Театр, в котором творит Богдан Ступка

С 17 по 27 июня в нашем городе пройдут гастроли Национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Прославленный коллектив не впервые приезжает в Севастополь, и наши зрители с нетерпением ждут возможности побывать на его спектаклях. Накануне гастролей мы встретились с руководителем литературно-драматической части театра Натальей ПОНОМАРЕНКО. — Наталья Анатольевна, гастроли вашего театра, "первой сцены Украины", уже стали традиционными в Севастополе. И это при том, что его маршруты пролегают по всему миру. Вот буквально в эти дни коллектив выступает в США в связи со 100-летием С. Михоэлса.

— Да, к этому событию приурочен наш спектакль "Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему с Богданом Ступкой в главной роли. Это уже третья поездка театра в США за последнее время. В апреле 2008 года спектакль "Наталка-Полтавка" И. Котляревского был удостоен чести открыть Украинский дом в Нью-Джерси. В ноябре того же года в США состоялся показ спектакля "Голодный грех" В. Стефанека.

— Каков ныне репертуар Национального театра им. Ивана Франко? Чему отдается предпочтение?

— Сегодня на основной сцене нашего театра, который с 2001 года возглавляет неординарная личность, актер безграничного диапазона Богдан Ступка, идет более 30 спектаклей. Они представляют все богатство жанров и стилей театрального искусства. На афише произведения Ивана Франко, Софокла, Уильяма Шекспира, Шолом-Алейхема, Тараса Шевченко, Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Ивана Котляревского, Бернарда Шоу, Бертольта Брехта, Ивана Карпенко-Карого, Бомарше…

— Чем же вы порадуете севастопольских зрителей?

— Два года прошло с последнего визита театра в Севастополь. Мы с особым волнением ждем новой встречи. И честно скажу: для того чтобы эти гастроли состоялись в непростое нынешнее время, приложил неимоверные усилия художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Ивана Франко Богдан Сильвестрович Ступка. Хотелось бы, чтобы те добрые отношения, которые сложились у нас со зрителями Севастополя, сегодня уже нашими друзьями, оставались такими же теплыми и искренними, какими были на протяжении всех лет общения. В этом году в гастрольную афишу вошло пять спектаклей, которые представляют разнообразие жанровой палитры: "Кайдашева семья" И. Нечуй-Левицкого, "Легенда о Фаусте" Й. Шписса, Гейсельбрехта, Кристофера Марло, мюзикл "Эдит Пиаф. Жизнь в кредит" Ю. Рыбчинского, В. Васалатий, "Два цветка цвета индиго" А. Белозуба, "Лев и Львица" И. Коваль. Это спектакли — разнообразные по жанрам и художественным способам выражения.

— Новые авторы, новые названия — это очень привлекает, тем более что эти произведения незнакомы севастопольцам.

— Как и в предыдущие приезды, мы покажем исключительно премьеры двух последних лет, которые должны дать представление о работе нашего театра, его поисках и творческих устремлениях. Национальная классика представлена яркой, сочной комедией по повести И. Нечуй-Левицкого "Кайдашева семья". Сегодня это один из самых аншлаговых спектаклей театра. Сюжет ясен из самого названия. Действие происходит в семье Кайдашей в переломный момент взросления детей и поиска ими вторых половинок. Вечные проблемы выбора невесток, вхождения их в новую семью, взаимоотношения со свекровью. Сценическое прочтение осуществил режиссер Петр Ильченко, известный как активный интерпретатор украинской классики. Севастопольцы по прошлым гастролям знакомы с его спектаклями "Мартин Боруля", "Шельменко-денщик". Вот и сегодняшнее прочтение "Кайдашевой семьи" отличается яркой образностью, самобытными народными характерами, житейской мудростью, остротой слова и комичностью ситуаций. В главных ролях — признанные мастера сцены: Владимир Коляда, Валерий Дудник, Нина Гиляровская, Зинаида Цесаренко. Целый каскад актерской изобретательности, обаяния, заразительности, жизненной правды привносит исполнительница главной роли блистательная Наталья Сумская.

— На афише — украинская классика и европейские сюжеты. Заинтересовало название: "Легенда про Фауста". Но, оказывается, это не классический Фауст Гете. Чем привлекло театр именно это произведение?

— Действительно, вряд ли найдется человек, который не слышал бы о докторе Фаусте, который ради вечной молодости и земных благ продал душу… Режиссер-постановщик спектакля "Легенда про Фауста" Андрей Приходько обратился к самым первым произведениям мировой литературы, описывающим этот давний сюжет. В основе спектакля — произведения немецких писателей XVII века Й. Шписса и Гейсельбрехта, а также английского драматурга XVI века Кристофера Марло. Решая спектакль в жанре мистерии, режиссер создает яркое сценическое представление с использованием всех возможностей театрального мира и в то же время напоминает нам как о бренности человеческого существования, так и о ненасытности сердца его. Этот спектакль интересен еще и тем, что главные роли исполняют отец и сын. Фауст — Остап Ступка, Мефистофель — Богдан Ступка. А их партнерами выступают известные актеры Богдан Бенюк и Владимир Николаенко.

— С удивлением встречаю на афише драматического театра музыкальные постановки. Что это — поворот в сторону мюзиклов?

