Владислав ЗАВГОРОДНИЙ: «Мы снова бьем в колокола!»

Беседа с начальником Госуправления охраны окружающей природной среды в Севастополе В.В. ЗАВГОРОДНИМ
— Владислав Валерьевич, каким был прошедший год для госуправления охраны окружающей природной среды? Что вас вдохновило? Что огорчило?

— В целом год прошел позитивно, хотя экологических проблем меньше не стало. Однако им начали уделять больше внимания, и это отрадно. Думаю, что будущее Севастополя в экологическом плане хорошее. Поверьте, я много общаюсь с коллегами из различных регионов, знаю их проблемы: тяжелая промышленность, металлургические предприятия, выбросы, отходы… У нас такого, слава Богу, нет.

— Зато, конечно, есть свои экологические проблемы, с которыми город не может справиться на протяжении десятков лет.

— Сегодня я хотел бы поделиться ими с севастопольцами. Одной из самых главных является проблема очистных сооружений южной части города в районе бухты Казачьей. Как известно, они работают в режиме механической очистки и не отвечают современным требованиям биологической очистки сточных вод. Есть сухие цифры, и я считаю, что их нужно озвучить: из общего объема, 30 млн кубометров сбрасываемых стоков, 20 млн кубометров (две трети!) — это неочищенные стоки. И они поступают в море. Тревожное положение в Балаклавской бухте, куда выпускаются неочищенными 3 млн кубометров стоков. Если бы туристы, например, узнали, что в Балаклавскую бухту сливается 3 млн кубометров неочищенных стоков, то, думаю, они не то что искупаться, просто приезжать сюда отказались бы. Стоит ли после этого претендовать на то, что наш город должен стать курортным, туристическим объектом? Большой вопрос.

— Об этой проблеме разговор идет на разных уровнях. В чем же причина? Где виновные?

— Нельзя сказать, что есть кто-то, кто этого не делает. Проблема — в финансировании, она не первый год существует, мы снова бьем в колокола, обращаемся ко всем органам — законодательным и исполнительным. Действительно, если город движется в сторону курортно-рекреационного развития, то с таким грузом на ногах достичь этой цели невозможно. При этом нынешний год в силу кризиса для финансирования, мягко говоря, проблемный. А тем временем госуправление по закону не вводит в эксплуатацию объекты строительства, подключенные к таким сомнительным очистным…

— Но год от года севастопольцы слышат обещания: будет построено, будет сдано…

— …а воз и ныне там. К сожалению, не выделяются деньги. Мы со своей стороны обращаемся в наше министерство. Но ведь мы не тот орган, который может решить этот вопрос. Адресного финансирования надо добиваться в рамках социально-экономического развития города. Городские власти знают эту проблему, поднимают ее, но сумма неподъемная. Нужны инвестиционные проекты.

— Экологические проблемы — всегда на виду. Наши читатели знают их, с тревогой пишут о новых свалках, сообщают о ликвидации зеленых зон, сокрушаются по поводу срубленных деревьев и кустарников.

— Жалобы горожан по этому поводу, естественно, поступают и в госуправление. Мы не раз говорили о проблеме озеленения. Да, к сожалению, в последние годы прослеживается четкая тенденция сокращения площадей и количества зеленых насаждений. Так, на территории Севастополя в 2008 г. было удалено 2319 деревьев и 1039 кустарников. И хотя это меньше, чем в 2007 г., я с тревогой отмечаю, что взамен этого в городе не заложено ни одного нового сквера, ни одного парка. Снос аварийных деревьев, тех же тополей, которые в связи с возрастом представляют опасность, понятен. Мы принимаем эти решения и позволяем коммунальным службам вести работы по сносу зеленых насаждений, особенно если есть решение, что взамен уничтоженного будет посажено новое дерево. С другой стороны, снос зеленых насаждений вызывается строительством, уплотнением застройки. Но в этом случае в обязательном порядке должны предусматриваться новые посадки. А ведь восстанавливается всего лишь 60-70 проц. деревьев от того количества, что сносится. В то же время я не могу не сказать, что на сегодня есть позитивные сдвиги, в частности такой крупный проект, как строительство банковской академии в парке Победы. Предусматривается целый комплекс зеленых насаждений.

— Но это в будущем. И можно ли быть уверенным, что в окружающей части парка Победы все будет так, как обещается?

— В проекте озеленению территории отводится особое место, поэтому при сдаче объекта в эксплуатацию мы будем за этим строго следить. В противном случае объект сдан не будет. Зеленая зона — это важная часть ландшафта Севастополя, наше богатство. Природно-заповедные объекты и территории Севастополя являются неотъемлемой составной частью природно-заповедного фонда страны, который законодательством Украины рассматривается и охраняется как национальное достояние. Как известно, в Севастополе определено одиннадцать природно-заповедных объектов и территорий общей площадью 26157 га (30,26 процента территории).

