ДЕНЬГИ — В ТРУБУ!

Европа станет донором украинской газотранспортной системы. Тимошенко в Брюсселе подписала декларацию о модернизации ГТС. Прошедшая в Брюсселе международная инвестиционная конференция по модернизации украинской газотранспортной системы «ЕС — Украина: партнеры по поставкам газа в Европу» завершилась так, как этого хотела украинская сторона. А именно: украинское правительство совместно с Европейской комиссией, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и Всемирным банком подписало декларацию о модернизации нашей ГТС. Сие соглашение, по мнению премьер-министра Украины, позволит обеспечить совместный вклад в «дело политической, энергетической и экономической безопасности всего Европейского континента».Европа надеется, что реализация документа позволит, во-первых, укрепить сотрудничество с Украиной, а во-вторых, определенным образом обезопасить Европу от газовых проблем по примеру тех, которые возникли в январе этого года.

У Украины свой резон подписания этого документа. Во-первых, как заявляет Юлия Тимошенко, итоговый документ Международной инвестиционной конференции по модернизации украинской газотранспортной системы закрепляет принадлежность ГТС государству Украина. "Совместное заявление четко фиксирует, что газотранспортная система Украины является и будет оставаться, согласно действующим в Украине законам, государственной собственностью", — заявила она.

Во-вторых, по мнению Юлии Владимировны, этот документ будет свидетельством доверия со стороны Евросоюза к украинской ГТС как надежной системе транзита газа европейским потребителям. "Это фактически прекращает какие-либо разговоры о ненадежности ГТС Украины. Заявление дает сигнал всем потенциальным инвесторам, которые хотят присоединиться к этому процессу (модернизации ГТС), что этот процесс поддерживается Европой, Украиной и также, уверена, поддерживается Российской Федерацией, — заявила Тимошенко. — Украина, как и Европейский Союз, имеет четкое намерение привлечь Россию как партнера к этой большой программе реконструкции и модернизации. Я уверена, что если "Газпром", Российская Федерация имеют намерения либо инвестировать в этот процесс, либо привлечь российские компании, которые непосредственно смогут принять участие в осуществлении модернизации и реконструкции, — мы будем это приветствовать".

Это из разряда политических плюсов. Однако есть и плюсы финансовые. По итогам Брюссельской конференции НАК "Нефтегаз Украины" может получить кредит в размере $2,5 млрд. Для получения этих средств Украина взяла на себя ряд обязательств по реформированию газотранспортной отрасли. Ожидается, что кредиты будут получены по низким ставкам, при этом основная часть средств пойдет на реконструкцию компрессорных станций. В целом работы по модернизации ГТС будут продолжаться как минимум до 2016 года. Первоначально планировалось, что по итогам конференции Украине будет выделена безвозмездная помощь в размере 2,5 млрд евро. Позже стороны отказались от этой идеи и задекларировали, что средства будут собраны в виде инвестиций. Изменилась и их сумма — с 2,5 млрд евро на $2,5 млрд. Основную часть суммы — $1,435 млрд — предлагается потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. Другие крупнейшие затратные статьи: ремонт линейной части трубопроводов ($616 млн) и реконструкция двух подземных хранилищ газа — Богородчанского и Бильче-Волыцко-Угерского ($455 млн). Подготовленный Киевом мастер-план, представленный в Брюсселе, содержит и две дополнительные затратные статьи: строительство газоизмерительных станций на востоке Украины ($448 млн) и новых газопроводов Новопсков — Ужгород и Торжок — Долина ($5,5 млрд), которые позволят увеличить пропускную способность ГТС на 58,6 млрд кубометров в год.

А деньги эти нужны. Как заявил депутат от БЮТ, глава Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин, в Украине капитальный ремонт ГТС не делался со времени ее строительства.

"Уже прошло 40 лет с момента производства сети. Она на грани, и нужны капитальные вложения. Кроме того, Украине критически необходимо установить счетчики на входе и на выходе энергоносителей. Парадокс в том, что такие счетчики стоят вне границ нашей страны, и мы должны на слово доверять нашим партнерам. По подсчетам для полной модернизации ГТС нужно 30 миллиардов долларов. Тогда у нас будет современная, безопасная система. Но такие объемы нельзя освоить и за пять лет. Это большая программа на многие годы. Для того чтобы провести частичную модернизацию и улучшить перекачивающие станции в следующем году, Украине нужно 2,5-3 миллиарда долларов", — подытожил Терехин.

