Прокуратура не должна стоять в стороне от проблем государства и общества

В нашем государстве органам прокуратуры отведена значительная роль в обеспечении соблюдения конституционных норм права. В этом окончательно определены конституционно-правовой статус прокуратуры и ее место в государственном механизме, вызывающие до настоящего времени серьезные дискуссии. Все они в первую очередь связаны с проблемой обеспечения законности и реализации конституционных норм. Обсуждаются разные точки зрения о месте и роли прокуратуры в механизме государственной власти, но всех их объединяет одно — необходимость существования прокуратуры в качестве органа независимого надзора за соблюдением законов, обеспечивающего своевременное выявление нарушений законов и принятие мер к немедленному их устранению, несмотря на то, от кого эти нарушения исходят.Сегодня прокуратура остается отдельной структурой в государственном механизме, что позволяет ей наиболее полно исполнять задачи и функции, предусмотренные законом. 26 января 2009 года на заседании коллегии прокуратуры города по итогам работы в прошлом году оценена деятельность органов прокуратуры Севастополя в целом на основных направлениях прокурорского надзора. Самым приоритетным направлением деятельности прокуратуры города являлась защита прав граждан и интересов государства. В центре внимания находились вопросы соблюдения законодательства о здравоохранении, защиты социально незащищенных и малоимущих слоев населения, своевременности и полноты выплаты зарплаты, правильного применения законодательства о внешнеэкономической деятельности, налогообложении, собственности, в том числе о приватизации, земельного и бюджетного законодательства.

В первую очередь прокурорский надзор был сосредоточен на ликвидации задолженности по заработной плате, проведении с контролирующими органами совместных проверок соблюдения законодательства об оплате труда на предприятиях государственной и коммунальной форм собственности, а также на предприятиях, находящихся в стадии банкротства и ликвидации. По результатам таких проверок прокуратурой возбуждено 11 уголовных дел в отношении руководителей предприятий-должников, 9 дел направлено в суд, по оставшимся проводится расследование. По другим актам прокуратуры 33 руководителя привлечены к дисциплинарной ответственности. Работникам предприятий-должников возвращено 6,4 млн гривен из задолженности по зарплате.

По нарушениям законодательства в бюджетной сфере и сфере налогообложения прокуратурой возбуждено 15 уголовных дел, из которых 7 направлено в суд. Оставшиеся дела находятся в производстве следователей. Принятыми прокурорскими мерами реагирования возмещено в бюджет 3,3 млн грн.

В сфере законности использования и отчуждения государственного и коммунального имущества возбуждено и направлено в суд 5 уголовных дел. К ответственности привлечены 18 должностных лиц, возмещен ущерб на 500 тыс. грн, полностью ликвидирована задолженность за приватизированное имущество и по инвестиционным обязательствам.

По результатам прокурорских проверок в системе здравоохранения возбуждено 2 уголовных дела, рассмотрено 13 документов прокурорского реагирования, 31 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Вопрос земельных отношений в городе всегда оставался в числе наиболее острых. С 2005 года прокуратурой постоянно проводятся проверки соблюдения данного законодательства. В первую очередь внимание уделяется нарушениям со стороны органов местного самоуправления, исполнительной власти и органов контроля. К ним относятся незаконные решения советов всех уровней, в частности о предоставлении гражданам в собственность земельных участков в размерах, которые превышают определенную площадь, незаконные действия управления по контролю за использованием и охраной земель, а также нарушения при согласовании главным управлением земельных ресурсов в Севастополе материалов о выделении земельных участков для строительства.

В этой сфере прокуратурой возбуждено 6 уголовных дел. По документам реагирования к ответственности привлечены 34 должностных лица. В суд предъявлено 110 исковых заявлений, больше половины из которых уже удовлетворены. Возмещен ущерб на 71 тыс. гривен.

Важно отметить, что такие судебные решения реально исполняются и многие земельные участки освобождены.

