Елена МИРГОРОД: "Дошкольный возраст — это не школа для маленьких. Наша задача — помочь ребёнку постичь "науку жизни", а не получить знания по отдельным предметам"

В Севастополе состоялся региональный научно-практический семинар по вопросам внедрения базовой программы развития ребёнка дошкольного возраста "Я в мире". В нем приняли участие специалисты Министерства образования и науки Украины, Института инновационных технологий и содержания образования, Института проблем воспитания АПН Украины. О том, что представляет собой данная программа, рассказывает главный специалист управления образования и науки СГГА Е.И. Миргород.- Новая программа, получившая название "Я в мире", разработана во исполнение закона Украины "О дошкольном образовании" и базового компонента дошкольного образования в Украине, — говорит Елена Ивановна. — Она является первой государственной программой, в которой отображены требования к обновлению содержания образования ребёнка от рождения до шести (семи) лет. Основная цель — реформирование и гуманизация дошкольного образования.

— Чем отличается новая программа от предыдущих?

— Новая программа непохожа на традиционные. Прежние программы прописывали пошаговые действия воспитателя, превращали его в обычного транслятора информации, который ожидал от ребёнка усвоения и отображения истин и образцов. Такой подход был ориентирован в большей степени на "стандартизацию" личности ребёнка. Новая же программа даёт возможность педагогу превратиться в реформатора, который способен организовать жизнедеятельность малыша таким образом, чтобы он "нашёл сам себя", определил своё место среди других, приобрёл индивидуальный опыт жизни, овладел реальной картиной современного мира, конечно же, в пределах, доступных для дошкольника. Такой подход предусматривает, чтобы педагог относился к ребёнку как к личности, которая имеет право на собственный выбор. Не случайно название программы "Я в мире" начинается с местоимения "я", что подчёркивает особенную роль собственной активности ребёнка. При этом основная задача взрослого — создание комфортных и полезных для полноценного развития ребёнка условий. Ни в коем случае нельзя превращать дошкольный возраст, особенно старший, в период интенсивной подготовки к школе, форсировать раннее обучение, переносить школьные формы обучения в дошкольный период. Главное — создание безопасных и комфортных условий, а также развивающей среды, интересной для маленького ребёнка.

— Но ведь готовить к школе ребенка все равно надо: всегда будет определенный объём знаний, умений и навыков, которыми малыш дошкольного возраста должен овладеть…

— Безусловно. Программа определяет в соответствии с возрастными возможностями ребёнка содержание знаний, а также умений и навыков, необходимых для выполнения различных видов деятельности, ориентации в условиях реальной жизни и так далее. На каждом возрастном этапе определены соответствующие развивающие задачи. Например, в новой программе смещены акценты с проблемы подготовки ребёнка к школьной жизни на проблему обеспечения ежедневной содержательной жизни. Основная идея — использование взрослыми возможностей каждого возраста для полноценного развития дошкольника вместо форсированного искусственного ускорения процесса взросления ребёнка, раннего обучения.

Дошкольный возраст — это не школа для маленьких. Наша задача — помочь ребёнку постичь "науку жизни", а не получить знания по отдельным предметам. Поэтому важно создать условия для обогащения специфических детских форм деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, общения. Особое значение имеет индивидуальный подход к ребёнку: у каждого малыша свой портрет развития, своя биография, условия жизни в семье. На протяжении дошкольного детства есть периоды, наиболее чувствительные к воздействию для развития тех или иных психических функций ребёнка. Например, в раннем детстве, от 1 до 3 лет, усиленное внимание необходимо обращать на развитие речи и восприятия. Ребёнок должен как можно больше разговаривать со взрослыми и детьми.

Для развития восприятия (зрительного, слухового) необходимо насыщать ребёнка яркими впечатлениями, и здесь многое зависит от взрослого, который должен всегда находиться рядом с ребёнком. В дошкольном возрасте приоритетным становится воображение, расширяется личный опыт ребёнка. Старший дошкольный возраст является периодом воспитания базовых качеств личности (самостоятельности, трудолюбия, ответственности и др.). К сожалению, не всегда родители при всей любви к собственному ребёнку знают, какую игрушку правильно выбрать, в какие виды деятельности его вовлечь. Вот почему многие из них предпочитают дошкольные образовательные услуги, так как понимают, что только специалисты могут правильно и полноценно обеспечить условия для развития детей.

В каждом возрасте (в раннем, младшем, старшем дошкольном) есть показатели компетентности ребёнка. Если говорить о формировании школьной зрелости, то это понятие включает в себя прежде всего умственную зрелость, показателем которой является уровень развития восприятия, мышления, речи, наличие элементарных знаний о природе, культуре, людях, о самом себе. Накануне школьного обучения мы говорим и о социальной зрелости, связанной с умением ребёнка общаться со взрослыми и детьми. Важное значение имеет эмоциональная зрелость, как способность ребёнка адекватно реагировать на события и ситуации, ориентироваться в настроениях и состояниях людей, регулировать своё эмоциональное поведение, удерживаться от импульсивных проявлений. В новой программе выделено семь линий развития дошкольника: физическое, социально-моральное, эмоционально-ценностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и креативное развитие. В детском саду все линии развития реализуются через соответствующие формы активности.

— Специалисты знают, как воспитывать детей, но для многих севастопольцев устроить ребенка в детский сад по-прежнему невозможно из-за нехватки мест…

— Эта проблема действительно актуальна. Нами постоянно проводятся мероприятия по расширению сети групп и увеличению мест для детей в детских садах. Однако по-прежнему существует несоответствие между количеством желающих получить дошкольное образование и количеством мест для осуществления приёма их в детские сады. При этом хотелось бы отметить, что педагогические коллективы дошкольных учреждений направляют все усилия, чтобы улучшить условия пребывания детей в детских садах.

Большинство дошкольных учреждений отличает очень хороший уровень развивающей и воспитательной работы с детьми. И Севастополь был выбран для проведения регионального семинара не случайно. В период 2004-2006 гг. дошкольные учреждения города принимали участие в апробации новой программы, разработчики которой выразили благодарность управленческой и методической службам, воспитателям экспериментальных детских садов города за предложения и рекомендации, а также за активное участие в обсуждении материалов новой программы. В ходе семинара делились опытом работы коллективы дошкольных учебных учреждений N 130 (зав. Т. Вирясова), N 131 (зав. И. Лужина), N 127 (зав. И. Майорова). Работа секций на базе детских садов Гагаринского и Ленинского районов показала высокий уровень научно-методического обеспечения развивающей работы с детьми.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера