В связи с переходом школ на обучение детей с 6-летнего возраста перед родителями и учителями начальных классов встали новые проблемы, связанные прежде всего с психологическими особенностями шестилетних детей. Не секрет, что шестилетний первоклассник по уровню своего психологического развития остается дошкольником.
О том, что необходимо сделать для того, чтобы малыш как можно быстрее приспособился к новым для него требованиям, рассказывает методист ДУУ N 131 И.Ю. БЛИЗНЮК.
ГЛАВНОЕ — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
— Для того чтобы переход с одной ступени образования на другую стал для ребенка безболезненным и успешным, педагоги детского сада и начальной школы решают проблему преемственности, — говорит Ирина Юрьевна. — Известный психолог Д. Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в "одну эпоху человеческого развития, именуемую детством". И одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Эту задачу поставили перед собой коллективы дошкольного учебного учреждения N 131 (заведующая И. Лужина) и специализированной школы N 58 (I-III ступеней) с углубленным изучением общественно-экономических наук (директор Р. Королева). Совместно нами были определены три основных направления по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием: психолого-педагогическая работа (определение физической и психологической готовности ребёнка к школе, задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе), работа с родителями и детьми.
КАК АДАПТИРОВАТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе включает в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в старших группах. Занятия в детском саду посещают учителя, набирающие детей в первый класс в следующем учебном году. Огромное значение имеет тот факт, что в Севастополе проблему преемственности не только решают детский сад и школа, но и обеспечивают грамотное методическое сопровождение высококвалифицированные методисты института последипломного образования СГГУ: Елена Валентиновна Шишкина, методист по дошкольному воспитанию, и Наталья Геннадиевна Круглянкина, методист по начальному обучению, которые профессионально организовывают и проводят такие мероприятия, как "круглые столы", семинары-практикумы, конференции, участвуют в педагогических советах для педагогов школы и детского сада, что дает возможность выявить, обсудить и определить насущные проблемы и скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. Практически на каждой встрече поднимаются вопросы о творческом развитии личности, способах и приемах поддержания интереса к познанию, подбирается "ключик" к каждому ребенку…
В ДУУ N 131 ведётся работа с родителями на протяжении всего учебного выпускного года. На родительских собраниях рассматриваются вопросы о подготовке ребёнка к школе: о физическом и психическом развитии детей, о познавательных и творческих способностях ребенка старшего дошкольного возраста, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя специализированной школы N 58 и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, дают индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.
Высокий профессиональный уровень подготовки и проведения педагогического процесса, творческий подход к обучению и воспитанию дошкольников обеспечивают учителя-логопеды нашего детского сада. Ведущий учитель-логопед ДУУ N 131 Елена Брониславовна Дибривская — специалист высшей категории, всегда доброжелательна, тактична в отношениях с детьми и их родителями, что способствует формированию личности в каждом ребенке, побуждая в детях интерес к творчеству, обучению родному языку, культуре речи. Работа логопеда специализированной школы N 58 Г. Мельник опирается на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в нашем детском саду. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит, и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школы.
Психолог ДУУ N 131 Галина Михайловна Щеглова — специалист высшей категории — обеспечивает своевременное выявление детей с особыми вариантами развития. Осуществляет их психологическое сопровождение, занимается практико-направленной деятельностью по подготовке детей к школьному обучению.
Согласованная работа с психологом и учителями начальной школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% — средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Как правило, большой интерес у ребят вызывает посещение школьной библиотеки: они рассказывают там стихи, много спрашивают, осматривают спортивный и актовый залы. Встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у малышей желание пойти в школу, дают возможность преодолеть страх и вселяют уверенность в своих силах. Дети посидят за партами, побывают на уроке, и ученики обязательно подарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.
Весной в нашем ДУУ традиционно проводится день открытых дверей, на который мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости — наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Конечно, не все наши дети идут учиться в специализированную школу N 58. Половина наших выпускников обучаются в гимназии N 2, а также в школах N 23, 54 и 37, где проделанная работа помогает малышам легко адаптироваться и успешно учиться. Искренняя заинтересованность педагогов ДУУ N 131 и специализированной школы N 58 (I-III ступеней) с углубленным изучением общественно-экономических наук, а также родительской общественности позволяет успешно решать проблемы преемственности дошкольного и начального образования. И выиграют от этого все, и в первую очередь дети.