Взятки лучше не брать. И… не давать

Несомненно, аксиомой является то, что за мздоимство нужно наказывать. Наказывать не только тех, кто берет, но и тех, кто дает взятки. Именно этим руководствуются сотрудники ГАИ, документируя попытку водителя дать взятку инспектору ДПС.Сообщение о том, что сотрудник Госавтоинспекции отказался от денег, вызовет ажиотаж. Но такие случаи происходят, и довольно часто. К примеру, 22 августа прошлого года на ул. Меньшикова нарядом ДПС был остановлен автомобиль, водитель которого, нарушив Правила дорожного движения, пытался избежать ответственности и предложил работникам ГАИ взятку в размере 400 гривен. За что и поплатился — он понес ответственность и за нарушение ПДД, и за попытку дачи взятки.

На первый взгляд, ничего особенного не произошло, ведь сотрудник милиции просто выполнил свою работу. Но на фоне стереотипа, который бытует в нашем обществе о сотрудниках ГАИ, тем более что этот образ всячески подпитывается многочисленными анекдотами, этот случай кажется невероятным.

Тем не менее в 2008 году сотрудниками Севастопольской госавтоинспекции задокументировано 29 попыток дачи взятки работникам ГАИ. Причем откупиться водители пытались за самые различные нарушения Правил дорожного движения. Чаще всего деньги предлагали за непривлечение к уголовной ответственности водители в состоянии алкогольного опьянения, причем это были водители и "крутых" авто, и недорогих стареньких машин. Нарушители, пытающиеся "договориться" и решить дело "полюбовно", забывают, что им угрожает уголовная ответственность согласно статье 369 Уголовного кодекса Украины, по которой дача взятки карается штрафом от 200 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с конфискацией имущества и без нее.

В Севастополе проводится ряд мероприятий по искоренению такого позорного явления, как взяточничество. Созданы специальные группы, которые работают на линии, осуществляя гласный и негласный контроль несения службы инспекторами ДПС. Идет скрытое видео- и фотонаблюдение. По выявленным фактам принимаются очень жесткие меры. Инспекторы об этом, естественно, знают. Есть также четыре спецсредства "Визир", которые фиксируют нарушения в режиме реального времени. Это переносная камера, фотографирующая номер, записывающая скорость автотранспортного средства, время, дату. Все данные заносятся в компьютерный чип, и стереть их невозможно. С помощью "Визира" можно, не останавливая водителя, зафиксировать нарушение и отправить постановление о наказании для исполнения. Сейчас грядет и переоборудование авто: каждую машину ГАИ оснастят четырьмя или пятью видеокамерами. Их установят по бортам автомобиля, спереди и сзади, а также в середине салона. Камеры будут фиксировать не только ДТП и нарушения, но и действия инспектора. Электроника продумана так, чтобы стереть запись было невозможно. В ГАИ возлагают надежды на этот вариант как на метод успешной борьбы с коррупцией.

Также в Госавтоинспекции Севастополя действуют "телефоны доверия": 65-06-83, 48-11-11, номера которых постоянно публикуются в средствах массовой информации. Но большинство водителей все-таки готовы пойти на "компромисс с совестью" и предложить или даже навязать инспектору ГАИ взятку. Ведь нередко водители бросают деньги на сиденье или суют в карман инспектору. Несомненно, в борьбе со взяточничеством должна быть двусторонняя "игра": и сотрудников ГАИ, и водителей.

Если вам известны случаи вымогательства взяток сотрудниками ГАИ, просим обратиться по "телефону доверия" отдела внутренней безопасности 59-45-22.

Другие статьи этого номера