Виктор Кучеренко: «Если не принимаются тарифы, которые соответствуют себестоимости производимых услуг, — значит местные бюджеты должны предусматривать дотацию»

Как уже сообщалось, председатель правления ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» Владимир Миргородский на срочно созванной пресс-конференции заявил, что 12 мая 2009 года истек срок реструктуризации долга за потребленную электроэнергию в сумме 3 млн 465 тыс. 801 грн 61 коп., данный ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» коммунальному предприятию «Севгорводоканал» СГС.
По его словам, «мы делали шаги навстречу, однако ситуация патовая, обязательства не выполнены, и вследствие этого мы вынуждены приступать к отключению второй очереди объектов предприятия-должника».
Ситуацию на предприятии «Севгорводоканал» мы попросили прокомментировать его генерального директора Виктора Кучеренко. — Виктор Сергеевич, с 18 мая "Севастопольэнерго" грозит отключить ваше предприятие за долги. Каковы ваши действия?

— Во-первых, это не угроза, а предупреждение. Во-вторых, у нас есть разногласия по сумме, нам предъявленной. На сегодня "Севгорводоканал" должен "Севастопольэнерго" 1 млн 800 тысяч гривен. Это большая сумма, но мы не выполнили свое обязательство перед энергетиками по объективным причинам.

Знаете, у нас не срабатывает главный закон: все участники должны платить. Не может быть такого, чтобы кто-то не платил, а все звенья четко функционировали. Вот и в нашем случае все так и получилось.

— Кто основные ваши потребители?

— Основная часть наших потребителей — 80% — население города. Для них существуют три вида тарифов. Однако севастопольцы не торопятся оплачивать предоставленные услуги. Сегодня задолженность населения составляет 14 млн гривен. Она образовалась не за один год. Мы по судам возвращаем долги, но процесс этот длительный.

Есть среди должников юридические и приравненные к ним лица. Львиная доля приходится на коммунальные предприятия, в частности, на главного нашего потребителя — "Севтеплоэнерго". Хочу заметить, что текущая задолженность этого предприятия незначительна по отношению к старым долгам, но она есть и составляет 900 тысяч гривен.

— Законны ли требования энергетиков к вам?

— Требования энергетиков к нам — законны. Кстати, уже отключена первая очередь объектов нашего предприятия, которые непосредственно не участвуют в системе водоснабжения и водоотведения. Это производственно-ремонтный цех, бытовки линейных бригад. Порядка шести объектов были отключены еще до праздников.

Между тем должен заметить, что долгов перед энергетиками у нас практически нет, это текущий долг за апрель.

— Какой процент необходимой вам суммы проплачивает население?

— Около 98%. Однако нужно учитывать, что мы возвращаем старые долги. В марте, например, мы собрали 102%. На 1 января 2009 года задолженность населения (с учетом старых долгов) была 13,7 млн гривен, за эти месяцы она выросла на 300 тысяч гривен. А мы рассчитывали уменьшить цифру общего долга.

— Какие суммы вы выставляете потребителям ежемесячно?

— 4 млн гривен мы выставляем ежемесячно населению, 6 млн гривен — юридическим лицам. Однако должен заметить, что недавнее увеличение тарифов для предприятий не улучшило финансового состояния "Севгорводоканала". Из-за пресловутого кризиса предприятия Севастополя процентов на 20 сократили потребление воды. Многие из них просто прекратили свое существование. Поэтому наши надежды на то, что мы получим дополнительные средства, не оправдались.

— И каков ежемесячный дефицит денег на предприятии?

— Ежемесячный дефицит денежных средств "Севгорводоканала" — 2,5 млн гривен. Эту сумму как раз и необходимо заплатить.

— Как образовывается дефицит?

