Веселей без векселей?

Президиум городского совета перенес плановое заседание сессии с 12 на 19 мая. Тайм-аут депутатам пришлось взять из-за правительственного нововведения в сфере ЖКХ.
На майской сессии городской совет безоговорочно был обязан рассмотреть вопрос повышения тарифов на коммунальные услуги. Проект соответствующего решения был внесен в сессионную повестку (в полном соответствии с регламентом) одним из депутатов от группы «Единый центр». Однако горсовету пришлось отложить слушания не только по этому вопросу, но и по всем остальным. Депкорпус посчитал нецелесообразным слушать тарифные вопросы, предварительно не определившись в дальнейших действиях в связи с постановлением КМУ N 392 от 22 апреля.Впрочем, не прошло и недели, как 28 апреля правительство своим новым постановлением (N 404) внесло в него уточнения. Чисто технического порядка. Суть не поменялась.

Итак, Кабмин установил, что "в 2009 году обязательства по кредитам, которые осуществляются Верховным Советом Автономной Республики Крым, городскими советами в установленном законодательством порядке в банках для обеспечения расходов специального фонда бюджета АРК, городских бюджетов на погашение задолженности, которая образовалась на 1 апреля 2009 г. из-за разницы в тарифах на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась и поставлялась населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или согласовывались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, и предоставление финансовой помощи субъектам ведения хозяйства, которые производят тепловую энергию, потребляемую населением, для их капитализации могут быть оформлены простыми векселями в случае направления полученных средств субъектами ведения хозяйства, производящими тепловую энергию, которая потребляется населением, для расчетов за потребленный природный газ, полученный от НАК "Нафтогаз України". Векселя выдаются на сумму средств в пределах задолженности субъектов ведения хозяйства за потребленный природный газ, которая образовалась по состоянию на 1 апреля 2009 г. и подтверждена соответствующими актами, со сроком погашения до трех лет. Указанные расчеты производятся исключительно через счета, которые открываются участниками в органах Государственного казначейства".

Это ну очень пространное постановление уже получило реакцию по всей стране. Ассоциация городов Украины обратилась к премьер-министру Юлии Тимошенко с просьбой пересмотреть 392-е постановление. В документе отмечается, что подавляющее большинство членов Ассоциации городов Украины негативно восприняло принятие данного постановления без предварительного обсуждения с органами местного самоуправления и их ассоциациями. Ассоциация оценивает данное постановление как попытку замаскированно осуществить давление на органы местного самоуправления с целью погашения задолженности. Ассоциация отмечает, что задолженность, образовавшаяся с 1 января по 1 апреля 2009 года из-за разницы в тарифах на тепловую энергию, возникла по вине правительства, поскольку практически все городские советы вошли в отопительный сезон-2008/2009 с экономически обоснованными тарифами, что исключало убыточность предприятий ЖКХ, а в местные бюджеты на 2009 год были заложены средства на оплату энергоносителей согласно ценам, установленным до 1 января 2009 года. "Повышение цены на газ "задним числом" — в конце января 2009 года, начиная с 1 января 2009 года, — автоматически перевело все предприятия, производящие тепловую энергию, в категорию убыточных, и вина за это полностью ложится на правительство", — указывает ассоциация, отмечая, что указанное постановление содержит ряд положений, которые противоречат действующему законодательству Украины.

Как видим, у севастопольского депутатского корпуса схожая позиция.

"В конце апреля правительство приняло решение, обязывающее регионы выпустить простые векселя предприятий, которые имеют долги за газ в 2009 году. В данном случае это КП "Севтеплоэнерго" СГС, — прокомментировал решение президиума о переносе сессии председатель городского совета Валерий Саратов. — Векселя должны быть переданы в банки, чтобы они погасили долги за газ. Соответственно, банки становятся собственниками векселей. Здесь есть вопросы. Постановление прописано так, что гарантами по этим векселям должны становиться местные бюджеты, что противоречит Бюджетному кодексу. Нам никуда не уйти от ответственности, мы должны будем такие векселя выпустить, но пока встает вопрос, насколько город готов сохранить контроль над коммунальными предприятиями". Пока горсовет опасается, что за таким правительственным решением последует принудительная приватизация сферы коммунальных услуг. По словам Валерия Саратова, может "наступить момент, когда мы не сможем оплатить долги и банки начнут продавать векселя; они будут куплены частными структурами, которые де-факто приватизируют коммунальные предприятия".

С целью минимизации рисков при решении данного вопроса сразу же после президиума 5 мая в горсовете прошло совещание двух ветвей власти. Участник совещания начальник главного управления жилищно-коммунального хозяйства СГГА Владимир Хибученко сообщил "Славе Севастополя+", что в постановлении действительно есть противоречия Бюджетному кодексу, но правительство намерено привести законы в соответствие друг с другом. По мнению Владимира Хибученко, у города также есть время и возможность подготовиться до сессии к принятию решения, направленного на погашение долгов. "Постановлением Кабинета министров определен порядок погашения задолженности за газ, сложившейся в коммунальной сфере на 1 апреля 2009, — рассказал начальник главного управления. — Долги можно погасить за счет выпуска простых векселей и через решения сессий, которые становятся гарантами погашения этой задолженности. В первую очередь это касается крупных городов Украины, у которых сложились долги в сумме более трех миллиардов гривен. По Севастополю мы заявляем о задолженности 40 с половиной миллионов. Но ведь за любой продукт необходимо платить! Поэтому на такое решение можно пойти. Тем более что там есть интересный пункт, предписывающий Министерству финансов при формировании бюджетов на 2010-2012 годы предусмотреть вопрос компенсации местным бюджетам этих выплат. Кроме того, кредитная ставка достаточно низкая, и мы, если не хватает финансовых ресурсов, работаем со Сбербанком Украины. Так что есть надежда, что тело этого кредита будет прописано в бюджете 2010 года. Конечно, мы понимаем, что заглядываем в бюджет 2010 года, как местный, так и государственный, но это позволит нам рассчитаться за газ, войти в летний сезон с возобновлением подачи горячей воды и подготовиться к отопительному сезону 2009-2010 годов".

Владимир Хибученко полностью исключил "момент приватизации коммунальных предприятий", заявив, что это "вопрос чисто бюджетного обслуживания". Он также добавил, что, кроме долгов за газ, у города сложилась крупная задолженность за электроэнергию. Поэтому на совещании велась речь еще об одном кредите — о 30 миллионах гривен под залог все того же здания водоканала (которому, кстати, в первой декаде мая отключили почти все телефоны — за долги. — Ред.). Приходится в очередной раз идти на такие меры из-за "крайне низких в Севастополе тарифов на услуги коммунальных предприятий", подчеркнул В. Хибученко.

Председатель горсовета, напротив, считает, что "проблема не в высоких тарифах — проблема в низких пенсиях". Поэтому связывать повышение тарифов с выпусками векселей горсовет пока не намерен. "Администрация почему-то считает, что повышение тарифов автоматом приведет к повышению оплаты. Этого не произойдет. Вопросы первый со вторым не состыкуются. У частного предприятия будут такие же долги за газ — разница в том, что коллекторы будут ходить их выбивать. Вот поэтому мы хорошо подумаем перед вынесением вопроса на сессию", — заявил Валерий Саратов.

Другие статьи этого номера