Сейчас с кем бы из директоров ни встречался журналист по газетным делам, все они объясняют сокращение объемов производства на своем предприятии и уменьшение потребительского спроса на товары и услуги, задержку зарплаты финансово- экономическим кризисом. Это же ожидал услышать наш корреспондент, встретившись с председателем правления ОАО — Кризис носит глобальный характер, — сказал Владимир Васильевич. — Он не мог не повлиять и на работу нашей энергокомпании. Город уменьшил потребление электроэнергии, поэтому несколько сократилась наша прибыль и одновременно выросла задолженность наших крупных потребителей, в частности коммунальных предприятий, воинских частей. Долги только КП <Севтеплоэнерго> СГС составляют 17 миллионов гривен. Что касается населения, потребляющего треть электроэнергии, то оно рассчитывается с нами почти полностью. Вместе с тем мы ежемесячно выявляем от 3 до 5 тысяч должников.
— А при какой сумме долга у <Севастопольэнерго> возникает право отключать потребителя?
— В правилах пользования электроэнергией не определена конкретная сумма долга, при которой потребитель может лишиться электроснабжения. Формально это возможно даже при незначительной сумме долга, но объективно мы не заинтересованы в осуществлении этой непопулярной акции и делаем все возможное, чтобы ее не проводить. Когда человек своевременно не оплатил месячное потребление электроэнергии, мы направляем ему письмо с указанием долга и срока его погашения. Если в течение 30 дней потребитель не рассчитается с нами, то принимается решение об отключении. Таким образом, мы кредитуем потребителя два месяца, оплачивая госпредприятию <Энергорынок> из своих финансовых средств использованную неплательщиком электроэнергию. Если не делать этого, то возникнет угроза снижения городу лимитов, которые определяются уровнем проплат. А к чему приведет урезание лимита? К веерным отключениям. Кстати сказать, злостные неплательщики сами себя наказывают. Жить без электроснабжения невозможно, и, лишившись его, человек или юридическое лицо вынуждены не только погасить свой долг, но и оплатить стоимость подключения.
— В отделе кадров мне сказали, что из 600 работников вашей энергокомпании ни один человек не был сокращен, зарплата выдается своевременно, в полном объеме. В связи с этим возникает вопрос: каким образом предприятию удается противостоять кризису?
— Благодаря системной, согласованной работе всех подразделений энергокомпании мы вошли в кризис без больших потерь и нам не пришлось принимать экстренных мер, которые, как показывает опыт, зачастую оказываются неэффективными. Еще в апреле прошлого года был детально проработан план подготовки к осенне-зимнему периоду, который для энергетиков является самым сложным. Ведь при нестабильном давлении природного газа и прекращении подачи горячей воды резко увеличивается потребление электроэнергии. Это приводит к перегрузке сетей, создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций. Чтобы не допустить этого, мы выполнили большой объем работ на высоковольтных линиях, трансформаторных подстанциях, вложили в их модернизацию около 5,5 миллиона гривен. Нам удалось значительно повысить управляемость энергосистемой города за счет создания в оперативно-диспетчерском пункте предприятия оперативно-информационного комплекса, который позволяет быстрее реагировать на любые аварийные ситуации, усиливает контроль за состоянием сетей и подстанций, а его введение в эксплуатацию повысило национальный бизнес- рейтинг ОАО <ЭК <Севастополь-энерго>.
— Севастополь считается одним из самых динамично развивающихся городов. Вы с этим согласны?
— Я могу судить об этом только по объему потребления электроэнергии. Вот уже пять лет этот показатель ежегодно растет на 3-5 процентов. В соответствии с генпланом мы учитываем, где будет наиболее активно вестись строительство. Сейчас это районы Стрелецкой и Камышовой бухт, проспектов Генерала Острякова и Октябрьской Революции. Там, по нашим расчетам, в скором времени потребление электроэнергии возрастет на 10 процентов и может возникнуть дефицит трансформаторной мощности. В связи с предстоящим подключением новых нагрузок мы составили перспективный план модернизации и технического развития электросетей до 2015 года. Планом также предусмотрены строительство подстанций, реконструкция высоковольтных линий в районе Столетовского проспекта и бухты Ласпи, где нагрузки приближаются к предельно допустимым. К сожалению, пока не определены источники финансирования этих работ.
— Кризис не повлиял на освоение вами финансовых средств, заложенных в инвестиционной программе?
— Все мероприятия, запланированные инвестиционной программой на 2008 год в сумме 15,5 миллиона гривен, выполнены на 100 процентов. Мы проводим замену опор, изоляторов, проводов, отремонтировали более 100 километров высоковольтных линий, выполнили работы по повышению надежности и качества электроснабжения потребителей Гагаринского района, в Стрелецкой бухте создали резерв мощностей для подключения дополнительных потребителей. Двум тысячам абонентов вывели приборы учета на фасады жилых домов. На инвестиционную программу 2009 года запланирован объем финансирования в 20 миллионов гривен. Из них 14 миллионов пойдет на техническое перевооружение и модернизацию электросетей.
— Владимир Васильевич, судя по вашим довольно оптимистичным ответам, энергокомпанию <Севастополь-энерго> минуют многие беды.
— В целом энергокомпании действительно пока удается противостоять кризису. Во многом это результат многолетней работы всего трудового коллектива. Работы планомерной, нацеленной на перспективу, на предвидение развития негативных процессов в сфере производства и на создание потенциала финансово-экономической устойчивости предприятия. Вместе с тем не могу не сказать о том, что полностью избежать критических ситуаций мы не смогли. В конце прошлого года вышел из строя один из двух трансформаторов, обеспечивающих Севастополь электроэнергией. И хотя трансформатор принадлежит государственному предприятию <НЭК <Укрэнерго> и именно оно должно обеспечивать надежность его функционирования, выходить из сложившейся аварийной ситуации пришлось компании <Севастопольэнерго>. Чтобы не отключать потребителей, была срочно изменена схема электроснабжения города, задействованы резервные электролинии. Эти работы велись в экстремальных условиях, вызванных значительным увеличением потребления городом электроэнергии. Госпредприятие <Национальная энергетическая компания <Укрэнерго> в срочном порядке доставило из Луцка трансформатор, но не новый, а долгое время находившийся в консервации. Установленный трансформатор не имеет обмотки питания на 35 киловольт, и на сегодня по-прежнему остается под определенной угрозой надежность электроснабжения Севастопольского узла, в частности поселков Сахарная Головка, Терновка, Хмельницкое, а также некоторых участков железной дороги в районе Севастополя и объектов ГКП <Севгорводоканал>.
— Владимир Васильевич, до сих пор бытовые потребители не знают забот с поверкой и модернизацией установленных электросчетчиков на более современные. Будет ли и в этом году проводиться плановая замена приборов учета или это возложат на плечи бытовых потребителей?
— В соответствии с инвестиционной программой за год мы заменим 10 тысяч приборов учета электроэнергии на новые, повышенного класса точности.
— В средствах массовой информации высказываются предположения о возможном повышении тарифа на электроэнергию до 70 копеек. Что вы можете сказать в связи с этим?
— Я не берусь комментировать то, что еще не произошло и, возможно, не случится. Тариф для населения утверждается Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ). Сейчас он составляет 24,36 копейки. Эта цифра не менялась с сентября 2006 года, хотя уже сейчас отпускная стоимость электроэнергии превышает покупную. Население платит за нее меньше, чем она стоит при покупке ее у государственного предприятия <Энергорынок>. Не думаю, что это может продолжаться бесконечно долго. Но чтобы выйти из кризиса с меньшими потерями, надо не падать духом и не опускать руки.