МИК остается на плаву!

Даже во время мирового экономического кризиса в Морском индустриальном комплексе, занимающемся судоремонтом, не собираются посылать сигнал SOS.
Казалось бы, еще совсем недавно только оправившиеся от потрясений 90-х годов украинские судостроение и судоремонт стояли на пороге этапа динамичного развития. Вырисовывались четкие перспективы отрасли: платежеспособный спрос, наличие современных технологий, мощностей, ресурсов. Однако кризис мировой и украинской экономики вновь задал нашей отрасли поистине гамлетовский вопрос. Генеральный директор ОАО «Морской индустриальный комплекс» Сергей ПОСОХОВ отвечает на него положительно: «Быть!» — Сергей Валентинович, если вы отвечаете столь оптимистично, значит, для этого должны быть предпосылки. Каким выдался для вашего предприятия минувший год?

— Начиная с 2006-го, мы идем с серьезным ростом. Минувший год мы закончили с рекордным для МИК объемом выполненных работ — свыше 57 млн грн. Индекс объемов производства в 2008 году поднялся и составил 131,1% по сравнению с 2007 г.

Очень серьезно продвинулись мы в области реализации инвестиционных проектов по развитию предприятия. Первое, что нами было введено в строй, — ультразвуковое рыбозащитное устройство. Оно позволяет нам защищать экоресурсы Черного моря и во время доковых операций не убивать рыбу. Перед тем как запускать воду в док, включаем это устройство, которое ультразвуком отпугивает рыбу, поэтому та не попадает в док и не гибнет.

Мы модернизировали наш док, один из самых больших в Украине. Мы можем ремонтировать суда типа ПАНАМАКС водоизмещением 65-70 тысяч тонн. Так вот, сейчас, после проведенного ремонта оборудования, у нас с момента вывода судна из дока и постановки нового проходит до 20 часов. Это очень быстро.

В прошлом году мы купили оборудование для малярного участка — до этого арендовали его у "Севморзавода". Теперь чистим и окрашиваем суда своим оборудованием. Купили комплект рештования — быстроразборные леса. Раньше это было нашим слабым местом — приходилось работы выстраивать в очередь. Теперь мы можем одновременно возвести 18000 кубических метров лесов, что позволяет существенно сократить сроки ремонта судов и является еще одним конкурентным преимуществом в нынешнее непростое время, когда приходится бороться за каждое судно.

Модернизировали системы сжатого воздуха и пожаротушения в доке. Приобрели новое сварочное оборудование, вентиляторы, тепловентиляторы. Теперь наши рабочие и зимой, и летом могут работать на судах в комфортных условиях.

— Создаете условия. А как на предприятии с заработной платой?

— Со дня создания предприятия задолженности по ней мы никогда не имели. Зарплата по сравнению с 2007 годом выросла на 36 процентов. Да и сейчас продолжает расти: в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года она выросла на 16%. До конца года планируем выйти на уровень 3000 гривен.

— Что еще входит в социальный пакет?

— На нашем предприятии все сотрудники обеспечены полноценным обедом, который стоит для работника всего 7 гривен — мы компенсируем при этом большую часть стоимости, сотруднику даже не нужно платить наличными: используется электронная карточка, и в бухгалтерии видят, что человек сегодня обедал. Оплачиваем детский сад детям сотрудников (60%), все имеют качественную современную спецодежду. За счет компании производится доставка всех сотрудников на работу и с работы. Оздоровление, премии, ну и так далее. У нас хороший социальный пакет…

— Как кризис отразился на судоремонтной отрасли?

— Кризис на многих отразился. И на морской отрасли тоже. Сегодня практически вся мировая торговля связана с перевозками морем. И если из-за кризиса начинает страдать бизнес, то это, естественно, отражается на судовладельцах — уменьшается фрахт судов, падает стоимость фрахта, т.е. падает прибыльность бизнеса. Сейчас судовладельцы внимательно смотрят за этим процессом. Приоритет отдается молодым судам, старые либо стоят на приколе, либо их режут на металлолом.

