Гримасы светлого лика города-героя

В майской праздничной читательской почте, конечно же, ведущие позиции занимали письма севастопольцев, посвященные святости памяти о наших замечательных ветеранах Великой Отечественной войны — живых и уже ушедших от нас. Однако целый пласт писем подписчиков «Славы» посвящен, если сказать обобщенно, лицу города, а более точно — гримасам, уродующим этот лик. Все чаще люди старшего поколения добрым словом поминают те былые традиции, когда бросить на тротуар обертку от мороженого считалось просто святотатством. А теперь… Как говорится, увы!
Мы предлагаем вниманию читателей очередную подборку писем в рубрике «Откровенно о важном», полагая, что она вызовет желаемый резонанс.

ОНИ ЗАЩИЩАЛИ СЕВАСТОПОЛЬ…

День Победы, достойно отмеченный в Севастополе, — двойной праздник для севастопольцев и всех, кто связан с историей нашего города. К сожалению, лично освобождавших Севастополь воинов с каждым годом становится все меньше и меньше. И теперь уже их дети, зачастую имеющие собственных внуков, готовы поделиться с окружающими воспоминаниями своих родителей. Пример тому — письмо, присланное в редакцию из Санкт-Петербурга:

"Я, Соловьев Юрий Николаевич, являюсь сыном Соловьева Николая Яковлевича (1915-1977 гг.), участвовавшего в обороне Севастополя 1941-1942 гг. Мой отец перед войной окончил четыре курса морского военного училища. С началом войны ему было досрочно присвоено звание лейтенанта, и он был направлен служить в морскую пехоту, оборонявшую Севастополь. В конце боев отец был ранен и с другими моряками помещен в один из домов. Но немцы вскоре захватили первый этаж здания, и моряки на втором этаже почти сутки отбивались от них гранатами, пока их не освободили наши".

* * *

А это — уже исповедь человека, который любит фотографировать и зорко подмечает все, что портит облик города:

КОЕ-ЧТО О ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ

"Здравствуйте, уважаемые сотрудники редакции! Когда идешь с фотоаппаратом, то обращаешь внимание на то, мимо чего спокойно прошел бы любой другой человек. К сожалению, деталей, привлекающих фотографа, в городе мало. Понятно, что городской пейзаж трудно представить без проводов, столбов и труб. Но почему у нас если трубы, то обязательно ржавые, если столбы, то обязательно кривые, а на проводах непременно должны болтаться какие-то грязные тряпки и полиэтиленовые пакеты?! Я уже не говорю о слепленных из бог весть чего покосившихся страшных заборах и буквально на каждом шагу наваленных горах мусора.

Теперь о рекламных щитах, понатыканных везде в полном беспорядке. Вглядываясь в объектив, я невольно ловлю себя на том, что через него смотрю на город глазами приезжего.

У меня есть знакомые в Германии. Так вот, они говорят, что там буквально за каждым деревцем закреплен ответственный предприниматель. Деревья обрезают, подкармливают, поливают. Смотреть и фотографировать их — одно удовольствие. Наши же практически невозможно снять даже во всей их буйной вешней красе. Деревья в основном старые. Возьмите крымскую черемуху (если я правильно ее называю) около знаменитого "дома с шарами" архитектора Сдобнякова на улице Гоголя. Она посажена в 1947 году! Но радует глаз уже только ее макушка: нижние ветви давно засохли, стволы растрескались. И таких черемух одного возраста по городу множество. Никто за ними не ухаживает.

Однажды захотелось мне снять Музей КЧФ РФ с находящейся за памятником Екатерине II лестницы. К моему удивлению, вход на нее был заварен решетками. Почему? Это же центр города, и с лестницы должен открываться интересный вид, в чем я убедилась, когда туда все-таки забралась. Но лучше б я этого не делала! Меня просто убила картина, представшая перед глазами: на лестнице буквально свалка мусора, в основном состоящего из пластиковых бутылок.

Все, о чем пишу, это не мой Севастополь. В городе, как и в организме, все должно двигаться, функционировать и обновляться! Где застой — там болезнь. Следует открыть проход по этой лестнице, очистить ее от мусора и впредь не допускать захламления города и варварского отношения к зеленым насаждениям, обязательно публично наказывая нарушителей, кем бы они ни были.

Е. Васильева".