— Себестоимость воды не соответствует тарифам, по которым мы отпускаем услугу нашим основным потребителям. Сегодня себестоимость одного кубометра воды — 6 грн 40 копеек, а тарифы установлены значительно ниже: для тех, кто имеет приборы учета воды и проживает в многоквартирных домах, — 3 грн за кубометр, для тех, кто не имеет водомеров, — 4 грн 25 копеек, для частного сектора при наличии приборов учета — 2 грн 80 копеек. Разница между себестоимостью воды и тарифами и создает дефицит денежной массы.

— Что повлечет за собой вторая очередь отключений на вашем предприятии?

— Вторая очередь отключений повлечет остановку подкачивающих водопроводных станций. Если начнется третья очередь отключений, то это почувствуют все. И работники "Севастопольэнерго" в том числе.

Если бы в Севастополе постоянно проводилась гибкая тарифная политика, то результат сегодня был бы другой. Судите сами. Когда в 2007 году принимались тарифы для населения, стоимость электроэнергии была порядка 45 копеек за киловатт. С учетом увеличения цен на электроэнергию предприятие платит 71,35 коп. за один кВт/ч. Произошли также удорожание ГСМ, рост минимальной зарплаты, увеличились налоги, но при этом тарифы на воду не двинулись никуда. Другими словами, мы подошли вплотную к тому, что нужно менять тарифы.

Если бы у нас в городе проводилась нормальная тарифная политика, то тарифы пересматривались бы через каждый квартал. И не нужно было бы принимать судьбоносных решений на сессиях горсовета. Все вопросы, связанные с тарифами, у нас чрезвычайно политизированы.

— Из данной ситуации есть выход?

— Есть действующее законодательство, которое просто нужно выполнять. Есть же законы о питьевой воде. Если не принимаются тарифы, которые соответствуют себестоимости производимых услуг, — значит местные бюджеты должны предусматривать дотацию. Но у нас получается так: нет ни тарифов, ни местных дотаций. Поэтому, думаю, правильно поступает глава госадминистрации Севастополя, который говорит, что готов нести ответственность за проведение тарифной политики. Нужно принимать решение по изменению тарифов для населения и для предприятий государственного и местного бюджетов. Иного выхода нет. Еще раз подчеркну: ничего не нужно выдумывать, нужно просто выполнять действующее законодательство.

Депутаты, думаю, заблуждаются, считая, что, сдерживая тарифы, они несут добро севастопольцам.

— Поговаривают, что "Севгорводоканал" — отсталое в техническом отношении предприятие, утечки у вас составляют 40 процентов…

— Нужно говорить не об отсталости, а о технических проблемах предприятия. В системе водоснабжения Севастополя эксплуатируется 1100 километров водопроводных сетей. 40 километров из них — в аварийном состоянии. Для ремонта нужны большие средства. Если говорить о потерях, то наш показатель (40%) мало отличается от среднеукраинского (36%). Однако нужно иметь в виду, что эти потери включают в себя и технологические потери, и воровство воды, и, естественно, утечки через поврежденные трубопроводы.

Мы обнаруживаем ежедневно порядка 30 мест повреждений трубопроводов. Другая проблема — наше оборудование. Оно очень энергоемкое и годами не модернизировалось. Ситуацию можно изменить через госбюджетное финансирование и реализацию программ модернизации.

У нас есть великолепные идеи относительно перевода города на альтернативное водоснабжение (самотеком), когда можно сэкономить 80 процентов электроэнергии, однако нужно вложить в модернизацию порядка 100 млн долларов. Тогда и тарифы, возможно, не нужно будет повышать.

— Что скажете руководителям города?

— Первое. Я хочу, чтобы городская администрация и городской совет нашли общий язык. Второе. Нужно, чтобы тарифная политика проводилась регулярно. Не нужно ждать политических событий, привязываться к выборам. Нужно постоянно заниматься делом на благо севастопольцев. Третье. Для выхода из данной ситуации нужно решением сессии горсовета предусмотреть дотации. Четвертое. Пересмотреть тарифы, приблизить их к себестоимости услуги.

Другие статьи этого номера