Страховой бизнес

Ожидается повышение стоимости «автогражданки».
Три года назад в Украине был принят закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ОСГПО), получивший в просторечии название «автогражданка». Она плохо приживалась до тех пор, пока в положение о работе госавтоинспекции не были внесены изменения, давшие гаишникам право штрафовать водителей за управление автомобилем без этого страхового полиса. До ноября 2008 года накладывался штраф от 0,5 до 1 необлагаемого налогом минимума доходов граждан, а сейчас он увеличился почти в 50 раз и колеблется в пределах 425-850 гривен.Учитывая, что в среднем по стране страховой полис "автогражданки" составляет 210 гривен, а для пенсионеров — вдвое меньше, водители стали страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, то есть перед теми, кто может пострадать в дорожно-транспортном происшествии. Только за 2008 год страховые компании Украины на 60 процентов увеличили свои сборы по "автогражданке", но даже это не дает автовладельцам, пострадавшим в ДТП, оснований надеяться на то, что страховой полис компенсирует все их затраты.

Дело в том, что одновременно с ростом сборов по обязательному страхованию за тот же 2008 год выплаты по каждому страховому событию увеличились с 5,5 до 7,5 тысячи гривен, а суммарно возросли на 130 процентов. Кроме этого, на 50 процентов увеличилась стоимость запчастей и услуг станций техобслуживания, на треть упал курс национальной валюты по отношению к доллару, а число ДТП снизилось незначительно.

Все это привело к существенному росту выплат по "автогражданке", увеличению убытков страховых компаний и объективно провоцирует повышение стоимости полисов на нее. Предполагается, что стоимость обязательного страхового полиса для владельцев транспортных средств в ближайшее время возрастет на 30-40 процентов. Для этого даже не придется вносить изменения в профильный закон и проводить его через Верховную Раду, которая все в меньшей мере занимается законотворческой работой. Можно будет оставить уже утвержденный базовый тариф (291 гривна), а поднять только коэффициенты, по которым рассчитывается "автогражданка" для различных регионов страны, а также с учетом режима эксплуатации автомобиля.

В последнее время участились случаи, когда компании задерживают выплаты денег своим клиентам по страховым событиям. Одна из причин этого в том, что компании, сформировавшие свой резервный фонд, чтобы в экстремальной ситуации выполнить свои обязательства перед клиентами, и разместившие этот фонд в банке, зачастую не могут получить свои финансовые средства.

Но бывает, что и страховая компания водит за нос клиента. В этом случае у него есть несколько вариантов защиты своих прав. Прежде всего он может высказать претензии в письменном заявлении в свою же страховую компанию. Ей дается месяц для удовлетворения претензии и ответа. Клиент может пожаловаться в управление по защите прав потребителей, в госфинресурс, в моторное транспортное страховое бюро, а также в суд, но для отстаивания в нем своих прав уже потребуются финансовые расходы на адвоката.

Другие статьи этого номера