«На неухоженном поле ничего, кроме сорняков, не растет», —

уверена Валентина Фролова.
И потому считает необходимым прививать детям вкус к чтению.
Вот так наша замечательная землячка, писательница Валентина Фролова задумала проект «Севастополь — детям», который стартовал в нашем городе в конце прошлого года. Издание книг для ребят предусматривает рассказы по истории города, флота и мореходства, которые воспитывают патриотизм, дух рыцарства, взаимовыручку, свойственные людям морских профессий. Именно эти качества нужно воспитывать с детства. Первой в серии вышла книга Валентины Фроловой «Ох и трудная это штука — морская наука» («Азбука салажонка»).- Стало расхожим трюизмом утверждение: "Люди сегодня не читают, дети — тем паче". И еще: "Нравственность падает"… — говорит Валентина Фролова. — На неухоженном поле ничего, кроме сорняков, не растет. Известно, что сорняки сильнее культурных растений. Но смогло бы выжить человечество, если бы отдало себя на произвол своеволию сорняков?

Вот почему, считает писательница, сегодня так важно обратить внимание на подрастающее поколение и научить его читать. И вот в задуманной серии вышла первая книга. "Азбуку салажонка" дети и читают, и обсуждают. Лучшее доказательство — встреча автора с ребятами, которая прошла в филиале N 5 Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара (заведующая филиалом — Светлана Васильевна Котряга). На встрече присутствовали юные читатели — ученики 3-А класса школы-гимназии N 8 (классный руководитель — Анатолий Степанович Синчук). При обсуждении были объединены книга Валентины Фроловой "Азбука салажонка" и вышедшая раньше повесть "Динька и Фин". Встреча с автором вылилась в настоящее театральное представление, режиссером и ведущей которого была Валентина Сергеевна.

Предварительно прочитав книгу, ребята писали свои отзывы и готовили рисунки. Вот, например, что написала третьеклассница Алина Чебак: "Книга эта — азбука салажонка, и на каждую букву алфавита рассказывается о том или ином термине, имеющем отношение к морскому делу, о событиях в нашем Севастополе. Ведь он морской город. Мне, как и герою книги Володе, вначале были непонятны различные слова, но, читая рассказ, я нашла объяснение некоторых слов, например, узнала, что "старпом" — это старший помощник, который следит за порядком на корабле. Понравилось мне также описание моря. И даже показалось, что я слышу шум его волн, его дыхание. Насмешил меня рассказ "Банка", где Володя на просьбу папы "Освободить банку!" съел банку варенья. Оказывается, у моряков банка — значит табуретка, а камбуз — это кухня".

Дети писали отзывы, рисовали героев рассказов. И вот — встреча с автором. Вначале была показана маленькая сценка, в которой были и Дельфиненок (Адриан Карпов), и даже само Море (Наташа Цицкун), и Скала (Вероника Лекарева), и несознательный парень, целиком и полностью рожденный ребячьей фантазией, которому предстояло перевоспитаться. Все было рождено и окрашено яркой ребячьей фантазией.

А потом началось действо, никаким сценарием не предусмотренное. Обсуждение книги "Ох и трудная это штука — морская наука" шло на импровизации. Оказалось, матрос Кошка — не только тот неподвижный памятник, что поставлен у Морского завода: матрос, который был фантастически храбрым, мог еще и смеяться над своими врагами, и дурачить их. Но известно: могила храбреца, родившегося в селе под Винницей, затеряна. И писатель ставит перед нынешними третьеклассниками возможную задачу на будущее: когда они подрастут, то, вероятно, станут поисковиками и смогут отыскать могилу храбреца.

А потом в инсценированных розыгрышах ребята показывали исторические сценки. Как, например, арабы, древнейшие мореходы, весьма забавно отдавали честь — младшие старшим. Или как решали эту проблему французские моряки, находящиеся в одном звании. Флот — элита вооруженных сил. И понятно, что первым отдает честь тот, кто лучше воспитан. Так кто же лучше воспитан? В ответ на этот вопрос — лес рук и возгласы: "А у меня папа тоже моряк", "И мой папа служит"…

Учредители новой детской серии долгосрочную задачу видели не в том, чтобы дать ребятам некую сумму знаний, а в том, чтобы пробудить в них дух севастопольцев, мореходов, воинов, людей, умеющих идти на подвиг.

И как было не сопереживать, когда со всех сторон слышались торопливые, перебивающие один другого голоса: "А мой дедушка воевал!", "А у меня воевали оба дедушки, один погиб, другой выжил".

Такой концовки не ожидал никто! Для взрослых это была минута, наполненная искренним волнением. Задача, осознававшаяся ими как дальняя, оказалась выполненной на волне самопроизвольной и вдохновенной импровизации. Валентина Фролова уже нам, взрослым, адресует итог:

— Вот теперь судите сами: правы ли те, кто говорит, что "нравственность падает", что "дети ныне не читают"? Или все дело в тех, кто находится рядом с ними и думает об их будущем? Старт книгам серии "Севастополь — детям" дан. Будем надеяться, что финиша и не будет. Ибо детство вечно. И вечна литература. Писатели писали и будут писать для детей, помогая им познавать мир в новых реалиях.

В издательстве "ЭКОСИ-Гидрофизика" (директор — Ю.В. Терехин) уже готовится к изданию вторая книга серии — сказка Алексея Озерова "Про слоненка-боцманенка". Рукописи не горят, хорошие книги не забываются. Алексея Озерова уже нет в живых, но его сказка, изданная первый раз в 1963 г., не забыта.

И еще одна важная информация: Валентина Сергеевна Фролова в развитие своей идеи совместно с детскими библиотеками города и Фондом культуры и истории им. Геннадия Черкашина выступила с инициативой проводить ежегодно детский творческий литературно-художественный конкурс среди школьников младших классов "Морская душа". Главная его цель — привлечение юных севастопольцев к изучению морской истории города и флота.

Другие статьи этого номера