Святая к музыке любовь…

В удивительном и завораживающем мире искусства музыка по праву занимает особое место. Ведь благодаря ей в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Музыка — могучее средство воспитания. Недооценка, а вернее, пренебрежение духовностью во многом привело к нынешнему состоянию общества, оказавшегося ориентированным на низменные стороны человеческого бытия. И все же настоящий, истинный творческий потенциал не иссякает. Есть люди, стремящиеся всем своим существом, своим делом, своим творчеством подарить чудесное, непередаваемое словами и очень хрупкое ощущение гармонии.
С недавних пор в Севастопольском центре культуры и искусства (благодаря содействию управления культуры и туризма СГГА и городского совета) работает оркестр. В городе его чаще с любовью называют муниципальным. Руководит этим творческим коллективом главный дирижер, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии АРК Владимир Ким. Свой творческий путь оркестр начал в 1987 году как коллектив преподавателей музыкальных школ города, которые по собственной инициативе, в свободное от работы время, без устали репетировали, а потом с радостью, вдохновенно дарили свое искусство севастопольцам. Спустя годы на его основе в Севастополе появился свой муниципальный камерно-симфонический оркестр.
Наш сегодняшний собеседник — главный дирижер оркестра Владимир Ким. Человек, который приложил немало сил для того, чтобы Севастополь мог с гордостью сказать, что у него есть свой симфонический оркестр. — Владимир Николаевич, чем живет ваш коллектив сегодня?

— В статусе муниципального оркестра мы работаем чуть больше двух лет, то есть фактически два концертных сезона. Свою работу стараемся выстраивать по нескольким направлениям. Прежде всего — концертные программы, в которых мы за это непродолжительное время исполнили семь симфоний, пять инструментальных концертов, а также инструментальные произведения и оперную музыку. Еще одно направление — участие в фестивалях композиторской школы Украины в Севастополе и Керчи (2008-й и 2009 гг.), концерты профессиональных композиторов Крыма и молодых севастопольских композиторов, фестивали оперной музыки, абонемент для школьников.

В целом же в сезоне 2007-2008 гг. мы сыграли для севастопольцев 17 концертов и приняли участие более чем в трех десятках городских мероприятий.

— Интересно, а что вы считаете самой большой удачей для вашего оркестра?

— Вы знаете, здесь у меня сомнений нет. Большой удачей и в 2007-м, и в 2008 году для нашего оркестра стало сотрудничество со знаменитым французским виолончелистом Домеником де Вильянкуром и активно гастролирующим в Европе дуэтом "Виолончелиссимо" в составе Ольги Веселиной и Вадима Ларчикова. С ними были исполнены концерт Гайдна с оркестром, "Вариации на тему рококо" Чайковского, произведения Вивальди, а также собственные сочинения маэстро и Вадима Ларчикова. Все это потрясающее действо проходило в рамках фестиваля "Дни французской культуры в Украине". Может быть, кому-то это покажется нескромным, но блестящий музыкант, исполнитель и композитор Д. де Вильянкур дал высокую оценку нашим творческим перспективам. В этом году мы с нетерпением ждем приезда (в третий раз!) маэстро в наш город для исполнения концерта Сен-Санса, камерной музыки, своих сочинений и программы с дуэтом "Виолончелиссимо".

— Владимир Николаевич, в программах вашего коллектива практически всегда присутствуют исполнители, скажем так, делающие первые шаги…

— Если я вас правильно понял, то речь идет об учениках и выпускниках музыкальных школ города?

— Именно.

— Безусловно, это так. Эту практику мы начали еще в 90-е годы. То есть тогда, когда были еще любительским оркестром. И я горжусь тем, что мы стали первым оркестром в творческой биографии нынешних лауреатов престижных международных конкурсов и гастролирующих по всему миру пианистов Игоря Четуева, Марии Ким, Эльмара Гасанова, выступали с лауреатами международных конкурсов Алиной Кабановой, Ольгой Калабыниной, Валерией Мирош.

Не могу не сказать, что с нами выступали и скрипачи Тамара Ламбина, Катя Бадаева, Светлана Рубина. После выступления с нашим коллективом в Севастополе выезжал на гастроли уже с оркестром "Виртуозы Москвы" (под руководством Владимира Спивакова) Игорь Четуев, на гастроли в Италию и Германию — Мария Ким, на концерты по Украине — Валерия Мирош и Ольга Калабынина.

