Александр ТРАХАЧЕВ: "За последние десять лет поступления в бюджет выросли почти в 12 раз!"

Финансовая нестабильность в стране осложняет не только ведение бизнеса. Наполнение бюджета в существующей экономической ситуации также становится делом весьма непростым. А ведь в значительной степени именно от этого зависят возможности государства по скорейшему преодолению последствий кризиса, а также выплата зарплат, пенсий, социальных пособий гражданам. Но Севастополь и сегодня находится в числе очень немногих регионов страны, где казна наполняется исправно. По выполнению бюджета за четыре месяца этого года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко назвала наш город одним из лучших регионов в стране. Итоги работы местной налоговой службы и за пять месяцев оправдали расчеты Минфина. О результатах работы ведомства накануне профессионального праздника рассказал председатель ГНА в Севастополе, государственный советник налоговой службы 2-го ранга Александр Трахачев:- С января по май налогоплательщики города обеспечили поступления в сводный бюджет в сумме свыше 425 миллионов гривен. Госказна наполнилась более чем на 183 миллиона гривен. Это 108% от плана Минфина и на 2,2 миллиона гривен больше уровня прошлого года. В местный бюджет поступило 242,5 миллиона гривен — на 18,6 миллиона больше, чем в 2008-м. Задание финорганов городской и районных администраций выполнено почти на 103%.

— Каждый раз, говоря о сборах в бюджет за определенный период, налоговики уточняют, во сколько раз сумма поступлений больше по сравнению с прошлым годом. А если взять отрезок в несколько лет, какой будет динамика?

— За последние десять лет поступления в бюджет выросли почти в 12 раз. А с 2007 г. специалисты нашей налоговой службы ежегодно обеспечивают стабильный темп роста поступлений в бюджет на уровне более 130%. По показателям 2008-го мы впервые перешли миллиардный рубеж. Несмотря на то, что Севастополь один из самых небольших регионов в стране, по ежегодной комплексной оценке социально-экономического развития всех регионов государства, проводимой Кабмином, в 2008 г. наш город-герой занял первое место по результатам финансово-экономической деятельности. И выполнение нами бюджетных назначений сыграло в этом значительную роль.

— Александр Сергеевич, политика налоговой службы в стране обозначена как "партнерские отношения с налогоплательщиками". Неужели столь значительные поступления в бюджет сформированы одним только высоким уровнем налоговой культуры предпринимателей?

— Без сомнения, правовая грамотность субъектов хозяйствования год от года растет. Налоговая служба со своей стороны делает все возможное для того, чтобы предприниматели и бухгалтеры знали законодательство и правильно использовали его в работе. Это в том числе и активное разъяснение всем налогоплательщикам норм действующего законодательства, семинары и тренинги. В Севастополе постоянно работает телефонная налоговая справка. А параллельно с ней — и Всеукраинский информационный центр, где также можно получить профессиональную и объективную консультацию по любым вопросам налогообложения. Ведь основная цель при администрировании налогов — это добровольная и своевременная их уплата. На это нацелена и контрольно-проверочная работа, основная задача которой — не оштрафовать предпринимателя, а выявить реальные объемы его хозяйственной деятельности и заручиться адекватными и стабильными отчислениями в казну. А добросовестность и честность в уплате налогов не только вызывают уважение, но и формируют доверие к субъектам хозяйствования.

— Но теневая экономика и уклонение от налогообложения доходов по-прежнему характерны для украинского бизнеса.

— К сожалению, не все предприятия, в том числе с крупными, по крайней мере, в масштабах города, финансовыми оборотами, перечисляют в бюджет пропорциональные суммы. Скажем, одно из предприятий, торгующее топливом, в 2008-м и в первом квартале этого года декларировало отсутствие объекта налогообложения по налогу на прибыль. Однако в ходе документальной проверки было доначислено почти 110 миллионов гривен этого налога. Для работы с такими предприятиями создана спецкомиссия. Специалисты тщательно изучают круг вопросов по выявлению схем уклонения от уплаты налогов и готовятся к эффективному проведению документальных проверок.

