С 1 августа мобильные телефоны, незарегистрированные в обобщенной базе Украинского государственного центра радиочастот, операторы мобильной связи должны отключать от предоставления услуг. Мы обратились за разъяснением в отдел транспорта и связи СГГА, и по нашей просьбе ситуацию прокомментировал замначальника Севастопольского филиала Украинского государственного центра радиочастот С.А. НОВИКОВ:- С 28 марта вступили в силу новое "Положение о ввозе из-за границы мобильных телефонов" и "Порядок их реализации". Эти решения Национальной комиссии по вопросам регулирования связи распространяются на всех субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц), которые осуществляют ввоз из-за границы и реализацию радиоэлектронных средства (РЭС) и излучающих устройств (ИУ) для применения на территории Украины в полосах радиочастот общего пользования. На ввоз и реализацию обязательны разрешения ГП "Украинский государственный центр радиочастот" (УГЦР).
Как отмечается в решении НКРС, с целью защиты украинских сетей сотовой радиосвязи разных стандартов от неразрешенных к применению в Украине радиотелефонов мобильной связи (терминалов), лицензиат (оператор) "должен осуществлять подключение к сети и предоставлять услуги лишь по таким терминалам, международные коды идентификации (IMEI) которых есть в обобщенной базе данных кодов IMEI, которую ведет УГЦР". При этом операторы мобильной связи имеют доступ к этой базе данных кодов как пользователи. Они обязаны представлять в наш центр коды IMEI всех терминалов (независимо от стандарта), которые подключаются к их сетям и по которым предоставляются телекоммуникационные услуги. Отмечу, что зарегистрированные в сетях до 1 сентября телефоны считаются, по данным УГЦР, законными.
— А как проверить легальность приобретенного телефона?
— Если вы приобрели мобильный телефон, ввезенный нелегально, и подключились к оператору до 31 июля этого года, он будет отнесен оператором к базе данных кодов IMEI и беспрепятственно будет обслуживаться в последующем. Если же вы приобрели "серый" мобильник после этой даты, операторы откажут в его обслуживании, а последующей его легализации не предусматривается.
— Как защитить себя от покупки мобильного телефона, который откажутся подключать операторы сотовой связи?
— В каждом пункте договора реализации после 30 июня этого года должна быть обеспечена возможность проверки наличия IMEI-кода аппарата, который покупается, в базе данных. Для этого продавец должен проверить соответствие кода мобильного телефона в базе данных нанесенному коду на его корпусе и упаковке. Сделать это достаточно просто. Нужно включить телефон (у продавца для проверки мобильных телефонов должна быть 5ГМ-карточка) и набрать на клавиатуре *#06#. На экране телефона появится его код IМЕI, который нужно сравнить с надписями на телефоне и упаковке. Потом нужно отправить на короткий номер оператора (до конца мая такой номер будет определен) SMS с кодом IМЕI. Через несколько секунд вы получите сообщение относительно наличия или отсутствия кода IМЕI этого мобильного телефона в обобщенной базе данных. В случае его отсутствия там ни в коем случае не оформляйте покупку, невзирая на все аргументы и обещания продавца.
— Что делать при утере или похищении мобильного телефона?
— Если произошла такая неприятность, вы должны обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, где указать уникальный международный код идентификации IМЕI этого телефона. Органы МВД должны направить представление нашему центру о внесении этого кода в так называемый черный список. После получения этой информации оператор перестает обслуживать данный мобильный телефон.
— Где уточнить код IМЕI?
— Он наносится производителем мобильных телефонов на фирменную этикетку, помещенную непосредственно на корпусе мобильного телефона под крышкой (под аккумулятором или рядом с ним) и на его фирменную упаковку. Потому не спешите выбросить упаковку, пока не занесли этот код в записную книжку. А также его можно извлечь из самого телефона с помощью набора знаков: *#06#. Отмечу, что ваш оператор также должен указать адрес и контактный телефон сервисного центра, куда может обратиться абонент для избежания прекращения предоставления телекоммуникационных услуг на его терминал. Максимальный общий срок предоставления телекоммуникационных услуг на терминал, код IMEI которого отсутствует в обобщенной базе, не должен превышать три месяца с момента первой регистрации кода IMEI этого терминала в сети любого оператора мобильной связи Украины. Кстати, оператор мобильной связи не может в одностороннем порядке разрывать взаимосоединение с сетью другого оператора.
НКРС также обязала операторов предоставлять потребителям бесплатный доступ к телекоммуникационным сетям общего пользования для вызова пожарной охраны, милиции, "скорой помощи", аварийной службы газа, службы помощи — по телефонам 101, 102, 103, 104 и 112 соответственно. Более предметно с документами, которые регламентируют предоставление разрешений на ввоз из-за границы радиоэлектронных средств и излучающих устройств и их реализацию в Украине, можно ознакомиться в Севастопольском филиале УГЦР (ул. Батумская, 35) и на нашем сайте — WWW.UCRF.GOV.UA — в разделе "Нормативные документы".