Кроме того, совместно с концертным отделом Севастопольского центра культуры и искусства мы создали школьный абонемент и разработали целую программу, как говорится, от простого к сложному: от колористической музыки всем известного Вивальди и "Детского альбома" Чайковского в оркестровке Большого театра до современной сюиты А. Шнитке. И как только у нас увеличится штат — откроются и новые возможности. Мы поставим и озвучим всеми любимую сказку "Петя и волк" С. Прокофьева, подготовим к исполнению "Карнавал животных" К. Сен-Санса и многие другие шедевры. Я верю, что многообразие образов будет хорошо вырисовываться в сознании детей, ведь у них интерес к нашей музыке искренний и неподдельный.

Таким образом, мы сделаем очень цельный абонемент, усовершенствуем его и представим нашим маленьким зрителям. И при этом мы ни в коем случае не будем гнаться за количеством проведенных концертов, ведь оркестр показывает высокое качество исполнения, чего я многие годы добивался. Кроме того, у подрастающего поколения появилась возможность постоянно слышать классическую музыку и квалифицированные музыковедческие комментарии в отличных акустических условиях настоящего концертного зала.

Также этим летом мы надеемся возродить и традицию начала XX века, когда на летней эстраде "Ракушка" играл духовой оркестр. Хотим вернуть звучание классической музыки на всеми любимом Приморском бульваре.

— Знаем, что помимо широкой концертной деятельности оркестр серьезно занимается пропагандой украинской классической музыки. Так ли это?

— Да. Коллектив прекрасно отдает себе отчет, что без молодых композиторов не будет профессионального движения вперед. Мы получили благодарственное письмо от председателя Союза композиторов Украины, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии имени Т. Шевченко, профессора Евгения Станковича за проведение фестиваля композиторов Украины и Крыма. В наших планах — концерты с трио "Соловьи Украины", солистами Большого театра России, которые выразили желание выступить с нашим оркестром перед севастопольцами. Все это радует и вселяет надежду на то, что мы занимаемся по-настоящему великим делом — пропагандируем классическую музыку и исполнительское искусство в родном Севастополе. И я от души благодарен многочисленным слушателям за интерес к нашей деятельности, за полные залы, за теплый, дружеский прием.

— Владимир Николаевич, и все-таки давайте на время отойдем от высокого искусства и поговорим о более приземленном, что ли. В вашем коллективе 30 человек. Удовлетворены ли музыканты в материальном плане? Ведь, по некоторым данным, в год из местного бюджета на оркестр выделяют порядка 500 тысяч гривен.

— Не пятьсот, а 320 тысяч. Сами понимаете, что при таком скромном финансировании наши музыканты, к сожалению, получают и очень скромную зарплату. Впрочем, подобная ситуация и во всей Украине. Средняя ставка в нашем оркестре 820 грн, что всего на 215 грн больше минимальной зарплаты.

— И как удается свести концы с концами?

— Учитывая, что оркестр создан недавно, вполне естественно, что до его организации наши музыканты где-то работали. Невозможно в одночасье все бросить и перейти работать исключительно в оркестр. Да и мировая практика свидетельствует — музыканты, как правило, сотрудничают со многими коллективами. И тем не менее для 54% состава наш оркестр — это основное место работы. И только 46% трудятся в нем по совместительству.

Многие мои коллеги по коллективу преподают в музыкальных школах, и я глубоко убежден, что это хорошо! Их ученики, которые постоянно видят своего наставника на сцене, тянутся к знаниям, стараются совершенствовать мастерство исполнения и, возможно, лелеют мечту в будущем пополнить ряды нашего оркестра. Кстати, фактически во всех филармонических и муниципальных оркестрах Украины работают преподаватели музыкальных учебных заведений. Пример тому симфонические оркестры Чернигова, Одессы, Львова, Харькова и многих других городов страны. Повторюсь: что может быть лучше, чем играющий педагог? Это ведь бесценное достояние любого учебного заведения! В этой связи директорам музыкальных школ Севастополя хочется выразить искренние слова благодарности за содействие и помощь в работе Севастопольского муниципального симфонического оркестра.