— Не могли бы вы привести еще примеры, когда налоговикам приходится защищать интересы бюджета.

— Их немало. Возьмем одного из городских производителей мебели, работающего на основании договора о совместной деятельности. В рамках этого договора была осуществлена незаконная операция купли-продажи с арендованным земельным участком. Потери бюджета составили 645000 гривен. Вот другой пример. В ходе проверки налоговики выясняли, что на предприятии налоговый учет ведется с нарушениями — и доходы, и расходы рассчитывались по "кассовому методу", не учитывая правило "первого события". К тому же у фирмы был контр-агент, который не числится в реестре плательщиков НДС. Здесь потери бюджета составили 250000 гривен.

Еще одно достаточно крупное предприятие города в ходе капремонта производило строительство водных коммуникаций. И все расходы, вопреки законодательству, были включены в состав валовых, в то время как строительство основных фондов лишь увеличивает балансовую стоимость группы. Так бюджет едва недополучил 400000 гривен налога на прибыль.

— Электронная отчетность, о которой так много говорится в последние годы, была нацелена прежде всего на усовершенствование администрирования НДС. От этой программы уже многое сегодня зависит. Но ведь не только она формирует ситуацию с поступлением НДС в бюджет и возмещением этого налога?

— За пять месяцев этого года в бюджет собрано свыше 116 миллионов гривен налога на добавленную стоимость, что на 5,3 миллиона выше уровня прошлого года. За этот же период возмещение НДС составило более 24 миллионов гривен. Предотвращено необоснованное возмещение налога на сумму более 10 миллионов. Сейчас наше управление налоговой милиции проверяет еще два предприятия, которые завысили налоговый кредит в общем на сумму 2680000 гривен. Уже установлено, что одно из этих предприятий зарегистрировано по доверенности на подставное лицо для конвертации денежных средств от строительного альянса из другого региона, поскольку фактически оно никакой деятельности не ведет: стройматериалы не продаются и не покупаются, консультационные услуги не оказываются. Возбуждено уголовное дело за подделку документов. В отношении второго предприятия также возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Что касается электронной отчетности, конечно, ее можно считать значительным подспорьем не только для налоговой службы, но и для плательщиков налогов. Пока Налоговый кодекс Украины, который должен обязать всех плательщиков НДС пользоваться соответствующими техническими разработками, не принят, правительство обязало предпринимателей представлять расшифровки контрагентов. А в электронном виде делать это значительно проще.

— Конвертационные центры, "налоговые ямы" — одни из самых сложных схем уклонения от уплаты налогов. Причем здесь, как правило, речь идет об особенно крупных суммах. Как вы сражаетесь на этом фронте?

— С помощью длинной и сложной цепочки перечисления денег с одного счета на другой предприятия, которые мы называем "выгодополучателями", стараются в итоге получить "бесконтрольные" наличные. В настоящее время в Севастополе вместе с коллегами из других регионов мы ведем проверки более 30 субъектов предпринимательской деятельности, которые должны признать сделки на сумму 40 миллионов гривен недействительными.

— Что в первую очередь привлекает внимание налоговой службы во время курортного сезона?

— Наемные работники. Ведь в сезонных кафе предприниматель в одиночку не сможет работать за бармена, повара, администратора, официантов и т.д. Неудивительно, что газеты летом пестрят объявлениями о предложении такого труда. Например, в прошлом году после инвентаризации сезонных объектов было легализовано 130 работников. А когда у одного частного предприятия два и более объектов (кафе, магазины и прочее), то ставится еще один вопрос: насколько полно он отражает объемы реализации товаров, работ, услуг? Анализ работы в курортный сезон-2008 показал, что минимальный оборот не может быть меньше 1000 гривен в день. Так что при оперативных проверках налоговая служба будет обращать особое внимание на такие нарушения.

— Накануне лета шла речь о том, что налоговая служба намерена активно сотрудничать с другими контролирующими ведомствами. В чем заключаются новые методы взаимодействия?

