«Служу той церкви, которая есть на моей Родине»

С недавних пор в Морозовке (Алсу) первыми бросаются в глаза вознесенные к небу купола храма и колокольни. Они синие, в золотых звездах. Их венчают золотые же маковки с крестами. Рядом установлен флагшток, на котором развевается флаг, или штандарт. На нем четко читается вязь букв «П.Ф.» — патриарх Филарет. С 2001 года в горном селе действует монастырь Киевского патриархата. Патриарший. — На территории обители ветер так же полощет в вышине государственный флаг…

— Это наше волеизъявление, — ответил отец Гавриил (Анисимов) наместник патриаршего монастыря Преподобного Паисия Величковского.

— Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что в прошлом в Алсу молились Богу в храме, построенном во имя святого покровителя воинства Георгия Победоносца.

— Наш монастырь входит в историю с именем преподобного Паисия Величковского — нашего небесного покровителя.

— Известно, что в свое время Паисия Величковского приблизили к себе то ли Петр I, то ли Екатерина II. У кого-то из этих монархов он пользовался большим доверием и авторитетом.

— У Екатерины II. Однако очень скоро Паисий Величковский — человек высокодуховный — оказался в опале. Он уехал в Грецию, где на Афоне основал Ильинский казачий скит. Со святой горы Паисий Величковский перебрался в Молдавию, далее — в Румынию. В Румынии в 1794 году он скончался, прожив 72 года. Могила преподобного в основанном им монастыре является местом поклонения верующих. Преподобный Паисий Величковский известен в истории церкви многими деяниями. Он, например, возродил в России старчество.

— Любопытно, в 1817 году гардемарин Павел Нахимов вместе с двенадцатью своими однокашниками по учебе в столичном Морском кадетском корпусе на бриге "Феникс" совершил свое первое плавание по Балтийскому морю. Руководил группой гардемаринов их любимый преподаватель лейтенант князь Сергей Ширинский-Шахматов. Чуть больше десяти лет спустя князь примет монашеский постриг с именем Аникита. Летом 1835 года иеромонах Аникита впервые посетил Афон. В Ильинском скиту он жил в келье преподобного Паисия Величковского. Здесь на средства иеромонаха Аникиты заложили храм в честь святителя Митрофана Воронежского. Этот святитель щедро жертвовал личные средства на строительство кораблей российского флота.

— В этом году, 28 ноября, исполнится 215 лет со дня кончины Паисия Величковского. У нас пройдут мероприятия, посвященные светлой памяти преподобного.

— Сколько приходов объединяет Украинская Православная Церковь Киевского патриархата?

— В стране их насчитывается в пределах девяти тысяч. Для сравнения: приходов братской Украинской Православной Церкви Московского патриархата в Украине зарегистрировано 12 тысяч. В Автономной Республике Крым и Севастополе они доминируют. Всего же на просторах полуострова разбросано около полутора десятка приходов Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, в Севастополе — три, но с завершением строительства культового здания в районе Юмашевского рынка их будет четыре.

— Значительная часть православного мира считает Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата неканоничной…

— Каноничная, неканоничная — это, в принципе, решит история. К сожалению, нас называют еретиками, раскольниками, еще кем-то. Такое часто повторялось в истории. Мы не первые, может, и не последние. Огорчает, что на постсоветском пространстве, в том числе кое-где и в Украине, предается забвению такое понятие, как поместная церковь. Украина должна иметь поместную церковь, равно как Беларусь, Молдова, другие республики бывшего СССР, а в настоящее время независимые государства.

— Почему вы отождествляете государственную независимость с обязательным наличием поместной церкви?

— У каждой народности, нации сложились многовековые традиции. Они переплетаются с церковными. Где-то в Украине, например, Рождество Христово празднуют не так, как в России.

— Разве это является препятствием к существованию единой церкви, тем более, что и на УПЦ КП, и на УПЦ МП распространяются единые, обязательные и устоявшиеся в течение тысячелетия каноны?

— Верно, каноны в богослужении есть, как и есть правило IV Лаадакийского собора о том, что границы поместной церкви — это и границы государственного образования. Это правило никто не отменял. Оно подлежит признанию и исполнению.

— Сошлемся, однако, на пример Римской католической церкви. Приходы, контролируемые Ватиканом, есть во всех уголках планеты, в том числе и в Украине. Почему приходов Московского патриархата у нас не должно быть? Почему никто не берется за организацию у нас поместной католической церкви? Напротив, Папу Римского у нас привечают, центр униатской церкви во главе с кардиналом Гузаром переместили из Львова в Киев, хотя казаки жизни не жалели в отстаивании у нас православия.

— Папа Римский, как духовный пастырь, приезжал к нам в страну к своей пастве точно так, как Патриарх Московский и всея Руси приезжает в Киев, другие украинские города к своей пастве. Прием Папы Римского на государственном уровне объясняется тем, что глава Римской католической церкви одновременно является и главой государства Ватикан.

— Приходы Русской Православной Церкви Московского патриархата есть в США, Японии и других странах. Почему они не должны быть в Украине?

— Может, я вас удивлю, но ведь в США, Канаде, Италии, Австралии есть приходы Украинской Православной Церкви Киевского патриархата.

— В таком случае вы противоречите самому себе, говоря о границе поместной церкви и государства. Где граница Украины — в Канаде?

— Это так называемые диаспорные приходы, во главе с благочинными. Но орган управления находится в Киеве.

— Накануне светлого праздника Пасхи Виктор Ющенко предложил верующим в один день побывать и в храме УПЦ КП, и в храме УПЦ МП. Как вы, отец Гавриил, отнеслись к этой рекомендации президента Украины?

— Абсолютно спокойно. Господь у нас один. Различно пока административное подчинение и непризнание нас как церкви Киевского патриархата со стороны наших братьев Московского патриархата, но Господь, как я уже сказал, у нас один.

— Не без оснований говорят о существовавших гонениях в отношении церкви со стороны тоталитарного режима в недавнем нашем прошлом…

— У нас в стране до сих пор не отменен декрет дедушки Ленина.

— О чем?

— От 1919 года об отделении церкви от государства и школы — от церкви. Ведь этот декрет действует до сих пор.

— Затем произошло отлучение партии от государства. Но это к слову. У нас по-прежнему светское государство.

— Поэтому у нас свобода вероисповедания. А это и есть наследие дедушки Ленина.

— Вот и хлынул к нам поток проповедников, чуждых нашим национальным духовным корням. Тяжело, а тут еще раскол в традиционной нашей церкви. Это случалось и раньше. На столетия затянулся раскол старообрядцев с Русской Православной Церковью. А вот раскол ее с зарубежной церковью, длившийся 70 лет, удалось устранить. Той стороной было выдвинуто более десятка условий для замирения. Причисление Николая II и членов царской семьи к лику святых — одно из них. В Москве приняли это и другие условия. Не канонизирует ли в настоящее время Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, например, Ивана Мазепу, что в дальнейшем сможет послужить препятствием к возможному церковному диалогу?

— Если говорить об Иване Мазепе, то это человек своей эпохи. Он построил много храмов. Его хлопотами воздвигнут ряд корпусов на территории Киево-Печерской лавры, рядом им был построен женский монастырь. Это был великий меценат.

— Его заслуги были признаны владыкой Климентом — иерархом Русской Православной Церкви, о чем сообщалось в печати.

— Но говорить о канонизации Ивана Мазепы, по-моему, никто никогда не будет. Это сложнейший процесс. А вот восстановить правду об этой исторической личности необходимо и на этой основе снять с гетмана анафему. Ведь доказано, что Иван Мазепа не еретик. Нет документов, подтверждающих принятие им католичества. Он умер православным христианином. В прошлом году по случаю 1020-летия крещения Руси на соборе поместной Украинской Православной Церкви Киевского патриархата к лику святых были причислены великие князья Ярослав Мудрый, Константин Острожский, митрополит Иов Борецкий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. Митрополит Иов Борецкий, как известно, — единственный, кто отстоял в Украине православие перед натиском унии. Петр Калнышевский, несмотря на выпавшие на его долю нелегкие испытания, сохранил верность православию. Будучи атаманом, он построил несколько церквей.

— Несомненно, в монастыре появились реликвии — предметы вашей гордости.

— В храме монастыря выставлены для поклонения частицы мощей свыше ста почитаемых церковью и верующими святых. Самой почитаемой святыней я бы назвал частицу животворящего креста. Практически не бывает такой недели, чтобы в своих молитвах братия не прославляла имя святого, частицей мощей которого мы обладаем и дорожим. Самые высокие слова относим святым, на благодатной и боголюбимой крымской земле просиявшим.

— Доходят ли ваши молитвы и молитвы прихожан до Бога?

— Год назад у нас абсолютно исцелилась женщина, страдавшая тяжелейшим недугом в последней стадии. У почитаемой у нас иконы Божией Матери она молилась, искренне покаялась в содеянных грехах. Медики в Симферополе признали ее здоровой, о чем имеется документ. Женщина еженедельно приезжает к нам, чтобы в молитвах воздать благодарность Богу за исцеление. Жизнь свела нас с супругами, которые в течение десятилетия не могли дождаться первенца. Они регулярно приезжали к нам на богослужения. Вот-вот в семьей появится желанный ребенок. Крестить его будущие родители намерены в нашем монастыре.

— Наверняка вы родом из Западной Украины?

— Родился и вырос я в Одессе. С малых лет приобщился к церковной жизни…

— Верующий и церковный человек — одно и то же?

— Церковный человек живет непосредственно в церкви, церковью. Верующий пришел в храм и ушел… Один раз в неделю в течение месяца…

— А то и один раз в году, на Пасху. Итак, ваша церковная жизнь…

— С 9 лет я начал регулярно ходить в храм. Господь призвал. В кафедральном соборе Успения Богородицы пел в хоре. Когда мне исполнилось 12 лет, открылась церковная школа…

— Туда вас привела мама?

— Сам туда пришел. С 13 лет прислуживал в алтаре. Юношей после окончания профессионально-технического училища почувствовал, что мое призвание — служение Богу. Тогда же на имя митрополита написал прошение принять меня в монастырь. При этом я заручился поддержкой родителей: "Твоя жизнь, ты ею и распоряжаешься". Я получил также благословение духовника. И на моем прошении митрополит наложил резолюцию: "Благословляю". Я не мог представить иной для себя жизни, ведь мои детство и юность прошли в церкви. Я не знал другой жизни. Служение церкви для меня — служение не только Богу, но и людям.

— Отец Гавриил, вы с самого начала служите в храмах Украинской Православной Церкви Киевского патриархата?

— Будучи с 1996 года в лоне Украинской Православной Церкви Московского патриархата, я предпринимал попытки выяснить причины предания анафеме патриарха Филарета. Я вникал в содержание документов, в материалы Вселенских соборов, касающихся функционирования поместных церквей, беседовал с информированными людьми. Я понял, что вокруг интересовавших и волновавших меня проблем наворочено много лукавства. А те, кто лукавит, никакого отношения к Богу не имеют, абсолютно никакого. Служу той церкви, которая есть на моей Родине, и не поклоняюсь чужим господам. Я не националист, но патриот своей Родины.

Хотя было время, когда собирался уехать в Грецию учиться богословию и служить там. Но мой духовник архимандрит Тихон Бондаренко, царствие ему небесное, сказал мне: "Где родился, там и пригодился". С 2004 года я перешел в Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Мною принята нелегкая стезя монашества. Монах (монос) — один. Но монах не может быть один. С монахом всегда Господь, а с Господом — монах. У монаха, как говорят отцы церкви, два крыла: молитва и послушание. Они могут вознести монаха к небесам. Здесь, в монастыре, мы, насельники, учимся друг у друга независимо от возраста каждого, жизненного опыта, занимаемого поста. Учимся смирению, терпению по отношению друг к другу.

— Со времени начала вашего здесь служения что удалось сделать, какие планы на ближайшее будущее?

— В 2006 году освящен храм во имя Паисия Величковского, в честь преподобного Нектария — митрополита Эгинского — построена часовня. Построен также игуменский корпус, отремонтирован братский корпус. В этом году выкопаем колодец, строим баню. Не без труда ("Ах, вы киевский патриархат!") оформили документы на землю. На ней поднимем шатровый деревянный храм в честь Святой Троицы и новый братский корпус. Благоустройство территории осуществляется повседневным трудом. В решении многих вопросов нам оказывает помощь киевский меценат Сергей Гиренко — гендиректор "Укртехгаза". Помогают также патриарх Филарет, органы местной власти, многие севастопольцы.

— Спасибо вам, отец Гавриил, за беседу.

— Спаси вас, Господи.

Другие статьи этого номера