— Надо полагать, что в творческом плане у оркестра есть все необходимое?

— В Германии известнейшие оркестры существуют не одно столетие. Музыканты сыгрываются и передают ансамблевое совершенство из поколения в поколение. Да, мы имеем в арсенале хороших музыкантов, но чтобы зрители услышали высокопрофессиональное исполнение классических произведений, нужно даже не 10 репетиций, а намного больше. Моя мечта — достичь именно такого уровня. А молодые талантливые исполнители найдутся всегда, опять же если не встанут бытовые преграды.

— А как насчет необычных, неординарных форм работы? Реально ли в ближайшем будущем услышать, например, совместные концерты с музыкантами, которые работают не в классическом жанре?

— Такая практика была лет семь назад с известной роковой группой "Ли.Дер". Мы исполняли произведения С. Прокофьева с их вариациями. Это было прекрасно. Сегодня, к слову, уже ведется работа по созданию концертной программы популярной классической музыки.

Также театрализация различных концертов стала очень интересной формой — мы получаем предложения на постановку оперных спектаклей в концертном исполнении. А вообще, если честно, Севастопольский камерно-симфонический оркестр всегда открыт для новых идей и проектов. Почему нет?

— Сегодня, насколько нам известно, стоит вопрос о расширении штата оркестра. Это жизненная и творческая необходимость?

— Можно сказать и так. Ведь в этом случае расширятся репертуарный и жанровый диапазоны. Мы сможем участвовать в музыкальных фестивалях в городах Крыма и Украины, приглашать в Севастополь известных солистов, ансамбли, хоровые коллективы и радовать севастопольцев интересными и разнообразными программами. Поверьте мне, мы будем готовы. У нас появится полноценный оркестр со своими музыкантами. Уровень наш возрастает с каждым днем, а это дает нам право строить перспективные планы. Мы сформируем целостный, гармоничный творческий коллектив, имеющий значительный репертуар и к тому же обладающий профессиональной мобильностью.

— Будем надеяться и ждать. И в этой связи хочется спросить: а ощущаете ли вы поддержку муниципальной государственной власти в этом вопросе?

— Несомненно. И мы очень благодарны городскому совету, администрации города, управлению культуры и туризма за понимание наших проблем и желание помогать в вопросах комплектации и развития Севастопольского муниципального симфонического оркестра. А мы в свою очередь готовы и дальше напряженно и плодотворно работать на благо севастопольской культуры, родного города и всех его жителей. И это, между прочим, не громкие фразы — это потребность души.

Наш оркестр проводит систематические музыкально-литературные абонементы для молодежи и детей. Это нашло отклик в сердцах широкой общественности города. За прошлый год мы дали более 200 концертов, среди них и многочисленные абонементы для школьников. Свято храня традиции эстетического воспитания подрастающего поколения, мы не остановились лишь на музыкальном концерте, а добились того, чтобы программы, подготовленные нашим творческим коллективом, стали своеобразными музыкально-просветительными уроками в помощь школам. Это хорошо забытая традиция, которую мы возрождаем. В ходе концерта музыковед знакомит зрителей с симфоническим оркестром, с инструментами, с композиторами и их произведениями и, конечно, с эпохой. Детская аудитория постоянно в контакте с профессиональными исполнителями, музыкантами и солистами. Перед ними открывается мир прекрасного.

— А как руководители школьных учреждений относятся к этой программе?

— Так получилось, что на одном из совместных мероприятий управления культуры и туризма и управления образования и науки СГГА выступал наш оркестр. Все директора школ, с которыми у нас сложились добрые отношения, откликнулись на нашу программу. Я думаю, они прекрасно осознают, что учителя, несущие своим ученикам лишь абстрактные знания, не согретые теплом души, не способны вырастить поколение творцов и просто образованных людей. Только за два месяца (октябрь-ноябрь 2008 года) в рамках абонемента на наших концертах побывало 650 севастопольских школьников. И это здорово!

— Спасибо вам, Владимир Николаевич, за содержательный разговор. Успехов вам и вашему коллективу!

Другие статьи этого номера