Большое внимание уделялось представительству интересов граждан и государства в судах, что свидетельствует о повышении эффективности представительской деятельности. На этом направлении прокуратурой заявлено 765 исков, из которых в настоящее время удовлетворено на 3 млн грн.

Активизирована работа по вопросам защиты интересов государства в топливно-энергетическом комплексе, где прокуратурой заявлен 31 иск. В настоящее время удовлетворено 17 исков на 78 тыс. грн, добровольно возмещен ущерб на 82 тыс. грн.

В интересах налоговых органов и других бюджетных учреждений по взысканию задолженности перед бюджетом прокуратурой заявлено 86 исков. Рассмотрено судами и удовлетворено 59 исков на 684 тыс. грн.

В представительской деятельности по защите интересов государства в лице органов и фондов социальной направленности прокуратурой заявлено 133 иска, из которых удовлетворен 81 на сумму 1,5 млн грн.

В центре внимания прокуратуры находились вопросы соблюдения законов по защите социально незащищенной категории граждан, охраны труда и здоровья населения. В интересах незащищенных слоев населения прокуратурой заявлено 133 иска и 70 заявлений в порядке приказного производства. Удовлетворено 49 исков и 66 заявлений на общую сумму 334 тыс. грн. В защиту жилищных и социальных прав граждан заявлено 72 иска. Рассмотрено судами и удовлетворено 40 исков на 170 тыс. грн.

Из числа лиц указанной категории особое внимание уделялось защите прав несовершеннолетних.

По результатам прокурорских проверок в защиту несовершеннолетних внесено 91 предписание и представление. По требованию прокуроров отменено 25 незаконных правовых актов, нарушающих права несовершеннолетних. К ответственности привлечены 80 служащих. Возмещен ущерб на 72 тыс. грн. В защиту прав детей возбуждено 14 уголовных дел.

Активно сработала прокуратура по обеспечению прав детей на образование. По результатам прокурорских проверок внесено 23 представления и предписания, 18 протестов, привлечены к дисциплинарной ответственности 17 должностных лиц, возбуждено пять уголовных дел, из которых четыре направлены в суд. Возмещен ущерб на 32 тыс. грн.

Пресечена незаконная практика тестирования детей, поступающих в первые классы городских гимназий.

По результатам проверок соблюдения службами по делам детей зонодательства об опеке и попечительстве возбуждено одно уголовное дело, внесено 10 предписаний и представлений, два протеста, одно представление об устранении нарушений закона в Севастопольскую городскую госадминистрацию, восстановлены права свыше 140 детей на опеку, попечительство и усыновление.

Не все благополучно, как хотелось думать, оказалось и с соблюдением жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В ходе прокурорских проверок вскрылись факты передачи руководством детских домов жилья воспитанников в аренду без согласия органов опеки и попечительства.

Благодаря принятым мерам создан банк данных детей, родители которых получили разрешение на продажу части жилья. Установлен действенный контроль за выполнением родителями обязанностей по приобретению нового жилья. Создан единый реестр жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки. Незаконные соглашения аренды жилья детей-сирот расторгнуты. По результатам проверки возбуждено одно уголовное дело, внесены 18 предписаний и представлений, один протест. В интересах несовершеннолетних заявлено три исковых заявления в суд, возмещен ущерб на 13 тыс. грн, восстановлены нарушенные права 67 детей на жилье и имущество.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, что прокурорский надзор продолжает оставаться важной гарантией соблюдения конституционных прав граждан и интересов государства, а имеющийся правозащитный потенциал органов прокуратуры — дальнейшего усовершенствования и развития.

Следует иметь в виду, что борьба с коррупцией и халатностью чиновников, надежная защита прав и свобод человека возможны лишь в результате совместных действий правоохранительных органов, руководителей ведомств и органов местного самоуправления. Каждый из нас должен бороться за доверие жителей нашего города к органам власти, что в первую очередь зависит от нас самих на своих местах, от того, насколько действенно будет укрепляться законность и насколько решительно каждый из руководителей вознамерится наводить порядок в подчиненном ведомстве.

Другие статьи этого номера