Другими словами, к нам на ремонт будут приходить относительно более молодые суда, чем ранее, на которых объемы работ будут меньше. Поэтому мы сейчас работаем над тем, как я уже говорил, чтобы производить ремонт быстрее. Естественно, сохранив при этом качество работ. Это обязательное условие — иначе к нам никто не встанет на ремонт.

Что касается МИК, то мы кризис пока особо не ощутили. Судоремонт — это сезонный вид деятельности. Ведь все судовладельцы стараются провести ремонт летом, а не зимой, когда существует вероятность из-за форс-мажора не уложиться в отведенные сроки. Например, из-за плохой погоды невозможно покрасить корпус. Так вот, за первый квартал прошлого года мы провели работ на 7,3 миллиона гривен, а остальные почти 50 миллионов заработали за три следующих квартала. Мы привыкли к тому, что первый квартал не самый загруженный. В этом году в первом квартале мы произвели судоремонтных работ на 7 млн гривен. Уже имеющиеся договоры на проведение судоремонтных работ позволяют нам смотреть в будущее с оптимизмом. Рассчитываем, что первое полугодие этого года закончим на уровне первого полугодия прошлого года. К примеру, буквально на днях мы выиграли тендер на ремонт болгарского судна "Эмине". Оно придет в Севастополь 20 мая.

Да и второе полугодие, думаю, будет на уровне. В целом по этому году мы предполагаем даже больший объем работ, чем в минувшем. И пока не видим оснований для того, чтобы не выполнить поставленные планы.

— Вы упомянули о тендерах. Какие украинские компании являются вашими конкурентами?

— При проведении тендеров мы часто сталкиваемся с Ильичевским судоремонтным заводом и керченским заводом "Залив". Причем сталкиваемся с ними и на украинском рынке, и на болгарском, и на латвийском. Это что касается конкуренции по ремонту крупнотоннажных судов.

По более мелким судам конкуренция значительно выше. Это и Измаил, и Херсон, и Николаев. Много конкурентов в Черноморском регионе. В Болгарии — варненские заводы "Одессос", "Дельфин", фирма "Чакыров", которая всегда с нами серьезно конкурирует, в Румынии — Констанца. Конечно, не стоит забывать о турецких заводах.

— Что ждет отечественный судоремонт? Сможет ли он в условиях кризиса, когда каждый заказ на счету, составить конкуренцию болгарам, туркам, румынам?

— Он и так составляет. Хотя, конечно, существует географическая специфика отрасли: судоремонт в Индии, Греции или Германии значительно отличается друг от друга, и Украина тоже не исключение. Отечественный судоремонт — это высокие энергозатраты и недостаточная автоматизация процессов, которая компенсируется высокой квалификацией персонала. Плюсом украинского судоремонта является высокое качество при достаточно невысокой цене.

— И все же каковы перспективы судоремонта, судостроения, промышленности?

— Думаю, все будет нормально. И при любом кризисе, и при любом подъеме работа есть. Да, сейчас ее меньше, а потому выживет тот, кто сможет предложить более гибкие условия. Мы, например, ввели отсрочку платежей за выполненные работы, за счет удешевления материалов сумели снизить цены на ремонт, сокращаем сроки ремонта. Опять же благодаря кризису на рынке труда появились специалисты, за которыми нам раньше приходилось гоняться. Поэтому, несмотря ни на что, Морской индустриальный комплекс будет оставаться на плаву.

Вообще я убежден, что сейчас для Севастополя не просто важно, а жизненно необходимо использовать тот уникальный научный, кадровый, промышленный потенциал, который создавался поколениями севастопольцев. Мы долго разбрасывали камни, пришла пора их собирать. Необходимо развивать индустрию для динамичного развития города и создания прочного фундамента экономического роста. Потенциал в Севастополе поистине огромный.

Другие статьи этого номера