Тяжелое хозяйство

В этом году жилищно-коммунальную отрасль Севастополя поджидают две большие беды. Нет, о дорогах — ниже. Беды — в глобальной нехватке средств на капитальный ремонт жилого фонда и на дотирование коммунальных предприятий. Такой вывод сделал депутатский корпус на слушаниях по проекту бюджета города на 2009 год из доклада начальника главного управления ЖКХ Владимира Хибученко.

По словам В. Хибученко, подведомственная ему отрасль входит в 2009 год в сложном экономическом состоянии. Цена на газ для "прочих потребителей" выросла на 40%. При этом в проекте бюджета из требуемых 311,4 миллиона удалось заложить всего 68,8 миллиона гривен на дотирование жизнеобеспечивающих коммунальных предприятий. Это означает, что через пару месяцев город неминуемо перейдет в разряд должников и останется без голубого топлива.

В скромные финансовые рамки главному управлению пришлось втиснуть городские программы "Светлый город" и "Кровля", газификацию жилых домов, достройку в 2009 году объектов, начатых два-три года назад. И хотя эти направления названы приоритетными для города, все они претерпели значительное по сравнению с прошедшим годом сокращение объемов финансирования. Так, например, рассчитанная на три года программа "Кровля" требует 70 миллионов гривен, а получила около двадцати. Причем в 2009 год она переходит с невыполненными заданиями 2008-го: не закончены работы на ста домах. Произошло это из-за того, что средства на исполнение программы город должен был получить от продажи права аренды на земельные участки. Сумма, полученная от этого источника по причине срыва в Севастополе аукционной политики, оказалась не столь оптимистичной, как планировалось в бюджете. А в этом году поезд по рельсам кризиса ушел уже очень далеко. Надежда на то, что в городе будет активно продаваться хоть право аренды, хоть сама земля несельскохозяйственного назначения, слаба даже у чиновников, что сводит на нет перспективу ремонта жилого фонда города.

Зато будут закончены ремонтные работы на котельных "Паруса", на Дергачах, в сельской зоне. Решено финансово поддержать троллейбусников и купить водоканалу машину для подвоза питьевой воды.

"Эстетичней", словами заместителя председателя СГГА Мирослава Сагайдака, администрация решила сделать в этом году улицу Гоголя. С февраля по май ее ожидает глобальное преображение с выкладыванием плиткой тротуаров до "Горячего хлеба". Благоустройство сквера воинов-интернационалистов также включает в себя мощение плиткой. Все-таки без плитки обойдется использование миллиона гривен при строительстве дорог внутри городских кладбищ за счет дорожного сбора. На ремонт внутридворовых покрытий из бюджетных средств выделяется 500 тысяч.

Будут ассигнованы средства на текущее содержание парка Победы (250 тысяч) и на обновленный Приморский бульвар (около двух миллионов). На решение проблем городских систем водоотведения предлагается выделить 1 миллион 100 тысяч гривен, что, по мнению председателя постоянной комиссии по вопросам охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и агропромышленного комплекса депутата Светланы Антоненко, вообще ничего не решает. Напомним, что результатом проверки ГКП "Севгорводоканал" Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей природной среды Украины стало фактическое предписание ограничить подачу питьевой воды для нужд города. Понуждением к таким мерам стали выявленные государственными экологами многочисленные нарушения в Севастополе требований природоохранного законодательства. Среди них сброс без очистки сточных вод в акваторию Черного моря с городских канализационных станций. Существующие проблемные объекты ГКП "Севгорводоканал" сейчас эксплуатируются: по просьбе депкорпуса государственные экологи приостановили действие предписаний. Но пока подойдет срок времени Ч, уверена Светлана Антоненко, Севастополь должен просить дотации у Министерства экологии на решение глобальной природоохранной проблемы.

В денежном исчислении мельче в сотни раз, но от этого не менее значимой, остается до принятия бюджета проблема финансирования городских пляжей. Депутаты и чиновники пока продолжают спорить о схеме, по которой пляжи должны получать деньги. Вопрос заключается в том, кто будет давать разрешения на выносную торговлю в курортный сезон на городском побережье: районные администрации либо коммунальное предприятие, обслуживающее пляжи?

"Утрясти" разногласия по всем финансовым направлениям городские совет и администрация намерены 10 февраля 2009 года во время проведения депутатских слушаний по проекту бюджета.

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

4 февраля 2009 года Верховная Рада Украины приняла за основу проект закона Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2012 годы", инициированный Кабмином. Основные принципы законопроекта представил народным депутатам министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко.

В отличие от действующей сегодня программы ее новая редакция рассматривает реформу не сквозь призму узкоотраслевых интересов, а с позиций рядового человека. Проектом закона предлагается утвердить общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2012 годы, выполнение которой должно быть направлено "на создание модели обеспечения населения доступным, высококачественным и комфортным жильем и осуществление его обслуживания с учетом потребностей и возможностей человека".

Данной программой предусмотрены институционные, законодательные и организационные мероприятия, направленные на проведение структурных реформ на рынке жилищно-коммунальных услуг. В частности, согласование экономических интересов государства и субъектов ведения хозяйства, развитие системы государственной регуляции субъектов естественных монополий, внедрение инновационной модели развития ЖКХ, внедрение конкурентных отношений на рынке обслуживания жилья, обеспечение возможности решения гражданами Украины жилищных проблем, повышение энергоэффективности жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, модернизация и развитие инфраструктуры тепло-, водоснабжения и водоотвода путем развития публично-частного партнерства, обеспечение защиты прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг в необходимых объемах, надлежащего качества и по приемлемым ценам и т.п.

Соответствующий законопроект, зарегистрированный в Верховной Раде за N 3063, народные депутаты в первом чтении поддержали 391 голосом.

Депутаты также рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона Украины "О внесении изменений к закону Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы", инициированный народными депутатами Владимиром Рыбаком и Александром Поповым. По предложению народных депутатов на второе чтение в Верховную Раду Украины должен быть вынесен доработанный общий проект закона Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2012 годы".

Языком цифр

Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг увеличилась в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем на 8,7% и на начало января 2009 года составляла 8 млрд 702 млн грн. Об этом сообщает Государственный комитет статистики Украины. Согласно данным Госкомстата, средний срок задолженности населения за все услуги составил 4,9 месяца. Увеличение задолженности произошло в 25 регионах Украины.

На протяжении 2008 года населением страны уплачено за жилищно-коммунальные услуги, включая погашение долгов предыдущих периодов, 21,4 млрд грн (95,5% начисленных за этот период сумм). Среди регионов наивысший уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг наблюдался в Севастополе, Черновицкой и Одесской областях и Киеве (104,6-99,8%), самый низкий — в Закарпатской, Харьковской и Днепропетровской областях (89,8-92,7%).

Средние начисления за жилищно-коммунальные услуги на одного владельца личного счета в декабре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличились на 17,2% и с учетом электроэнергии (из расчета 100 кВт/час) составляли 362,9 грн.

В Госкомстате отмечают, что в декабре 2008 года имели долг за 3 месяца и больше: за централизованное отопление — 33,7% владельцев личных счетов, вывоз бытовых отходов — 27,7%, содержание домов и сооружений и придомовых территорий — 25,6%, снабжение холодной и горячей водой — 23,2%, водоотвод — 21,6%, газоснабжение — 20,7%.

Другие статьи этого номера