Реакция на подписанные соглашения последовала незамедлительно. И в стране, и за ее пределами. В Партии регионов, например, считают нереальной модернизацию украинской ГТС без участия России. "Без привлечения России к европейскому проекту модернизации ГТС эта идея никогда не будет иметь реального воплощения", — сказала заместитель лидера фракции Партии регионов Анна Герман. По ее словам, президент и премьер-министр должны немедленно обратиться к Европейскому Союзу и России с предложением сделать этот проект трехсторонним. В противном случае "все соглашения, подписанные президентом и премьер-министром в Брюсселе, по модернизации украинской ГТС останутся материалом для мемуаров этих политиков на период последующих президентских выборов".

Уверенность Юлии Владимировны в том, что процесс модернизации украинской ГТС будет поддержан Российской Федерацией, в самой России вызвал иную реакцию. Российский МИД уже предупредил Украину и Европу о том, что ряд положений декларации может привести к удорожанию стоимости газа для украинских и европейских потребителей. Об этом говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Андрея Нестеренко. По его мнению, ряд положений совместной декларации, принятой по итогам международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации ГТС Украины в Брюсселе, противоречит январским договоренностям Москвы и Киева и может привести к удорожанию стоимости газа. Сообщается также, что любые несогласованные с российской стороной действия по модернизации ГТС Украины "приведут к росту технологических рисков и возможным сбоям в поставках природного газа в Украину и Европу".

Свое мнение по поводу договоренности Украины и ЕС уже высказал Владимир Путин. Он считает декларацию по газовому рынку непродуманной и непрофессиональной. Российский премьер подчеркнул, что обсуждать вопросы увеличения прокачки газа через территорию Украины без основного поставщика — России — просто несерьезно. Кроме того, по его словам, Россия начнет пересматривать принципы отношений со странами Евросоюза, если интересы Москвы будут игнорироваться. Вместе с тем Путин назвал положительным явлением то, что Евросоюз все больше и больше уделяет внимания проблемам транспортировки газа через территорию Украины и его попытки поставить оператора ГТС под международный контроль. "Считаю, что это то, что мы вполне могли бы поддержать. Вместе с тем есть вопросы, которые остаются открытыми. В частности, в декларации есть упоминание о том, что нормальное функционирование ГТС является залогом политической стабильности в Украине и в странах ЕС", — сказал Путин.

Наша справка

Что представляет собой ГТС Украины

Газотранспортная система Украины включает в себя 36 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км труб большого диаметра (от 1020 до 1420 мм). В систему входят также 79 компрессорных станций общей мощностью 5500 МВт и 13 подземных хранилищ газа (ПХГ). Пропускная способность системы составляет на входе 290 млрд кубометров газа в год, на выходе — 170 млрд кубометров.

Оператор ГТС, которым является дочернее предприятие НАК "Нефтегаз Украины" компания "Укртрансгаз", обеспечивает подачу газа внутренним потребителям и осуществляет основной объем экспортных поставок российского газа в другие европейские страны.

Ежегодно через газотранспортную систему для потребителей Украины транспортируется около 70 млрд кубометров природного газа, а также 110-120 млрд кубометров — в страны Западной и Центральной Европы. По данным НАК "Нефтегаз Украины", сегодня существует техническая возможность для увеличения транзита газа в страны Центральной и Западной Европы до 140 млрд кубометров в год без расширения ГТС.

Стратегическое значение украинской газотранспортной системы обусловлено выгодным географическим расположением нашего государства между основными газодобывающими регионами и основными потребителями газа в Европе, соединением газопроводов с магистральными газопроводами всех соседних стран, наличием крупнейшего в Европе (после России) комплекса подземных газохранилищ.

Важным технологическим элементом газотранспортной системы являются 13 подземных газохранилищ с активным объемом 34,5 млрд кубометров. Сеть подземного хранения газа включает четыре комплекса — Западноукраинский, Киевский, Донецкий и Южноукраинский. Максимальный возможный отбор при полном заполнении подземных хранилищ газа может достигать 250 млн кубометров в сутки.

В феврале 2007 г. Верховная Рада приняла изменения в закон Украины "О трубопроводном транспорте" относительно предприятий магистрального трубопроводного транспорта, которым запрещается приватизация украинской ГТС.

Другие статьи этого номера