Прогульщик поневоле?

Около трех лет севастопольский мальчик не посещал занятия в школе. Уроки за партой ему заменили компьютерные игры и сеть Интернет.

УШЕЛ И НЕ ВЕРНУЛСЯ

Не так давно в газете "Слава Севастополя+" была опубликована информация из прокуратуры Нахимовского района. Речь шла о восстановлении справедливости в отношении ученика 5-го класса, который в нарушение закона Украины "Об образовании" был отчислен из школы. Мальчика восстановили в правах, и по результатам прокурорской проверки возник вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Газета не осталась в стороне. Было решено провести свое расследование. Первым, кто согласился ответить на вопросы, стал директор средней общеобразовательной школы N 42 Г.В. Кислянский. Из стен именно этого учреждения был отчислен ученик 3-А класса Степан К. (из этических соображений имя ребенка изменено). Неужели директор, опытный администратор с многолетним стажем работы, не знал, что действует в нарушение норм законодательства? Или все-таки в этой истории не все проговаривается до конца?

В беседе с директором выяснилось, что всколыхнувшая общественность история началась… еще три года назад. Степан К. пришел в 3-А класс в сентябре 2005 года, но в начале зимы 2006 года посещать уроки перестал. До 42-й школы мальчик поменял три общеобразовательных учреждения и, будучи неаттестованным, пришел повторно в третий класс. Первые полгода обучения ребенка прошли относительно спокойно. Проблемы возникли во втором полугодии. По неясным на тот период времени причинам школьник перестал посещать занятия, и это не осталось без внимания учителей. В подтверждение слов директор школы представил папку с многочисленными документами, где сохраняются по сей день докладные учительницы 3-А, обращения администрации школы в паспортный стол Нахимовского района, в отдел криминальной милиции по делам несовершеннолетних, в другие районные службы.

Рассказывает учительница 3-А, педагог с 35-летним стажем, отличник народного образования З.Е.ОКОЛИТА:

— Степана я помню тихим, спокойным мальчиком. С одноклассниками он не конфликтовал, хотя ни с кем так и не подружился. Домашние задания выполнял как мог. Неплохо читал для своего возраста, а вот с русским языком, математикой дела обстояли несколько хуже. Предпочтение мальчик отдавал урокам труда, рисованию. Внешний вид ребенка нареканий не вызывал.

Маму нечасто видели в школе, но когда это происходило, мы разговаривали с ней вполне нормально, как и с другими родителями. Я знала, что отец Степана оставил семью, уехал в Германию на ПМЖ. Но вроде бы оказывал материальную помощь.

Когда ученик перестал посещать школу, я не единожды ходила к нему домой по указанному адресу. Пыталась выяснить причину его отсутствия. Но городского телефона в квартире этой семьи нет, а дверь мне не открыли ни разу. Я оставляла записки соседям с обращением к маме Степана выйти на связь. Время шло, ситуация не прояснялась. Администрация школы обратилась в районный паспортный стол, и оказалось, что эта семья по указанному адресу даже не зарегистрирована.

Не внесли ясности обращения в иные службы правоохранительных органов. Уже спустя год из отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних был получен ответ: установить местонахождение ребенка пока не представляется возможным, и работа в нужном направлении продолжается. Прошло два года, как третьеклассник не приступал к школьным занятиям. В результате в конце 2008 года он был отчислен приказом директора школы и на основании решения координационного совета Нахимовской РГА, принятого еще в ноябре 2007-го. Восстановлен мальчик в своих правах, как следует из заявления прокуратуры, в феврале 2009-го. Где же "пропадал" ребенок в течение почти трех лет?

ВСЕ ЭТИ ГОДЫ СТЕПАН НАХОДИЛСЯ… ДОМА

Одна из версий этой почти детективной истории в том, что, кроме педагогов, представителей родительского комитета класса и районных социальных служб, внезапным и столь длительным исчезновением ребенка озаботились медики. Участковая медсестра якобы тоже не раз пыталась достучаться в закрытые двери, и однажды ей это удалось.

Следующими визитерами по указанному адресу стали представители милиции и службы по делам детей. Итогом визита стало решение о временном изъятии ребенка из семьи. Мальчика с целью полного медицинского обследования поместили в городской приют для несовершеннолетних. Такой поворот событий стал серьезным ударом для нервной системы его матери, которая, опасаясь юридически потерять сына, на какое-то время даже потеряла голос.

Сейчас, когда эмоции несколько улеглись, с ней удалось встретиться корреспонденту газеты. И, естественно, первым вопросом было:

— Где все эти годы находился Степан?

— Дома.

— Чем же он занимался все это время, пропуская занятия в школе?

— Играл, гулял, занимался на компьютере. Он любит посещать Интернет.

— Почему вы не водили сына в школу?

— Да, ребенок действительно не ходил в школу, но не потому, что этого не хотелось мне или ему. Везде требуются деньги. Первый вопрос, который мне везде задавали: "Чем вы можете помочь школе?"

— Этот вопрос вам задавали и в 42-й?

— Нет. В 42-й школе не было поборов.

— Так что же мешало?

