А ты не продавай малолетним!

Верховная Рада может ужесточить ответственность за продажу алкоголя и табака несовершеннолетним.
Одна из самых молодых депутатов Верховной Рады от БЮТ, дочь судьи Конституционного суда Виктора Шишкина, аспирантка Института государства и права имени Корецкого Элина Шишкина, намерена навести порядок в деле борьбы как с самим «зеленым змием», так и с его пропагандой, а точнее — рекламой. На рассмотрение профильного комитета Верховной Рады поступил ее законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления борьбы с потреблением несовершеннолетними алкогольных напитков, пива и табачных изделий)» N 4320. В нем предлагается пересмотреть нормы, которыми регулируется реклама алкоголя, пива и табака. Также предлагается ввести ответственность за продажу несовершеннолетним и за склонение несовершеннолетних к употреблению алкогольных напитков, пива и табачных изделий.

Подтолкнуло на сию законодательную инициативу Элину Викторовну то, что мы видим каждый день вокруг себя и стыдливо не замечаем. Это проблема курения и употребления алкоголя подростками. Только за одну неделю марта в Севастополе во время проведения операции "Каникулы" 24 несовершеннолетних были доставлены в РО за распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах. Сотрудниками милиции было выявлено и задокументировано 16 фактов нарушений правил торговли в части продажи спиртных напитков лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Привлечены к административной ответственности 8 взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство. В период операции составлено 54 протокола по ст. 184 КУоАП в отношении родителей, в том числе и за допущенные факты употребления спиртных напитков детьми, не достигшими возраста привлечения к административной ответственности.

О неотложности и важности проблемы распространения табака и потребления алкоголя среди несовершеннолетних свидетельствует тот факт, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, Украина является абсолютным лидером среди 40 стран Европы по количеству подростков 11-15 лет, которые регулярно употребляют алкоголь. При этом подавляющую часть среди напитков, которые употребляются несовершеннолетними, составляют слабоалкогольные напитки, пиво и напитки на его основе.

В целом около 40% украинских подростков в возрасте от 14 до 18 лет употребляют алкоголь, а еженедельное употребление пива среди несовершеннолетних за последние годы выросло вдвое. Распространяется такое позорное явление, как подростковый алкоголизм.

В Украине ежегодно от болезней, связанных с табакокурением, погибают 120 тысяч наших соотечественников и свыше 10 тысяч — в результате случайного отравления алкоголем. Ежегодно к курению приобщаются полмиллиона молодых людей фактически в возрасте 11 лет. Без преувеличения можно констатировать: проблема имеет масштабы национальной трагедии.

Невзирая на существующие ограничения (например, с 1 января вступил в силу запрет рекламы алкогольных напитков и табачных изделий средствами внешней рекламы, а также рекламы алкогольных напитков на ТВ), реклама алкоголя, пива и табака, как правило, остается доступной для несовершеннолетних. Если принять во внимание, что эти товары нередко рекламируют спортсмены, актеры и другие известные и авторитетные среди молодежи лица, то имеет место эффект некритического восприятия несовершеннолетними такой рекламы. Иными словами, создается впечатление, что в Украине борьба не ведется, а, наоборот, пропагандируется образ жизни, связанный с употреблением алкоголя, пива и табака. Негативный эффект усиливается доступностью этих товаров для несовершеннолетних, поскольку их беспрепятственная продажа в торговых точках — повсеместное явление.

Так вот, Шишкина предлагает дополнить статью 22 закона "О рекламе", установив, что реклама табачных изделий на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств общего пользования и метрополитена запрещена. При этом она предлагает уточнить, что все положения указанной статьи, касающиеся требований к рекламе алкоголя, также распространяются на рекламу пива и напитков на его основе.

Кроме того, Элина Викторовна предлагает ввести запрет на спонсирование теле- и радиопередач, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий с использованием объектов права интеллектуальной собственности, под которым выпускаются алкогольные напитки, пиво, напитки на его основе и табачные изделия.

С целью привлечения молодежи к занятиям спортом и улучшения условий досуга детей Шишкина предлагает повысить ставки налога на рекламу алкоголя и табака до 10 и 20% вместо существующих сейчас 0,5 и 1,0% (в зависимости от продолжительности размещения), а дополнительные поступления местных бюджетов направлять на финансирование программ развития физической культуры и спорта, строительство детских и спортивных площадок.

Что касается усиления ответственности, то тут способ известный — карать рублем, то есть гривной. В частности, Шишкина предлагает дополнить статью 17 закона "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", установив, что продажа алкогольных напитков и табачных изделий лицам младше 18 лет влечет за собой наложение штрафа на СПД в размере 5100 гривен, а соответствующее повторное нарушение на протяжении года карается наложением штрафа в размере 10200 гривен.

Может претерпеть изменения и Уголовный кодекс, если его дополнит статья 204-1, устанавливающая, что сбыт несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, напитков на его основе и табачных изделий карается штрафом от 1 до 2 тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17-34 тысячи гривен).

Также автор предлагает внести изменения в статью 156 КУоАП о правонарушениях, установив, что нарушение работником предприятия (организации) торговли или общественного питания правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями в части продажи указанной продукции несовершеннолетним влечет наложение штрафа от 5 до 20 необлагаемых минимумов (85-340 гривен). Кроме того, Шишкина предлагает установить, что склонение несовершеннолетних к употреблению алкогольных напитков, пива или табачных изделий карается штрафом от 200 до 500 необлагаемых минимумов (1700-8500 гривен) либо исправительными работами сроком до 30 дней.

Примечательно, что реализация этого законопроекта не нуждается в дополнительных расходах из государственного бюджета Украины. Более того, предусматривается повышение доходов местных бюджетов за счет увеличения ставки налога на рекламу. Чем не один из антикризисных законопроектов?

Клим КОСТНЕР.

Глас народа

КТО ВИНОВАТ ВО ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ ПОДРОСТКОВ?

Василий Семенович, офицер запаса:

— Я считаю, что виновата семья. Даже посылая ребенка за бутылкой водки, мы волей-неволей приобщаем его к вредным привычкам. Отвращение к алкоголю, курению должно закладываться в сознании ребенка с малых лет.

Нина, домохозяйка:

— Официально запрещено продавать подросткам сигареты и алкогольные напитки. Но торговля ведется. И очень редки случаи привлечения таких торговцев к ответственности, да и штрафы мизерные. Надо ужесточить штрафные санкции за подобные деяния взрослых.

Вадим Андреевич, менеджер:

— С 1 января 2009 года вышел закон о запрете рекламы табака и алкоголя на телевидении. Однако на некоторых каналах реклама с ограничениями (предупредительными надписями) все-таки проходит. Это неправильно. Закон надо выполнять. И никакие оговорки тут не должны помогать обходить запрет.

Светлана Дмитриевна, пенсионерка:

— Я хочу обратить внимание на такой аспект: не просто продажа спиртного или табачных изделий, а склонение к употреблению. По нашим обычаям дети нередко участвуют в застолье. Причем не просто сидят за столом, а выпивают. За это надо строго наказывать взрослых.

Другие статьи этого номера