* * *

Следующее письмо — опять же о том, как порой необдуманно выдаются у нас разрешения на новую застройку в давно обжитых жилых массивах:

"РЕКОНСТРУКЦИЯ" ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ

"Пишет вам инвалид 1-й гр., проживающий по ул. Дм. Ульянова, 8. Между домами на Дм. Ульянова, 8, 10 и 3, 5, 1 находится детская площадка, на которой разворачиваются строительные работы. Все началось с маленького кусочка площадки, а теперь обрезают весь кусок. В нашем городе и так мало места, где можно прогуляться с детьми, позаниматься спортом. Бывшую "Чайку" превратили в рынок, вдоль морских берегов возводят дома, перекрывая людям подходы к местам отдыха. Вот взялись теперь и за спортивные детские площадки. Не исключено, что у хозяев будущего спортивно-оздоровительного комплекса есть все разрешительные документы. Но тогда вопрос к властям города: неужели подобную стройку нельзя запроектировать вне уже существующих жилых массивов?

Э. Романенко, житель ул. Дм. Ульянова".

* * *

А теперь наша читательница поднимает проблему антисанитарии и этики во взаимоотношениях торговца и покупателя:

"СЕРТИФИКАТОМ" ПО ГОЛОВЕ

"На 3-м км Балаклавского шоссе, на остановке девятого маршрута, женщина торгует креветками-"усиками", вареными и живыми, вылов которых запрещен. Торгует с открытого лотка, в антисанитарных условиях: на остановке грязь, пыль, вечерами там бомжи справляют естественные надобности, стоит вонь. Продажа осуществляется годами, однако ни СЭС, ни милиция, ни УЖКХ, ни администрация рынка не принимают должных мер.

27.04.09 г. в 13 часов мы, жители Балаклавы, стали свидетелями такого инцидента. Подошел мужчина (как потом оказалось, участник боевых действий) и хотел купить креветок, но перед этим попросил предъявить сертификат качества. Продавец в ответ сказала, что она не обязана показывать сертификат, стала грубить, а затем схватила поднос и стала бить покупателя по лицу и голове, при этом креветки рассыпались на землю. Она тут же стала собирать их с тротуара, и, надо полагать, они "пошли" потом в дело.

В инцидент вмешались пассажиры. Но женщина отвечала грубостью и оскорблениями. Мы настоятельно просим помочь навести здесь порядок и через газету проинформировать жителей Балаклавы о принятых мерах.

Л. Борисова".

* * *

Завершает подборку взволнованное письмо жительницы Ленинского района города, которую беспокоит негативная тенденция ломки традиционной схемы застройки наших центральных улиц, когда высотки проектируются выше маковок храма:

ПОД ЦВЕТ МУНДИРА ПОЭТА ЛЕРМОНТОВА …

"Несколько месяцев назад в "Славе" была статья об архитекторе из Австрии. К сожалению, я не сохранила газету, поэтому возможны какие-то неточности. Архитектор с мировым именем в конце жизни построил очередное свое здание, обозрел его и пришел в такое отчаяние, что через несколько дней скончался…

Ничего подобного не угрожает нашему архитектурному городскому сообществу. О "шедеврах", на которые выдаются разрешительные документы, писали много раз. Но ничего не меняется: 8-этажный дом на ул. Советской, 16; 7-этажный на ул. Лермонтова, 8; вырытый котлован на месте детской спортивной площадки на Лермонтова, 1; начатое строительство высотки на ул. Терещенко; бесконечные торговые павильоны на остановках транспорта с плакатными буквами "Аренда", оставляющие пассажирам 1 м2. Особенно это ощущается на площади у Малахова кургана, у ж/д вокзала, на ул. Пожарова и др.

А как портит вид площади у Малахова кургана построенный рядом рыбный павильон, закрывающий красивое здание почты на ул. Героев Севастополя, 27!

Кстати, уже дано объявление о продаже квартир на ул. Советской, 16, "от строителей". Когда переправляешься на катере через бухту, то самая видная "достопримечательность" центра города — это недострой на Советской, 16.

А чего стоит дом на ул. Лермонтова, 8, еще и выкрашенный в красный цвет! И это в белокаменном городе! И дом сей торчит перед глазами жителей центра Корабельной стороны, хорошо виден алым бельмом с бухты.

Что же делать? Как заочно "смотреть" потомкам в глаза?

Г. Сенкевич, жительница ул. Луначарского".

Другие статьи этого номера