На этой неделе во время пленарных заседаний февральской сессии Севастопольскому городскому совету так и не удалось регламентировать процедуру проведения общественных слушаний в городе. А между тем наши ближайшие соседи — ялтинцы — уже вплотную подобрались к принципам демократии: начали работать над уставом своего города.Согласно закону Украины "О местном самоуправлении", любая территориальная община имеет право проводить общественные слушания. Но порядок организации общественных слушаний законом прописан частично и его детализация возложена на органы местного самоуправления. Документ, регулирующий механизм выражения мнения общественности, а именно "Положение об общественных слушаниях", в соседней Ялте был утвержден сессией городского совета еще в 2005 году. А в сентябре 2008-го городской голова Ялты Сергей Брайко на сессии местного горсовета сообщил, что в Ялте появится очередной документ, который регламентирует городскую и общественную жизнь, — собственный устав.
О том, что многие города Украины приняли уставы территориальных громад раньше Ялты, известно многим. Известно и другое. Большинство из принятых уставов не работает. Потому что были приняты для отписки и, как следствие, попросту не защищают интересов местных жителей. Ялтинцы решили иначе: устав — это Закон! И начиная с октября город-курорт (а чем им еще в некурортный период заниматься?) вплотную приступил к воплощению в жизнь проекта "Устав территориальной громады Ялты".
В этом "законотворческом" процессе есть ключевые моменты. Устав создается громадой. Ей помогают специалисты, чтобы в четких правовых рамках отразить в нем все особенности жизни Ялты. И, наконец, документ принимается общественностью, проходит соответствующую регистрацию и получает силу, равную закону. В нем и будут закреплены система местного самоуправления, основные его акты, а также ответственность должностных лиц за деятельность его органов.
При этом Ялта, хоть и находится в каких-то 80 км от Севастополя, но в отличие от нашего города-героя не выпадает за рамки законодательства в плане пропорциональности соотношений "местное самоуправление — государственная власть". Именно Севастополю, считают политологи, в условиях отсутствия Закона о статусе города необходимо принятие устава. Что невозможно без преодоления "первой ступеньки" — принятия "Положения об общественных слушаниях".
О том, что проект такого Положения был разработан депутатом горсовета Дмитрием Беликом, "Слава Севастополя+" сообщала в конце декабря 2008 года. В середине февраля 2009-го документ был внесен в повестку дня работы сессии. С сессионной трибуны автор проекта напомнил коллегам, что апеллировать к общественности и советоваться с ней политики предпочитают лишь накануне выборов — разработанное им Положение дает возможность громаде высказывать свое мнение в любое "политическое" время. "Если бы у нас еще в 2003 году был соответствующий документ, севастопольцы сами решили бы, брать ли им кредит Мирового банка на реконструкцию теплоснабжения. Горсовет тогда решения не принял. И, я считаю, правильно сделал. Но в условиях голосования "32 голоса против 32" нужно было слушать мнение общественности, — сказал Дмитрий Белик. — И таких примеров было множество даже в прошедшем году. Спорным был вопрос по такому социально значимому проекту, как застройка гостиничными комплексами монумента "Солдат и Матрос". Если районные ветеранские организации выступали категорически против строительства коммерческой структурой апартаментов, то городская вроде бы говорила "да". Таким образом, в городе просто сталкивались уважаемые люди. Истина могла быть установлена только на реальных общегородских общественных слушаниях".
Провести общественные слушания и избежать столкновений, уверен депутат, город должен был и по вопросам установления таблички на Графской пристани, и по выделению земли ООО "Агрофирма "Золотая балка".
И, как прописано в авторском проекте, предметами обсуждения на общественных слушаниях обязательно должны быть устав города, изменения в его генплане, решения о коммунальном займе, вопросы ликвидации коммунальных дошкольных и общеобразовательных учреждений. Инициаторами слушаний могут стать не менее 500 жителей города (инициативная группа); органы местного самоуправления; постоянные комиссии горсовета или группа депутатов не менее двадцати пяти человек. Устроителем общественных слушаний выступает городской совет.
Структура, на которую возлагается проведение мероприятия, и стала формальным поводом для депутатских противоречий. Дело в том, что на сессию проект Дмитрия Белика "вышел" уже в сопровождении альтернативного проекта депутата Вячеслава Баканова, посчитавшего, что проводить слушания должны сами инициаторы. И уже ближе к слушанию вопроса свои проекты Положения внесли еще два депутата. Поняв, что таким образом вопрос будет просто "завален", Дмитрий Белик снял с рассмотрения свой документ и предложил коллегам взять за основу версию Положения Вячеслава Баканова и после доработки принять его на мартовской сессии. Но и это не помогло. Председателю горсовета Валерию Саратову пришлось создать рабочую группу для выработки общего решения.
После провала вопроса Дмитрий Белик сообщил журналистам, что видит причину произошедшего в том, что крупные строительные компании, осуществляющие на территории города масштабные проекты, никак не заинтересованы в том, чтобы общественность имела право "подавать голос". И, кстати, в той же Ялте со времен принятия "Положения об общественных слушаниях" на них выносятся не вопросы вступления Украины в ВТО, а возможности строительства новых объектов. Именно широкомасштабные стройки вызывают у ялтинцев самый большой интерес и становятся темой обсуждения на слушаниях.
Принятие же севастопольского Положения теперь откладывается на неопределенный срок.