— Я хотел бы привести пример взаимодействия с городской СЭС. Налоговая служба выступила с инициативой, чтобы предприниматели, которые торгуют продуктами, при согласовании с СЭС перечня товаров непременно указывали пиво, если на точке будет вестись его продажа. Дело в том, что этот товар, в отличие от алкогольных напитков, не подлежит лицензированию, хотя является не менее рентабельным. В то же время торговля пивом предусматривает необходимость уплачивать дополнительный сбор — на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Он имеет целевое назначение — государственную поддержку предприятий первичного сельского хозяйства, которых в Севастополе немало. Ранее налоговая служба могла выявить предпринимателей, которые продают пиво, но не уплачивают этот сбор, только при обследовании объекта. Сегодня с органами СЭС налажен обмен информацией, и налоговая служба постоянно получает сведения о тех субъектах хозяйствования, которые получили согласование на реализацию хмельного напитка. Первые результаты уже есть: установлен ряд недобросовестных предпринимателей. Надеюсь, уже к концу курортного сезона поступления по этому сбору возрастут.

— Еще в прошлом году шла речь о том, что, несмотря на активно развитую винодельческую отрасль в регионе, акцизный сбор недостаточно велик. Какие пути решения этой проблемы видит налоговая служба?

— Да, в регионе наблюдается сокращение объемов производства вина. Это приводит к сужению базы налогообложения по акцизному сбору. Однако есть способы сохранить поступления в бюджет и даже приумножить их. Например, анализ объемов виноматериалов, которые приобретают заводы, может подсказать их реальные объемы производства. Если цифры окажутся несопоставимыми, налоговики будут искать так называемые нестандартные способы реализации продукции. Для бюджета дорога каждая копейка. Но кардинально изменить ситуацию сможет только привлечение в регион новых производителей.

— Одно из основных богатств нашего региона — земля. Как обстоит дело с платой за нее?

— Год от года поступления в местный бюджет по плате за землю растут. Если за пять месяцев 2008-го было уплачено примерно 34 миллиона гривен, то в этом году — уже более 45. Однако и я, и мои коллеги убеждены, что эти цифры могут быть еще более высокими. Для этого необходимо провести полную инвентаризацию земель в административных границах города. Стоит также отметить, что большая часть поступлений городского бюджета по плате за землю складывается благодаря договорам аренды. А в этом году еще не было проведено ни одного земельного аукциона.

Второй аспект проблемы: ряд субъектов хозяйствования, владеющих землей в Севастополе, не платят казне налоги или перечисляют их в минимальных размерах. По мнению специалистов налоговой службы, их участие в организации аукционов должно быть непременным условием. Ведь выделение земли должно производиться только тем субъектам предпринимательства, которые действительно являются хозяйственниками, используют землю эффективно и зарекомендовали себя добросовестными налогоплательщиками.

— Александр Сергеевич, что бы вы пожелали коллегам в День работников государственной налоговой службы Украины?

— Я выражаю глубокое уважение и благодарность своим коллегам за профессионализм, ответственность и верность долгу. Значимость их достижений едва ли можно переоценить. Ведь они работают прежде всего для того, чтобы Украина и Севастополь могли развиваться, чтобы социальные программы имели должное финансирование и поэтому выполнялись, чтобы граждане на деле были защищены государством. Желаю всем сотрудникам налоговой службы Севастополя еще большей активности и настойчивости в вопросах наполнения бюджета. И не могу не отметить, что эта работа нередко заставляет жертвовать некоторыми простыми человеческими радостями. Поэтому я от всей души желаю, чтобы, несмотря ни на что, в семьях налоговиков царили взаимопонимание и гармония, а в сердцах — покой и уверенность в завтрашнем дне. Благополучия вам, уважаемые коллеги, в личной жизни, достатка в доме, здоровья и любви. И пусть ощущение радости бытия способствует вашей работе, поддерживает вас в трудные минуты.

Другие статьи этого номера