Кризис законы не отменяет

Печальное положение экономики Украины существенно прибавило работы всем без исключения контролирующим органам и, в частности, инспекции труда. На ее плечи возложен надзор за соблюдением трудового законодательства, факты нарушения которого в последнее время начали выявляться все чаще и чаще. О том, чем приходится заниматься территориальной государственной инспекции труда в Севастополе, нам рассказала ее начальник Светлана МАЛАХОВА. — Светлана Владиленовна, какие функции возложены на вашу инспекцию?

— Инспекция осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и обязательном общегосударственном социальном страховании на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности.

Надзор мы осуществляем, как правило, путем проведения выездных проверок на предприятиях и во всех помещениях, используемых ими. Инспекция проверяет документы, которые в обязательном порядке должны оформляться каждым предприятием в соответствии с законодательством о труде. К сожалению, как вы уже догадались, не все предприятия и предприниматели соблюдают нормы закона. Эти факты нам и приходится выявлять.

Проверки осуществляются по всем разделам КЗоТ: коллективный договор, трудовой договор, нормы рабочего времени, времени отдыха, оплата труда и другое.

Помимо предприятий, которые являются юридическими лицами, мы проверяем и физические лица, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, которые используют наемный труд. К сожалению, сегодня многие предприниматели считают, что они не должны соблюдать законодательство о труде, кроме заключения письменного договора. На самом деле единственным отличием ведения документации по трудовому законодательству у частных предпринимателей является то, что они не заключают коллективных договоров. Во всем остальном должны соблюдаться все законодательные акты, которые изданы в соответствии с Кодексом законов о труде. Наемные работники независимо от того, на кого они работают, имеют одинаковые права в соответствии с Конституцией Украины и КЗоТ.

— Расскажите о главных направлениях работы инспекции труда.

— Одним из наших главных приоритетов является проверка предприятий, имеющих задолженность по зарплате, которая, к сожалению, с развитием экономического кризиса в нашем городе начала расти. Количество предприятий, которые ее имеют, в значительной степени увеличилось. Это, как вы сами понимаете, влияет на уровень жизни людей.

В связи с кризисом увеличилось также и количество увольнений. Поэтому вторым приоритетом инспекции труда является проверка соблюдения законодательства о труде при увольнении работников. В последнее время участились увольнения по соглашению сторон. Недавно были приняты изменения в закон о занятости, которые такое основание для увольнения не приравнивают к уважительной причине. Выплата пособия по безработице в этом случае откладывается на три месяца. Что касается вопросов написания заявления под давлением, когда массово увольняют по соглашению сторон или собственному желанию, это по большей части компетенция правоохранительных органов. Люди время от времени обращаются к нам с такими проблемами, но, к сожалению, инспекция не может решать такие вопросы. Судебная практика показывает, что очень проблематично доказать факт написания заявления об увольнении под давлением.

Еще одно очень важное направление нашей деятельности — это проверка правильности оформления трудовых отношений, то есть легализация труда и заработной платы. Очень часто работодатели принимают на работу граждан, не оформляя их документально. В данном случае страдает именно работник. Ему не засчитывается трудовой стаж и восстановить его практически невозможно. Даже если предприниматель или юридическое лицо согласится заплатить в Пенсионный фонд за весь предыдущий период труда работника, поступившие средства засчитаются ему (работнику) как за один месяц. Поэтому хочу еще раз напомнить всем гражданам, что, соглашаясь на нелегальную работу, они зачеркивают свой стаж и, соответственно, теряют шанс на получение достойной пенсии.

Не очень хорошо для работника переходить на неполный рабочий день, поскольку стаж идет пропорционально начисленной минимальной заработной плате и отработанному времени.

Бремя налогов и трудовых взносов у нас очень тяжелое. Это одна из главных причин, почему предприниматели стараются минимизировать свои расходы. В итоге ни к чему хорошему ни для работников, ни для них самих это не приводит.

— Вы озвучили три основных направления работы вашего органа. А по какому из них чаще всего происходят нарушения?

— Дело в том, что количество нарушений очень велико по двум направлениям — оплата труда и нелегальный труд. Ситуация усугубляется в связи с экономическими проблемами в стране. Но самой актуальной, от которой наиболее страдают граждане, является невыплата зарплаты. В отношении порядка высвобождения работников нарушений практически нет.

Что касается долгов по зарплате, то в нашем городе их имеет ряд крупных, в том числе промышленных, предприятий, таких как ОАО "Севморзавод", ГП "Конструкторское бюро радиосвязи", ООО "Экотех", ДП "Арка", ЗАО "Югрыбстрой", ООО "Добрыня и КО" и др. В прошлом и этом году в отношении руководителей этих предприятий органами прокуратуры возбуждены уголовные дела.

Только за прошедший год мы провели более 180 проверок, из них 29 на предприятиях — должниках по заработной плате. Составлено 24 протокола, которые направлены в суд.

Мы часто сталкиваемся и с нарушением дифференциации зарплат на предприятиях различных форм собственности. Проще говоря, когда весь рабочий персонал независимо от квалификации получает минимальную заработную плату, это является грубым нарушением, ведь размер зарплаты должен быть дифференцированным в зависимости от квалификации работника, объема и сложности работ. Он устанавливается на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, выше ее размера. Выявляя нарушения, инспекторы труда выдают предписания об их устранении. В случае их невыполнения предприятие привлекается к административной ответственности.

Инспекция труда также контролирует соблюдение размера минимальной заработной платы, установленной государством. К сожалению, в законах, касающихся минимальной зарплаты, есть разногласия. Так, законом Украины "О Государственном бюджете на 2009 год" установлен размер минимальной заработной платы ниже прожиточного минимума для трудоспособных граждан, что не соответствует статье 95 КЗоТ Украины, статье 3 закона Украины "Об оплате труда" с изменениями от 14 декабря 2006 года, вступившими в силу 1 января текущего года и согласно которым размер минимальной зарплаты устанавливается на уровне не ниже прожиточного минимума. С 1 января 2009 года прожиточный минимум установлен в размере 669 гривен, а минимальная зарплата — 605 гривен. Эти разногласия значительно усложняют нашу работу.

Сегодня страна переживает очень сложный период. Тяжело людям, тяжело предпринимателям. Однако в нарушении трудового законодательства выгоды искать не стоит. Она кратковременна и может принести большие неприятности. Поэтому еще раз хочу обратиться ко всем работодателям с призывом соблюдать закон и не усложнять жизнь себе и своим работникам.

Другие статьи этого номера