— Почти треть общей площади города — природно-заповедный фонд! Это же здорово!

— Да, на первый взгляд, неплохие показатели. Сравните: в целом по Украине природно-заповедный фонд — это 4-5 проц., по Европе — порядка 14, а у нас 30 процентов. Однако если копнуть глубже, то становится понятно, что мы среди отстающих. Дело в том, что до сих пор не выведены границы этих уникальных территорий. Опять-таки потому, что нет финансирования. Если же вывести эти границы в натуру, определить заповедные территории, а главное — сохранить их, то мы обеспечим будущим поколениям прекрасные условия жизни и отдыха среди чистого леса вблизи морской акватории. Вот тогда наш долг будет выполнен. В этом плане в прошлом году у нас была хорошая новость: 1 декабря 2008 г. президент подписал указ о создании национального природного парка на базе существующих заказников общегосударственного значения "Байдарский-Айя"

— Владислав Валерьевич, что этот статус дает городу и горожанам?

— Создание национального природного парка в Севастополе является одним из мероприятий по сохранению ландшафтного и биологического разнообразия региона Севастополя. Этим указом поддержана инициатива севастопольской громады и Севастопольской городской государственной администрации. Что же такое национальный парк? Эта идея пришла к нам с Запада. Начиналось все это в Америке. Сегодня существует несколько типов национальных парков: есть сравнительно небольшие городские парки, есть огромные — африканские, в саванне. Мы же предполагаем, что наш парк "Байдарский-Айя" будет соответствовать типу европейского парка, в котором предусматривается цивилизованный доступ граждан в зону отдыха. Здесь будет создана администрация парка, которая призвана следить за его состоянием и границами территорий. Конечно, в идеале эта служба должна быть оборудована вертолетом, катером, спецтранспортом, который способен продвигаться в условиях сложной местности. Опять вернемся к проблеме финансирования.

— Национальный парк — это хорошо. А как быть, когда разбазариваются любимые пляжные территории? И это там, где прежде отдыхали горожане. Теперь, оказывается, на них претендуют новые хозяева. Правда, имена этих нуворишей находятся за семью печатями, и определить, "откуда ноги растут", оказывается непросто.

— Естественно, что пока у нас нет границ заповедных территорий, остается возможность их разбазаривания. Это вопрос контролирующих органов. Со своей стороны мы совместно с органами правопорядка уделяем этому вопросу пристальное внимание. Что же касается побережья, то я считаю, что город должен развиваться в цивилизованном, современном русле. И побережье, подобно Cредиземноморскому, безусловно, тоже. Необходимо развивать инфраструктуру. При рассмотрении проектов нового строительства наше требование неизбежно: необходимо создавать свои канализационные очистные сооружения. При этом речь, конечно, не идет о строительстве в прибрежно-защитной полосе Черного моря.

— Хорошее решение. Но печально, когда побережье превращается в сплошную свалку.

— Госуправление охраны окружающей природной среды — не тот орган, который убирает свалки, штрафует. Мы определяем стратегию, координируем, работаем в одном русле с исполнительными органами и ведем борьбу с несанкционированными свалками. Мы пошли и по такому пути: заключаем договоры с вузами, студенты обходят территории, в том числе по побережью, устанавливают места незаконных свалок. Кроме того, в этом году управление персонально обратилось ко всем крупным, средним и даже мелким субъектам, которые складируют мусор, и уведомили их через СМИ, что до 31 мая надо получить лимиты на отходы. Должен подчеркнуть, что первоочередное внимание уделяется важным городским вопросам, будь то такие проекты, как земельные аукционы, спуск Котовского, дорога в районе "Маяка", установление каких-либо памятников и пр. Город наш — специфический, в нем базируются два флота, это накладывает свой отпечаток, а объекты, связанные с функционированием флотов, находятся под особым вниманием. В целом я считаю, что оба флота в решении природоохранных вопросов двигаются в правильном направлении и уделяют значительно больше внимания экологическим проблемам.

— Владислав Валерьевич, наша беседа — редкий случай, когда на природоохранную работу смотрят с оптимизмом.

— Настроение у нас действительно хорошее. Столько лет экологи скитались по городу, не имея своего угла, а теперь есть свой офис и в ближайшее время планируем переезд. В коллективе госуправления охраны окружающей природной среды работают как опытные сотрудники, так и молодые толковые люди, которые по-новому смотрят на проблемы и постепенно приходят к руководству. По результатам года была проведена коллегия, наша работа признана полностью удовлетворительной. И мы уверены, что справимся с теми задачами, которые ставят министерство и наша территориальная громада, жители Севастополя.

Другие статьи этого номера