Решение Севастопольского апелляционного хозяйственного суда предполагает, что в перспективе так оно и будет.
Во вторник судебной коллегией Севастопольского апелляционного хозяйственного суда было принято поистине историческое решение. Заслушав апелляционное представление заместителя прокурора ВМС ВС Украины и апелляционную жалобу Севастопольского городского совета, суд признал недействительными два договора, заключенные между Министерством обороны Украины и ООО «Бриз-Норд».
В переводе на общедоступный, не отягощенный юридическими терминами язык это означает, что никакого жилищного или офисного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: ул. 4-я Бастионная, 29, то есть на месте флотского стадиона, не будет.
Хочется верить, что будет именно так, и в деле, длящемся уже три года, поставлена окончательная точка. Хотя предыдущие события, а точнее — судебные слушания, оставляют повод для беспокойства.
Обратимся к истории вопроса. Решением Севастопольского исполкома в августе 1949 года в центре исторической застройки города, около Панорамы первой обороны Севастополя, был отведен земельный участок под строительство городского стадиона. На этом стадионе в 50-е годы прошлого века завоевывалась слава севастопольского футбола, проводились военно-спортивные праздники к дню ВМФ. Стадион жил своей полноценной спортивной жизнью. После обретения Украиной независимости по договору о разделе Черноморского флота стадион перешел в собственность Министерства обороны, а точнее — Военно-Морских Сил Украины, как военный городок N 257.
Интересно, что тогда же Министерство обороны Украины отказалось сотрудничать с городскими властями относительно общей реконструкции и эксплуатации стадиона, а позже заключило два заведомо коррупционных соглашения относительно передачи стадиона частному предприятию "ООО "Бриз-Норд" под коммерческую офисно-жилищную застройку.
20 декабря 2004 года между Минобороны Украины в лице начальника Центрального специализированного строительного управления МОУ Д.В. Исаенко и обществом с ограниченной ответственностью "Бриз-Норд" был заключен договор о совместной деятельности по реконструкции и последующей эксплуатации стадиона в форме простого общества, расположенного по адресу: город Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 29 (военный городок N 257).
20 октября 2005 года между теми же сторонами заключен договор "О строительстве жилья для военнослужащих Вооруженных Сил Украины и членов их семей путем паевого участия сторон. (Об урегулировании отношений, которые возникли в результате выполнения договора о совместной деятельности (нового строительства) и последующей эксплуатации стадиона в форме простого общества от 20.12.2004)" от 20.10.2005 N 7/58-05. Фактически сторонами осуществлена новация, то есть замена первоначального обязательства новым между теми же сторонами.
Говорит прокурор отдела прокуратуры ВМС Украины Роман Бучко: "Угроза нависла еще в 2005 году, когда был заключен договор о совместной деятельности, одним из пунктов которого предусматривались снос всех сооружений на территории стадиона и застройка ее жилыми домами. И если бы этот договор продолжил свое действие, то через какое-то время стадиона бы не стало — он был бы разрушен".
Но не тут-то было. Поднялись общественность города, депутаты городского совета, народный депутат от Севастополя Вадим Колесниченко стал бить в набат в Киеве. Отреагировала военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины, подавшая иск о признании данных договоров недействительными. Роман Бучко: "Договор был заключен между ООО "Бриз-Норд" и Министерством обороны. В суде первой инстанции было установлено, что от лица Минобороны выступал некий Д. Исаенко, у которого не было доверенности на ведение дел. То есть договор был подписан неуполномоченным лицом на основе поддельных документов".
В свою очередь "Бриз-Норд" также судебным порядком требовал признать договоры действительными.
Закрутилась судебная карусель, очень напоминающая качели: хозяйственный суд Севастополя — Севастопольский апелляционный хозяйственный суд, Высший хозяйственный суд Украины. В конечном итоге постановлением Верховного суда Украины от 07.10.2008 (в этот день здание Верховного суда в Киеве пикетировали представители "Объединения поддержки и развития молодежи и спорта в Севастополе") дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В марте 2009 года хозяйственный суд Севастополя своим решением постановил, что Севастополю и ВМСУ стадион не нужен, а нужно строить на его месте жилье для военнослужащих и членов их семей.
По мнению руководителя юридической службы городского совета Елены Близнюк, "единственной и основной целью, преследуемой "Бриз-Нордом", являлось закрепление через этот договор прав на этом земельном участке и понуждение горсовета к получению договора суперфиция. Никакой деятельности с министерством обороны у них не было и нет, они не стремятся к этому. Им нужно одно — снести стадион, понудить совет заключить с ними договор суперфиция".
И вот во вторник ситуация вновь переменилась на 180 градусов. Севастопольский апелляционный хозяйственный суд, руководствуясь статьями Хозяйственно-процессуального кодекса Украины, постановил апелляционное представление заместителя прокурора ВМС ВС Украины и апелляционную жалобу Севастопольского городского совета о признании недействительными договоров от 20.12.2004 и 20.10.2005 N 7/58-05, заключенных Министерством обороны Украины и ООО "Бриз-Норд", удовлетворить, а решение хозяйственного суда Севастополя от 23.03.2009 по делу N 5020-12/434-1/058 отменить частично в части отмены в удовлетворении иска военного прокурора ВМС ВС Украины в интересах государства в лице Министерства обороны Украины.
"Мы фактически перебороли ситуацию с существованием договора о совместной деятельности, из-за которого над этим имуществом — стадионом — нависла дамокловым мечом реальная угроза его уничтожения, — говорит руководитель юридической службы городского совета Елена Близнюк. — Уже есть соответствующее обращение городского совета, в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления относительно дальнейшей судьбы этого объекта, но пока существовали гражданско-правовые обязательства, направленные на уничтожение стадиона, было очень сложно что-либо сделать. Сейчас будем пытаться закрепить его за коммунальной собственностью. У Министерства обороны, насколько мне известно, нет серьезных возражений по этому поводу".
Выигравшая сторона теперь ожидает кассационную жалобу оппонентов и готова отстаивать интересы Севастополя, территориальной громады вплоть до Верховного суда.
Дмитрий ЖЕЛНИН.
Вчера мы связались с народным депутатом Украины Вадимом Колесниченко по поводу проекта постановления Верховной Рады ("Об обеспечении соблюдения законодательства Украины в отрасли культуры и спорта" (относительно недопущения уничтожения севастопольского городского стадиона), которое он подготовил и о котором упомянула Елена Близнюк. Вадим Васильевич прокомментировал и решение суда, и перспективы принятия постановления:
— Большая работа, которую проводили различные силы на различных уровнях, завершилась вынесением законного и объективного решения суда. Сегодня (13.05.09. — Ред.) профильные комитеты Верховной Рады будут рассматривать проект постановления по передаче в коммунальную собственность и стадиона ВМС Украины и проведению контрольной проверки по использованию объектов Министерства обороны на территории Севастополя и привлечению внимания Верховной Рады к отказу Минобороны от своих военных городков, земли и имущества. Потому что стало понятно, что в Минобороны долгое время действовала группа коррупционеров, которая разбазаривала имущество.
Что касается перспектив принятия этого постановления, то, учитывая политическое противостояние, есть сомнения. Но, с другой стороны, принимая во внимание неоднократные обращения городского совета о передаче этого и других объектов в коммунальную собственность, думаю, с точки зрения логики, оно должно быть поддержано.