Щедрая природа… или Простительный феномен экологической инспекции

Проверкой соблюдения государственной экологической инспекцией в Севастополе законодательства о временной приостановке деятельности предприятий и объектов выявлены многочисленные нарушения закона, исключающие реализацию конституционных требований об обеспечении экологической безопасности и поддержке экологического равновесия на территории Севастополя.В прошлом году решениями руководства экологической инспекции в связи с нарушениями природоохранного законодательства приостановлена деятельность 49 предприятий и объектов, разрешения на возобновление деятельности выданы 11 субъектам хозяйствования. Характерными основаниями для принятия указанных решений стали отсутствие разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, пользование недрами, отсутствие разрешений и лимитов на образование и размещение отходов и тому подобное, то есть установленные проверками существенные нарушения природоохранного законодательства, которые подлежали безусловному устранению.

Однако совместными проверками с представителями районных органов милиции установлено, что отдельные предприятия и объекты, в отношении которых приняты решения о временной приостановке деятельности и которые фактически опечатаны экологической инспекцией, продолжали либо продолжают работать и эксплуатироваться без разрешения на возобновление их работы (автозаправочные станции "Современник", "Итакс", ЧП "Авто Партнер Сервис" и другие). Контроль за целостностью пломб и печатей экологической инспекцией на таких объектах не осуществляется на протяжении длительного времени, несмотря на то, что это ее прямая обязанность.

Например, контроль за целостностью пломб и печатей на частном предприятии "Авто Партнер Сервис", в отношении которого принято решение о временной приостановке деятельности, не осуществлялся экологической инспекцией с 13 февраля 2008 года по 21 января 2009 года, то есть на протяжении почти одного года. Только по результатам рассмотрения экологической инспекцией предписания природоохранной прокуратуры от 22 января 2009 года выяснилось, что руководителем указанного предприятия разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух получено еще в октябре прошлого года, о чем не было известно инспекции, а предприятие продолжало эксплуатироваться без получения разрешения на возобновление деятельности.

В соответствии с частью 2 пункта 6.1. "Положения о порядке опломбирования или опечатывания предприятий, отдельных их цехов (участков) и единиц оборудования" (приказ Минприроды N 353 от 15.09.2004 г.) осуществление должностным лицом субъекта хозяйствования периодического контроля за целостностью пломб или печатей устанавливается соответствующим графиком на данном субъекте хозяйствования, который согласовывается с органом Минприроды, принявшим решение о приостановке деятельности.

Вопреки установленному порядку контроля за фактическим прекращением деятельности предприятий и объектов, ответственными работниками экологической инспекции ни по одному из 49 предприятий и объектов, деятельность которых временно приостановлена в прошлом году, указанные графики не истребовались и не утверждались, что способствовало продолжению незаконной деятельности предприятий.

О низкой эффективности и формальном отношении к выполнению возложенных на экологическую инспекцию задач свидетельствует тот факт, что из 49 предприятий и объектов, деятельность которых приостановлена, контроль за целостностью пломб и печатей осуществлен только на 12. Предусмотренный разделом "Положения" обязательный контроль за целостностью пломб и печатей государственными инспекторами, которые осуществили опломбирование или опечатывание, на остальных 37 объектах на протяжении прошлого года не проводился.

Проверкой выявлены факты нарушения требований "Положения" относительно порядка опломбирования (опечатывания) предприятий и объектов, в соответствии с которым пломбы налагаются в местах, опломбирование которых гарантированно обеспечивает прекращение деятельности объекта.

На автозаправочных станциях "Гри Ойл" опечатаны только пистолеты для заправки топлива, в кафе-баре "Робинзон" — электрощит; другие элементы указанных объектов не опечатывались. Формальное выполнение требований нормативных актов относительно порядка опломбирования объектов провоцирует предпринимателей к срыву пломб и печатей и незаконному возобновлению деятельности предприятий с нарушениями природоохранного законодательства.

Проверкой установлены другие грубые нарушения закона со стороны экологической инспекции на отдельных стадиях приостановления деятельности объектов и контроля за выполнением принятых решений.

Так, приказом Минприроды предусмотрен ряд вопросов, которые подлежат обязательному разрешению государственным инспектором при повторном опломбировании объектов, обусловленном повреждением целостности пломб, и которые, как свидетельствуют результаты проверки, государственными инспекторами игнорируются.

Например, по данным инспекции, в 2008 году повторно опломбировано (опечатано) 20 предприятий и объектов, однако ни в одном случае вопросы, касающиеся наличия или отсутствия нарушений природоохранного законодательства, которые влекут причинение убытков окружающей природной среде, не изучались и в составленных актах не отображались. Не составлено ни одного расчета убытков, причиненных природе, совершенных за период с момента опломбирования или опечатывания до момента выявления повреждения целостности пломб или печатей.

Кроме того, в отдельных случаях при проверке предприятий, деятельность которых в последующем прекращается, экологической инспекцией выявляются действия, в которых усматриваются признаки преступлений, однако соответствующие материалы государственными инспекторами не оформляются и в органы прокуратуры для принятия соответствующих решений не направляются.

Проверкой обнаружены факты длительного халатного невыполнения принятых решений относительно временного приостановления деятельности объектов.

Например, решением главного государственного инспектора по охране окружающей природной среды в Севастополе с 16 декабря 2008 года временно приостановлена деятельность одной закусочной, расположенной по пл. 300-летия Российского флота. Как установлено, указанный объект на время проверки (21 января 2009 года) не опечатан, руководителю закусочной о принятом решении ничего не известно.

Выяснилось, что решение не выполнялось в связи с отсутствием в экологической инспекции почтового уведомления о вручении решения адресату. Однако, по письменной информации руководства Севастопольской дирекции Украинского государственного предприятия почтовой связи "Укрпочта", предоставленной по требованию прокуратуры, максимальный срок обращения почтовой заказной корреспонденции "отправитель — получатель — отправитель" на территории Севастополя составляет 6 суток (без учета выходных).

Вместо принятия соответствующих мер по фактическому выполнению указанного решения один из государственных инспекторов терпеливо в течение почти полутора месяцев дожидался почтового уведомления, при том, что расстояние от помещения экологической инспекции до помещения закусочной составляет около 1,5 км, что, в свою очередь, обусловило длящееся нарушение природоохранного законодательства руководством этого предприятия.

В ходе проверки природоохранной прокуратурой на выявленные нарушения закона внесены 5 документов реагирования, возбуждены дисциплинарные производства.

Выявленные проверкой нарушения закона, недостатки и упущения в работе государственной экологической инспекции в Севастополе создают плодородную почву для грубых нарушений конституционных прав и гарантий граждан на экологическую безопасность.

В чем причина? Расчет на щедрость природы или всепрощенчество экологов?

Другие статьи этого номера