычи. При голубой лазури небес, отраженной в безмятежном море, эта стремительная атака действует на пленников ошеломляюще и лишает их способности к сопротивлению, которое для экипажа может обернуться трагическими последствиями. Учитывая это, ряд стран организовал в Аденском заливе сопровождение гражданских судов своими боевыми кораблями, но даже это не всегда сдерживает агрессивные действия сомалийских пиратов.

Когда в небе над турецким судном появился вертолет ВВС Великобритании, экипаж "Босфорус продиджи", надеясь, что при таком патрулировании пираты не осмелятся совершить нападение, почувствовал себя в безопасности и продолжал входить в Аденский залив, чтобы затем через Суэцкий канал и Мраморное море выйти в Черное и встать под погрузку в румынском порту Констанца. Судно следовало в безопасном коридоре, рекомендованном кораблем военно-морских сил Британии, но вскоре было атаковано у побережья Йемена. Факт атаки был зафиксирован с вертолета ВМС Британии.

Четыре быстроходных катера пиратов подошли к бортам сухогруза и под угрозой применения оружия потребовали застопорить ход. Капитан сухогруза был вынужден выполнить это требование, чтобы не подвергать опасности жизнь экипажа. В дальнейшем события развивались по уже отработанной пиратами схеме. Судно было взято на абордаж. Поднявшись на борт, сомалийцы, вооруженные стрелковым оружием и гранатометами, завладели ходовым мостиком, средствами связи, отобрали у экипажа ценные вещи и деньги и заперли моряков в каютах.

Произошло это 16 декабря, и с тех пор экипаж и судно находятся в плену у сомалийских пиратов. Все это время ведутся переговоры между судовладельцем "Босфорус продиджи" и пиратами, которые требуют от него валюту за выкуп судна. Как это было с захваченным сухогрузом "Фаина" с танками на борту, на котором находится 17 украинских моряков, и с супертанкером "Сириус стар", перевозившим нефть, пираты диктуют сумму выкупа "Босфорус продиджи", которая в зависимости от ситуации то уменьшается, то увеличивается. За освобождение "Босфорус продиджи" пираты требуют несколько миллионов долларов. Судовладелец пока согласен заплатить 1 миллион. Переговоры ведутся непрерывно и трудно предположить, насколько долго они будут продолжаться. "Фаина" находится в плену более четырех месяцев. Около двух месяцев потребовалось на освобождение супертанкера "Сириус стар". Сегодня представители судовладельца делают все возможное, чтобы освободить "Босфорус продиджи".

Сейчас он стоит на якоре в нескольких милях от сомалийского берега. На его борту находятся 3 турецких и 8 украинских моряков, в числе которых четверо севастопольцев. По информации пленников, они имеют возможность общаться с родственниками по мобильному телефону, пираты не проявляют к морякам жестокости и агрессивности, кормят их тем же, что едят сами. По сведениям крюинговой компании, которая оформляла украинских моряков, они застрахованы, им перечислена зарплата за декабрь и больных среди наших соотечественников нет.

Морские пираты — это порождение мировых социальных катаклизмов. В Сомали около 15 лет идет гражданская война. Она довела до крайней нищеты народ, значительная часть которого ведет полукочевой образ жизни и не подчиняется никакой власти. Для пиратов разбойные нападения на гражданские суда являются едва ли не единственным средством существования. Пока мировое сообщество не может прекратить морской разбой. Сейчас в Аденском заливе находятся корабли России, США, Индии, Турции, Франции и Малайзии. По мандату ООН они не имеют права с целью освобождения атаковать суда, уже захваченные пиратами. С 8 декабря 2008 г. проводится операция ЕС Atlanta. Участвующие в ней корабли мирового сообщества усиленно патрулируют Аденский залив, но ощутимых результатов это пока не дает. Пираты продолжают выслеживать свои жертвы.

Другие статьи этого номера