Зачем нужен закон о Севастополе

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он должен сделать очень серьёзный выбор, от которого зависит будущее. Так и в жизни нашего города сегодня наступил именно такой момент выбора будущего, которое напрямую связано с тем, будет ли принят закон Я уверен, что он нужен прежде всего севастопольцам для того, чтобы каждый имел право выбирать власть, контролировать её работу и при необходимости спрашивать с неё за то, что обещано, намечено, но не сделано, а главное — для того, чтобы этот закон работал на улучшение жизни горожан.

Меня могут упрекнуть в том, что закон больше нужен тем, кто хочет иметь больше власти. Покривлю душой, если не скажу, что некоторые чиновники действительно ставят такие цели. Поэтому власть и надо организовать так, чтобы она работала не на горстку таких чиновников, а на горожан, была ответственна и под-отчётна. Это и должен гарантировать закон о городе. Именно его отсутствие и не позволяет решить множество проблем, от которых в конечном итоге зависит нормальная жизнь нашего города.

Нарушением прав севастопольцев считаю тот факт, что им единственным в Украине не дана возможность избирать своего голову города, а вместо этого Киевом назначается губернатор, который неподотчётен громаде, поэтому соответствующим образом и относится к её нуждам и требованиям.

Является абсурдным, что у представительной власти, которой сегодня является горсовет, нет сформированного ею и подчинённого ей исполнительного органа. В результате и существует беспредел, так как администрация не подчиняется депутатскому корпусу и с неё нельзя спросить за всё происходящее. Прежде всего, куда деваются бюджетные средства, выделяемые для реализации программы социально-экономического развития, из-за чего десятки объектов социального назначения не введены в строй? Почему сотни гектаров земли переданы через теневые схемы коммерсантам, а та же громада не получила ни копейки, в то время как полученные сотни миллионов гривен от продажи права аренды на эту землю могли бы пойти на решение коммунальных проблем.

Когда же администрация в суде доказала, что она неподконтрольна и неподотчётна горсовету, который представляет громаду, была подготовлена благоприятная почва для процветания коррупции, создания преступных группировок по отчуждению земли громады. В результате Севастополь стал одним из самых коррумпированных городов Украины. Это, естественно, негативно сказывается на его имидже, в частности на инвестиционной привлекательности и прежде всего на решении проблем самих севастопольцев.

Из-за нерешённой проблемы взаимоотношений двух ветвей власти, в частности неподчинения администрации горсовету, не решаются также многие земельные вопросы горожан. Направляемые горсоветом для согласования в администрацию документы севастопольцев, связанные с получением земли, остаются без ответа, хотя, согласно ноябрьским изменениям в законодательстве, срок на это для исполнительной власти определён в 21 день. В итоге без таких заключений администрации горсовет не может принять решение по обращениям горожан, связанным с получением земли.

Особенно такая неопределённость во взаимоотношениях двух ветвей власти негативно сказывается сегодня на жизни горожан в условиях финансово-экономического кризиса, когда нет возможности двум ветвям власти предпринимать оперативные и эффективные совместные согласованные решения по минимизации последствий этого кризиса, что ещё больше его усугубляет.

Кроме того, сложившийся правовой вакуум не даёт развиваться самоуправлению в городе, что в конечном итоге негативно сказывается на развитии всех сфер жизнедеятельности города, а значит, и на жизни севастопольцев, что влечёт за собой ухудшение и политической ситуации в городе.

А ещё неурегулированной правовой ситуацией пытаются воспользоваться определённые политические силы для того, чтобы лишить город специального статуса, что приведёт, уверен, к ухудшению положения в Севастополе.

Перечень негативных последствий отсутствия закона <О городе-герое Севастополе> можно было бы продолжить. Их все в полной мере прочувствовали на себе севастопольцы.

Чтобы такой закон всё же появился, депутаты Верховной Рады от Севастополя в последние годы предложили несколько проектов документа, расширяющего права громады, однако уже на принятый трижды Верховной Радой Украины закон было наложено вето президента.

Киев опасается, что в условиях пребывания в городе Черноморского флота Российской Федерации дополнительные возможности местного самоуправления могут привести к политической нестабильности, что является необоснованным и ущемляет права горожан, а также вызывает негативное отношение к власти. Но эту ситуацию можно изменить.

Я уверен, что сегодня севастопольцы, как никогда, близки к принятию закона <О городе-герое Севастополе>. Постановление Верховной Рады Украины, принятое 16 января, по выявленным нарушениям городской администрацией Конституции и законодательства Украины в вопросах земельных отношений, разворовывания государственных средств, говорит о том, что большинство народных депутатов (а за постановление проголосовало 374 парламентария) осознают последствия непринятия такого закона не только для Севастополя, но и для Украины.

Каким же он должен быть? Недавно на этот вопрос попытались ответить члены профильного комитета Верховной Рады Украины, в заседании которого мне довелось принять участие. Был рассмотрен проект закона о Севастополе в редакции Ивана Вернидубова, Вадима Колесниченко, Владимира Литвина и Петра Симоненко, который находился в комитете 10 месяцев и под разными надуманными предлогами не рассматривался. В результате отдельные, на мой взгляд, очень важные положения, которые содержались в законе, членами комитета не были поддержаны, что, собственно, и ожидалось.

Тем не менее самый важный итог работы комитета заключается в том, что депутаты ещё раз подтвердили важность принятия такого документа. Кроме того, было принято решение в течение недели создать рабочую группу, в которую включили и меня, как главу Севастопольского горсовета, для того, чтобы уже через месяц вынести откорректированную редакцию закона на сессию Верховной Рады Украины.

Севастопольская же городская государственная администрация, которая еще в апреле 2008 года заявляла о том, что разработает и представит свой проект закона о Севастополе, обещание так и не выполнила. На заседании рабочей группы была предложена всего лишь концепция закона Украины <О городе-герое Севастополе>, разработанная администрацией совместно с Министерством регионального развития и строительства, которая требует существенной проработки и серьезной юридической экспертизы. Концепция — это не конечный продукт, это направление движения, а путь от концепции до закона неблизок.

И всё же ситуация складывается такой, что даже при условии, если проект закона <О городе-герое Севастополе> удастся согласовать во фракциях Верховной Рады Украины, без договорённости политических сил он подписан не будет. Положительным в решении этого вопроса является то, что, как предполагается, политическую работу группы может возглавить, как один из соавторов закона, председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин.

Я не исключаю, что при выработке проекта закона о Севастополе придётся немного поступиться, чтобы закон начал работать. Однако принципиальным для города при принятии документа является закрепление законодательно особого статуса Севастополя в границах территории начиная от мыса Сарыч и заканчивая мысом Лукулл, Верхнесадовым.

Принципиальным должно быть и положение в законе о том, что избранный громадой представительный орган формирует свой исполком, который полностью подотчётен и контролируем.

Важной экономической составляющей закона должен стать пункт, который предполагал бы, что 50 процентов средств, которые получает Украина по зачёту за базирование Черноморского флот, остаётся в Севастополе. Это порядка 250 миллионов гривен, что составило бы четвёртую часть предполагаемого бюджета 2009 года. Сегодня город получает 100 миллионов гривен.

Сохранение таких принципиальных для города позиций — залог политической стабильности, минимизации последствий кризиса, перспектива экономического развития города, а значит, возможность решения социальных проблем громады. И добиться этого можно, только объединившись всем, кому дороги Севастополь и его будущее.

Другие статьи этого номера