В защиту добродетелей

«Язык мой — враг мой»! После публикации в прошлой рубрике «Профили» статьи «Черный список Папы Гриши» в ереси меня не обвинил разве что слепоглухонемой! Ну кто, скажите на милость, потянул меня за язык рассуждать о семи смертных грехах?! Тем более во время Великого поста! Как будто я один грешник среди праведников. Чувствую, еще немного — и меня, как Сократа, решением горсовета принудят добровольно принять яд цикуты. Теперь я вынужден написать о добродетелях, дабы облегчить свою участь. Однако носителя всех добродетелей за такой короткий срок найти мне не удалось: то ли не там ищу, то ли вокруг все не без грешка! Со святыми я лично не знаком, каюсь. Придется о добродетелях размышлять с воображаемым собеседником. Итак, лорнетирование всех добродетелей — крупным планом в «Профилях»! Заметьте, не ерничаю, памятуя о Страстной неделе!Пытаюсь мысленно представить себе безгрешника… Перед глазами всплывает один и тот же образ орущего новорожденного младенца с выпученными глазами, который еще не успел согрешить. Но интервью с новорожденным… Замкнутый круг какой-то. Все канонизированные церковью святые были людьми преклонного возраста и к своей безгрешности наверняка пришли по тернистой дороге греха. Назовите мне человека, который к двадцати-тридцати годам ни разу не согрешил! Покаянием можно смягчить ситуацию, однако чтобы покаяться, надо согрешить. Хорошо так согрешить. Видимо, Федор Михалыч был прав: "Не согрешишь — не раскаешься! А не раскаешься — прощен не будешь!" Но ведь те семь грехов, о которых мы говорили в прошлый раз, именно церковью названы "смертными", то есть не подлежащими замаливанию. Что-то меня опять накренило в сторону грехов, а мы ведь будем говорить о добродетелях… Начнем по порядку.

Добродетель N 1 — Смирение. Процитируем св. Антония, проведшего большую часть жизни в Египетской пустыне отшельником: "Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: "Кто сможет их обойти?" Тогда я услышал голос, сказавший: "Смирение". Чей это был голос, никто не знает, но придется поверить на слово. Итак, чтобы меньше грешить, нужно вести жизнь отшельника! Подальше от светских соблазнов и искушений. Выходит, что все действующие ночные клубы, рестораны, дискотеки, бары, кинотеатры (да и театры) необходимо срочно перепрофилировать в кельи. Кто согласен — поднимите руки. Что-то рук не очень много. Можно возродить систему ГУЛАГов. А вдруг Сталин и Гитлер пытались полмира спрятать в кельях подальше от соблазнов?! Благородная миссия, но желающих повтора, думаю, не наберется в должном количестве.

Лица, приговоренные к длительным срокам заключения… Чем не отшельники?! Но, правда, с грешным криминальным прошлым. Где, как не в тюрьме и в камере пожизненного заключения, можно научиться смирению?! Кстати, смирение по определению подразумевает непротивление злу насилием. Как следствие — все сотрудники правовых органов, армия и политики не являются носителями этой добродетели! Где вы видели милиционера, который бы подставил вам вторую щеку после удара по первой?! Господи, сейчас я наживу себе "кровняков" во всех РОВД мира! Но я же о добродетели по имени Смирение!

Пока не поздно, лучше перейти ко второй добродетели — Целомудрию… Опять может произойти конфуз. В современном мире остаться целомудренным (и душой, и телом) можно разве что на МКС (при условии, что вы там будете в одиночку) или на необитаемом острове! Снова отшельничество, пустыня, келья. Нас ежеминутно искушают с экранов ТВ, обложек глянцевых журналов, экранов кинотеатров, даже по радио. Трудно сохранить эту добродетель и не поддаться искушению. Социальные опросы среди подростков убедительно показывают, что целомудрие ныне не в чести. Грустно, но ведь это статистика. И ладно, если бы по любви, а то ведь из интереса или на спор, или чтобы не быть "белой вороной"… Невеста на восьмом месяце беременности в подвенечном платье уже никого не смущает, наоборот, является приметой времени. Да и простыни на следующее утро после свадьбы перестали вывешивать. Так что целомудрие, конечно, добродетель, но какая-то экзотическая, вымирающая. Ее бы в Красную книгу…

Вот так плавно мы и перешли к третьей добродетели — Любви! На эту тему дискутировать можно вечно. Никто из нас не отрицает, что любовь — добродетель, но, потупив взгляд, добавляет: правда, недолговечная. Искусству любить каждого человека учат с самого раннего детства. Сначала прививают любовь к Родине. Потом — к Коммунистической партии. Потом — к ближнему. Ну и в самую последнюю очередь — к матери или отцу ребенка. Как там у Шварца: "Влюбленные клянутся в вечной любви, не исполняя и сотой доли обещанного"! Количество одиноких мужчин и женщин неопровержимо свидетельствует, что эта добродетель как-то не процветает в наше время — ее хватает на несколько лет (в лучшем случае) совместной жизни! А потом… Потом она либо переходит в привычку, либо приобретает диаметрально противоположные качества. Любить весь мир гораздо проще, чем отдельно взятого человека! Грустно.

Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей. Похоже, что ею в той или иной степени наделены все мы. Сострадание — наша национальная черта. Может, оттого, что мы пережили столько разрушительных войн и революций, голод, голодомор и прочие напасти. Поделиться последним куском хлеба не считается чем-то исключительным. То же относится и к подаяниям, особенно накануне великих церковных праздников. Отдавая неимущему или нуждающемуся часть денег, мы как-то подсознательно понимаем, что на его месте легко мог бы очутиться любой из нас. Мы как бы откупаемся от той беды, которая нас миновала. Хотя самый частый вариант проявления милосердия подпадает под формулировку "На тебе, боже, что мне негоже". Но и такой вариант есть проявление милосердия! Так что эта добродетель — самая распространенная. Необходимо только помнить о соблюдении анонимности процедуры подачи милостыни, иначе это не будет вам потом зачтено. И как говорил Матфей: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".

Щедрость… Вот где мы "впереди планеты всей"! Если гуляем, то с размахом, если одариваем, то не мелочимся, если что-то покупаем, то сдачи не требуем. Опять же, где проходит водораздел между добродетельной щедростью и грешной расточительностью?! Правда, в период экономического кризиса славянская щедрость стала очень похожа на западную умеренность. Но это же, будем надеяться, временно, а потом снова шампанское, тройка… и к цыганам.

Умеренность… Здесь все еще более запутанно, потому что нет четких отличий между умеренностью и, скажем, алчностью, стяжательством. Нет опубликованных тестов на умеренность, поэтому каждый вынужден решать для себя. Скупой Рыцарь у Пушкина — он умеренный или жадный? Если у вас всего один автомобиль, то это, надо полагать, умеренность. Два — уже перебор, алчность, накопительство? То же относится к квартире, дому, яхте, шубе, кольцам. К примеру, женщины не виноваты, что у них десять пальцев на руках, поэтому даже три-четыре золотых кольца — умеренность. Соответственно, пять и более — излишество… Эта добродетель самая субъективная, ведь в глазах окружающих вы вряд ли будете выглядеть умеренным. Всегда найдется тот, кто лучше других осведомлен о ваших истинных доходах и затратах! И плакала ваша добродетель по имени Умеренность горькими слезами.

Справедливость… Вот сейчас пусть каждый ответит на вопрос: что такое справедливость? Где критерии? "Судьи кто?" Вспомните любой вооруженный конфликт из новейшей истории и сами для себя решите, кто из двух противоборствующих сторон прав, а кто нет. Вы уверены, что это справедливо?! А теперь представьте себя судьей: от вашего решения зависит судьба, а может, и жизнь другого человека. Легко быть справедливым? Еретиков жгли на кострах инквизиции, и все были уверены, что справедливость восторжествовала. Атомные бомбардировки тоже были актом возмездия, то есть справедливыми! Оккупация Ирака под справедливым лозунгом не допустить создания оружия массового поражения… Самого оружия так и не нашли, но все справедливо?! Мне кажется, что справедливость — самая сомнительная добродетель! Если за ней искусно спрятаться, то можно всю Землю превратить в пустыню (как вы помните, лучшее место для отшельника, избавляющегося от пороков и грехов).

Вера и Надежда — одни из главных христианских добродетелей. Именно их я оставил напоследок и объединил в один абзац. Думаю, что именно в них заключена основная идея человеческой морали: и светской и церковной! Без веры во что-то и надежды на что-либо человек вряд ли сможет жить! Ведь каждый из нас искренне верит и надеется. Люди верят в разных богов, но ведь они верят! Все мы надеемся на светлое завтра, и это здорово помогает нам жить сегодня. Мы строим радужные планы на будущее и верим в нравственные ценности — пускай даже они у каждого свои, но они есть. Это и есть Закон, по которому мы живем. Отними у человека его веру, лиши его последней надежды — мир рухнет! Так, может, пускай каждый из нас решит: что есть грех, а что — добродетель?! Уместно вспомнить слова апостола Павла: "Где умножается грех, там преизобилует благодать".

Веры всем нам и Надежды — остальное приложится!

Другие статьи этого номера