— Были трудности. Переезжая из одного района в другой, мы стали жертвами квартирных аферистов. Квартира, где мы проживаем, оказалась незаконно приватизированной. По этому адресу нас не регистрировали около четырех лет, так как дом барачного типа и подлежит сносу. Мне неоднократно поступали угрозы на мобильный телефон с требованием продать это жилье.

— Но даже такая причина, на мой взгляд, недостаточно веская, чтобы поставить крест на образовании ребенка. Вы работаете?

— Нет, в настоящий момент я оформляю инвалидность.

В июне Степану исполнится четырнадцать лет. В настоящий момент, не без усилий со стороны прокуратуры, службы по делам детей, он определен в 5-й класс средней общеобразовательной школы. Не 42-й. Но багаж его знаний — это все те же три неполных класса. Тем не менее учиться розовощекому подростку, а нам удалось познакомиться и с ним, нравится. Он, как и его мама, серьезно напуган возникшим переполохом и в настоящий момент настроен выполнять все необходимые условия, которые позволят вернуть семье их привычный покой.

— Почему ты так долго не ходил в школу?

— Меня обижали.

— Как?

В ответ неопределенное пожатие плечами.

— А ты не спрашивал маму о том, почему, как все дети, не ходишь в школу?

— Иногда спрашивал. И мама всегда что-то отвечала…

В городском приюте для несовершеннолетних, где некоторое время пробыл Степан, о мальчике отозвались как о спокойном, неконфликтном подростке. Воспитатель приюта И.Г. Рыдлинский так и сказал: "Мальчик хороший, совсем не глупый". Но это обстоятельство еще больше заставляет сожалеть о том, что некоторые родители "неглупых" детей навязывают им собственный сценарий жизни. И если их дети не понимают сейчас криминальности такого явления, то наверняка пожалеют об этом в будущем. Одна из работников службы по делам детей Нахимовского района, комментируя конкретную ситуацию, привела пример аналогичного случая. В ходе рейдов была выявлена, а затем восстановлена в школе девочка, также не посещавшая занятия несколько лет. Эта девочка экстерном догнала своих сверстников, а потом еще едва ли не стала лучшей ученицей. Но не будь контроля со стороны общества, исход этой истории мог быть иным.

ИЩЕТЕ "СТРЕЛОЧНИКА"?

По некоторым данным, в настоящий момент в городе проживают около сотни детей, не охваченных всеобщим средним образованием. Растет число "скрытых" семей, не имеющих регистрации. Падает авторитет учителя, школьного образования в целом. Педагоги, в свою очередь, заявляют, что за последние годы значительно ухудшился "родительский контингент". "Стрелочником" в негативном социальном явлении иногда называют школу, очевидно, следуя старому обтекаемому принципу, что учитель за все в ответе…

Но там, где речь заходит о криминале, функции учителя заканчиваются. В США, например, родители могут попасть в тюрьму за школьные прогулы своих отпрысков. Согласно законодательству штата Джорджия, родители ребенка, более 10 дней отсутствовавшего на занятиях в школе без уважительной причины, должны дать письменное обязательство уладить проблему или предстать перед судом с риском подвергнуться штрафу в несколько тысяч долларов, или оказаться за решеткой на срок до 30 дней. В октябре 2008 года в суде из-за детских прогулов оказались более 300 родителей. Им были предъявлены обвинения в преступной халатности в отношении школьного образования своих отпрысков. Большинство подсудимых признали себя виновными… Это подразумевает специальные обучающие занятия для родителей, консультации со специалистами по воспитанию и визиты представителей опеки. Те, кто нарушает соблюдение условного режима, рискуют заплатить крупный штраф или вовсе оказаться в заключении. Как подчеркивают правозащитники, родителей сажают в тюрьму не только потому, что их дети прогуливают, но еще и потому, что, имея на руках повестку в суд либо предписание явиться на занятия по спецпрограмме, они их игнорируют. Пренебрежение законом становится решающим фактором!

Но, кроме того, на столь жесткие меры по воздействию на семьи прогульщиков властям пришлось пойти из-за данных официальной статистики, согласно которой у 60 процентов человек, попавших в тюрьмы штата в 2007 году, нет законченного школьного образования. В округе Декаб картина еще печальнее: не окончили в свое время школу 84 процента заключенных. Установив жесткий контроль за соблюдением законодательства в сфере получения школьного образования, американские власти таким образом надеются снизить уровень преступности в целом.

"Мотают" срок за прогулы детей родители в Великобритании. По словам главы образовательного общества британского города Лидс Кэрролл Стэг, уже зафиксировано два прецедента. "У нас есть родители, которые игнорируют предупреждения о частых прогулах своих детей. Они ничего не делают для возвращения детей в школы, не помогают в этом самим педагогам. Когда число предупреждений становится слишком велико, мы посылаем специальных работников в такие семьи. Если и эти меры не имеют успеха, родители могут быть привлечены к суду и попасть за решетку…"

Кстати, согласно закону Украины об общем и среднем образовании, ответственность за получение полного общего образования возлагается в первую очередь на родителей, если, конечно, они есть.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

А что вы думаете о поднятой проблеме? Вы можете поделиться своим мнением или рассказать свою историю, прислав письмо в редакцию или на адрес нашей электронной почты: slavasev@mail.ru

Другие статьи этого номера