— Не совсем так. Театр им. И. Франко всегда славился своими музыкальными спектаклями. Практически вся труппа обладает профессиональными вокальными данными, в чем вы можете убедиться, побывав на мюзикле "Эдит Пиаф. Жизнь в кредит", который специально для "франковцев" создали известный поэт Юрий Рыбчинский и композитор, она же и исполнительница главной роли, Виктория Васалатий. Вы попадете в атмосферу французского шансона, станете свидетелями первых шагов к славе легендарной Эдит Пиаф, ее трагической судьбы и первой любви. Режиссер-постановщик Игорь Афанасьев создает воистину пленительное действо, насыщенное фантастической музыкой, танцами и чарующими хитросплетениями судьбы. В главных ролях: Людмила Смородина, Татьяна Олексенко, Валентина Ильяшенко, Ольга Кондратюк, Александр Форманчук, Анжелика Савченко. Но если в "Эдит Пиаф" доминируют музыка и вокал, то в спектакле "Два цветка цвета индиго" — музыка и хореография.

— Я слышала, что в Киеве на этот спектакль, премьера которого состоялась в апреле, невозможно попасть, настоящий ажиотаж. Чем он привлекает зрителей?

— Начнем с того, что автор, режиссер-постановщик и сценограф — один талантливый человек, Александр Белозуб. Посредством музыки, пластики и слова он рассказывает об уникальных судьбах двух художниц мирового уровня: украинке Катерине Белокур и мексиканке Фриде Кало. Избранные судьбой, они на пути к творчеству прошли непростой путь личных трагедий, мук, непонимания и предательства самых родных и близких людей. Их творчество уникально, а судьбы беспредельно трагичны. И тем они прекрасны. Это изысканный, очень чувственный, эмоциональный спектакль, который, безусловно, не оставит вас равнодушными. Буквально фейерверк чувств и эмоций! В главных ролях: Лариса Руснак (Фрида Кало) и Елена Фесуненко (Катерина Белокур). Все хореографические партии исполняют драматические актеры, что опять же свидетельствует о многогранности возможностей труппы театра.

— Драматические актеры у вас танцуют и поют. Причем на уровне профессиональных вокалистов и танцоров. Как такое удается?

— Глубокий интерес, хорошая школа и постоянный тренинг. Наши молодые актеры начинают рабочий день с занятий у станка. Богдан Сильвестрович, приходя утром, всегда с удовольствием поднимается в танцкласс: "Уже танцуют!" А главное: талант Б.С. Ступки, его пример, его отношение к сцене — это лучший воспитательный момент. Не говорю уже о том, какой он великий артист. Посмотрите спектакль "Лев и Львица" — о непростых взаимоотношениях Льва Николаевича Толстого и его жены. Пьеса Ирены Коваль, американки украинского происхождения, построена на дневниках писателя и его жены. Это спектакль о сильных страстях неординарных личностей. О муках творчества и муках непонимания. Вам предлагаются два взгляда — мужчины и женщины — на практически одни и те же события. Режиссер-постановщик Станислав Моисеев, исключая быт, решает спектакль в жанре трагифарса с яркими эмоциональными перепадами, всплесками любви и отторжения, безумства и ненависти. В главных ролях — признанные мастера сцены: Софья — Полина Лазовая, Лев — Богдан Ступка. Спектакль с триумфом был принят на Международном фестивале в польском городе Гданьске в 2008 г. К слову, в дни Международного фестиваля на аллее звезд наряду с известными деятелями мирового кино Богдан Ступка был удостоен чести оставить отпечаток своей ладони. Так Польша отметила вклад актера в развитие мирового искусства.

— Значит, в последние годы международное сотрудничество театра не слабеет?

— Богдан Ступка, стараясь расширить художественную палитру, приглашает на постановки режиссеров с диаметрально противоположными творческими методами и разных театральных школ. С театром сотрудничают постановщики из Польши, России, Грузии, Канады, Литвы. Восемь лет назад по инициативе Б.С. Ступки при театре была создана экспериментальная сцена "Театр в фойе", которая не только приобрела популярность среди зрителей, но и стала своеобразной лабораторией самых смелых, неординарных, парадоксальных, но таких востребованных в театре поисков новых художественных выразительных средств, режиссерских решений, драматургических открытий.

— Богдан Ступка стал настоящей легендой. Работа театре, кино (и какие роли, какие постановки!), гастроли, участие в международных фестивалях. Не удержусь от вопроса: как он все успевает?

— Мы тоже этому удивляемся и постоянно у него учимся. Бог наградил его огромным талантом и художественным вкусом. Когда идет любой спектакль, вплоть до детских сказок, Богдан Сильвестрович непременно сидит в своей ложе и смотрит, все замечает. Молодежь его безумно любит и безмерно доверяет: "Шеф сказал". Он берет молодых выпускников, опекает их, дает возможность раскрыться. Сегодня у тебя массовка, завтра — эпизод, послезавтра — главная роль. Б.С. Ступка настолько человечен, что все тянутся к нему с житейскими проблемами, приходят, делятся. Он уделяет молодежи внимание в любое время. Какое там время приема?! Какая запись?! Все знают номер его телефона и в любое время могут позвонить. Это дорогого стоит. Я уже 25 лет в этом театре и прекрасно понимаю, что значит такое внимание к молодежи.

— Наталья Анатольевна, вы так ярко рассказываете о вашем коллективе, о театре, о привезенных спектаклях, что возникает желание посмотреть все, что вы привезли.

— Мы надеемся, что каждая постановка найдет своего зрителя, а театр со своей стороны сделает все возможное, чтобы встречи наши стали незабываемыми. Ждем вас на наших спектаклях.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера