Архитектор и художник

К числу видных зодчих, чье творчество отразилось на архитектурном облике и в исторических памятниках Севастополя, относится известный архитектор, художник-акварелист В.А. Фельдман (1864-1928 гг.), 145-летие со дня его рождения которого — в календаре памятных дат 2009 года.Валентин Августович Фельдман родился 4 (16) марта 1864 года в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии. Он учился в Петербургской академии художеств (1882-1889 гг.) на архитектурном отделении, постигал технику акварельной живописи у Н.А. Гоголинского, был учеником известного академика А.Н. Померанцева, построившего Торговые ряды на Красной площади в Москве. В 1885 году Фельдман получил вторую серебряную медаль, в 1887 г. — малую поощрительную и первую серебряную медали, в 1888 г. — вторую золотую. В 1889 году ему было присвоено звание классного художника первой степени. С 1890 года Валентин Августович состоял действительным членом Товарищества русских акварелистов, впоследствии — общества им. Куинджи. Участвовал в выставках акварельной живописи в Петербурге, Киеве, Харькове, Севастополе, Одессе. В частности, в апреле 1897 года была открыта выставка акварелей Фельдмана в Музее Севастопольской обороны, где было представлено более 50 работ — виды Крыма и Египта. Полученный с выставки сбор предназначался в пользу местной общины сестер милосердия.

В Севастополе Валентин Августович Фельдман поселился с 1891 года, через два года после окончания Академии художеств, и работал в нашем городе до 1905 года. Он, как и другие видные зодчие, приложил усилия к созданию неповторимого облика Севастополя.

Первой работой архитектора В.А. Фельдмана в нашем городе было проектирование и участие в строительстве Покровского собора на Большой Морской. Проект собора был заказан Фельдману Епархией в 1892 году.

Архитектор создал шестипрестольный храм в стиле русской шатровой церкви XVII столетия. Здание типа базилики представляет собой пятикупольный бесстолпный храм. Высота здания — около 37 метров, колокольня — на 10 м ниже, она не отделена от собора. В 1895 году проект был утвержден и его осуществляли в натуре в течение десяти лет, до 1905 года. Но "долгостроем" он вовсе не был: работы не прерывались ни на один день. Медлительность строительства объяснялась мизерностью ежегодно выделяемых средств и сложностью архитектурных форм. В те годы Покровский собор вмещал в себя до тысячи молящихся. Как сложилась в дальнейшие годы и до наших дней судьба этого храма, севастопольцам хорошо известно.

В 1893 году по проекту архитектора В.А. Фельдмана на средства купца А.А. Максимова на Феоленте, в Георгиевском монастыре, на месте найденного пещерного древнего храма был построен храм во имя Рождества Христова.

В 1893-1900 гг. на городском Центральном холме по проекту Фельдмана (подрядчик А.А. Максимов) велось строительство дворца главного командира Черноморского флота и портов. Судя по немногим сохранившимся фотографиям и обмерным чертежам, двухэтажный дворец был асимметричен, в форме буквы Г, с трехэтажной квадратной башней на углу. Крышу башни украшали фигуры грифонов. Дворец хорошо просматривался со всех сторон, и было что посмотреть: богато украшенные декором фасады, а на уровне второго этажа — террасы с балюстрадой, опиравшейся на дорические колонны. В довоенные годы здесь размещался филиал Дома Красной Армии и Флота. После ВОВ восстановить дворец было уже невозможно. В 1958 году на месте разрушенного дворца было построено новое величественное административное здание — штаб Черноморского флота.

В 1893 году купец 1-й гильдии А.А. Максимов купил землю в Хомутовой балке, где по проекту архитектора В.А. Фельдмана началось создание уникального усадебного комплекса ландшафтной архитектуры — Максимовой дачи (топоним сохранился до наших дней).

Валентин Августович разработал генплан усадебного комплекса, проекты всех сооружений и малых архитектурных форм (беседки, лестницы, искусственные руины, пруды и т.д.). В своих основных творениях Фельдман обращался к чистым формам греческой классической архитектуры. Он обладал высокой градостроительной культурой, талантом архитектора-планировщика, был мастером в объемной архитектуре. Безусловно, большое влияние при создании малых архитектурных форм на территории Максимовой дачи на В.А. Фельдмана оказали руины города-полиса Херсонеса. Известно, что один из фрагментов античного строения Херсонеса архитектор включил в композицию одного из гротов Максимовой дачи. Все работы на усадебном комплексе производились под личным наблюдением В.А. Фельдмана до его отъезда в Харьков в 1905 году. С этого момента всеми работами на усадебном комплексе руководил сам А.А. Максимов.

К 50-летию первой героической обороны города на севастопольской земле были возведены в 1904-1905 гг. уникальные мемориальные сооружения, равных которым по цельности замысла и торжественности не было в других городах. Среди этих монументов — памятник Затопленным кораблям и здание Панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." Архитектор В.А. Фельдман принимал участие в разработке проектов этих сооружений. Памятник Затопленным кораблям был и остается одним из самых известных севастопольских монументов. Первый памятник, сооруженный в городе на воде, является символом Севастополя, его изображение — на гербе города. Среди волн, у набережной Приморского бульвара, стоит на искусственной скале изящная колонна с коринфской капителью. На ней — бронзовый орел, он держит в клюве лавровый венок, словно собираясь опустить его в воду бухты, ставшей могилой кораблей. На позеленевшей от соленых брызг и морских ветров медной доске — надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Памятник замечателен не только красотой облика, пронизанного морской романтикой, но и пафосом события, которому он посвящен. Исключительная известность монумента побудила исследователей выяснить имя его автора. В старых путеводителях по Севастополю единственным создателем памятника называли известного эстонского скульптора А.И. Адамсона. Это не вызывает сомнения, вопрос в том, был ли он единственным автором? Адамсон — скульптор, а в проектировании памятника такой величины (его высота над водой — 16,66 м) обычно участвуют еще архитектор и инженер.

В архиве Музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника Затопленным кораблям, разработанные около 1901 года. Авторы одного из них — городской архитектор Севастополя А.М. Вейзен, инженеры Ф.Н. Еранцев и Г.Н. Долин, другого — военный инженер О.И. Энберг. Проект А.М. Вейзена далек от нынешнего памятника. Зато проект О.И. Энберга заслуживает большего внимания. Это мраморная квадратная колонна, выходящая прямо из моря, на вершине ее — орел с лавровым венком в клюве. Здесь интересны два момента — морское расположение памятника и фигура орла, идентичная существующей.

Несколько лет назад дочь О.И. Энберга передала Музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию иного проекта того же монумента. На ней надпись: "Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г." На проекте изображен памятник почти в современном виде, только с трех сторон его окружает набережная, а на берегу предполагалось поставить большой павильон в классическом стиле с двумя статуями в нишах. Следовательно, архитектор В.А. Фельдман, развивая идеи инженера О.И. Энберга, заменил квадратную колонну круглой и поставил ее на искусственную скалу, эффектно вырастающую из моря. Значит, архитектор В.А. Фельдман, как и инженер О.И. Энберг и скульптор А.И. Адамсон, является соавтором памятника Затопленным кораблям.

Архитектор В.А. Фельдман и военный инженер О.И. Энберг — соавторы и другого известного сооружения Севастополя: здания Панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." Решение о создании Панорамы было принято в 1901 году Комитетом по восстановлению памятников Севастопольской обороны. Панорама задумывалась как монументальный общий памятник мужеству и стойкости воинов, защищавших Севастополь в 1854-1855 гг.

На сооружение здания Панорамы комитет выделил 70 тысяч рублей. Объявили конкурс на лучший проект. Лучшим из четырнадцати был признан проект военного инженера О.И. Энберга, созданный при участии архитектора В.А. Фельдмана. К осуществлению их замысла строители приступили 27 октября 1902 года. Строительство здания Панорамы было завершено в августе 1904 года. Оригинальное здание цилиндрической формы построено в стиле модернизированного неоклассицизма. Круглая форма здания подчеркивается куполообразной крышей с венчающей ее ротондой. Классический двухколонный портал, облицованный инкерманским камнем, вверху украшен элементами военного декора, солдатский Георгиевский крест обвит георгиевской лентой, в центре — цифра "349", обозначающая число дней первой героической обороны Севастополя. В наружных нишах здания были установлены 13 скульптурных портретов героев обороны, выполненных петербургским скульптором Поповым.

13 (26) мая 1905 года в присутствии ветеранов обороны города, частей войск, командования флота и крепости Панорама была освящена и 14 (27) мая открыта для всеобщего обозрения. Трудно представить Севастополь без Панорамы. Этот замечательный памятник народному подвигу стремятся посетить все, кто приезжает в наш город.

В августе 1905 года В.А. Фельдман, выполнив свою часть работы на Максимовой даче, переехал из Севастополя в Харьков. Там он преподавал в Технологическом институте, с 1910 года местом его жительства стал Киев. Там Фельдман преподавал в Политехническом и Художественном институтах. Валентин Августович был действительным членом Общества русских акварелистов (1880-1918 гг.), Общества художников-киевлян (1914-1918 гг.), членом художественного кружка "Среда" в Севастополе. Фельдман возобновил работу севастопольской школы рисования А.Е. Карнеева. Художник-акварелист В.А. Фельдман — автор 800 произведений, часть из которых — рисунки и наброски. Он также автор нескольких книг по теории и практике акварельной живописи.

Валентин Августович скончался в Киеве в возрасте 66 лет. После смерти В.А. Фельдмана в ряде городов были организованы его персональные выставки, в том числе в Севастополе. Представляют интерес этюды В.А. Фельдмана на крымские темы: "Судак", "Домик в Бахчисарае", "Крым" и др. В память о видном зодчем Валентине Августовиче Фельдмане в Севастополе осталось его наследие — известные монументальные сооружения, в создании которых архитектор принимал участие.

Другие статьи этого номера