ГАСК на защите интересов государства и громады

Каждая десятая стройка в Севастополе ведется с нарушениями требований архитектурно-строительного контроля.
Быть может, мировой и всеукраинский финансовый кризис несколько и сократил объемы строительства, однако он ни в коей мере не отразился на уровне нарушений в строительной отрасли. О том, что происходит сегодня в области архитектурно-строительного контроля в Севастополе, нашему корреспонденту рассказал начальник территориального органа инспекции ГАСК в городе Севастополе Игорь ТАРАСЮК. — Игорь Валерьевич, буквально на прошлой неделе пресс-служба прокуратуры сообщила о том, что в результате прокурорской проверки в деятельности ГАСК выявлен целый ряд нарушений. Все так плохо?

— А вы знаете, что инициатором проверки разрешительных документов, выданных до 1 января 2008 года, выступила именно наша инспекция Государственного архитектурно-строительного контроля?!

— ?..

— Да-да. Она была нужна для того, чтобы навести порядок в ранее выданных разрешениях на строительство. Эти разрешения выдавались еще инспекцией ГАСК, что располагалась на ул. Кулакова, 13. Потом она, как известно, прекратила свое существование, сейчас это государственная организация "Архитектурно-строительный и технический надзор". Выдавало разрешения на проведение строительных работ и управление градостроительства и архитектуры городской государственной администрации, лицензии строительным организациям — УКС. И действительно, плановой проверкой инспекции ГАСК и городской прокуратуры были выявлены нарушения в ранее выданных разрешениях на строительство.

Когда проверили всю базу выданных разрешений, провели ее инвентаризацию, то выяснилось, что в некоторых случаях у организаций отсутствуют лицензии на проведение строительных работ или какие-либо другие документы, необходимые для полного пакета. После этой проверки я могу утверждать, что теперь у нас все выданные разрешения — "чистые", все они соответствуют требованиям законодательства. Все разрешения, при проверке которых были выявлены нарушения, были аннулированы. Аннулировать разрешения на проведение строительных работ можно лишь по решению суда или по требованию прокуратуры. Именно поэтому мы обратились в прокуратуру и инициировали проверку.

— И что же она показала?

— На протяжении 2008 года нами было выдано 493 разрешения на выполнение строительных работ, строительство, реконструкцию, реставрацию и капремонт, за первый квартал этого года — 125. При этом в прошлом году в эксплуатацию было принято 472 завершенных объекта, в первом квартале — 61.

В прошлом году инспекция ГАСК провела 1291 проверку на соответствие законодательству, госстандартам, нормам и правилам, архитектурным и техническим требованиям, местным правилам застройки, производства стройматериалов, изделий и конструкций, ведению исполнительной документации и наличие сертификатов на строительную продукцию. Они показали, что в каждом десятом случае мы сталкиваемся с нарушениями. В прошлом году мы вынесли 139 предписаний на устранение таких нарушений. В этом году ситуация в процентном соотношении не изменилась: 379 проверок — 35 предписаний. В прошлом году по результатам проверок были приостановлены строительные работы на 64 объектах, в первом квартале этого года — на 28.

— В прошлом году, когда была реформирована вся система государственного архитектурно-строительного контроля, территориальные инспекции ГАСК были наделены новыми полномочиями, в том числе и карательными функциями, среди которых и право самостоятельно налагать штрафы.

— Действительно, благодаря реформированию была создана единая вертикаль специализированных органов архитектурно-строительного контроля — Государственная инспекция архитектурно-строительного контроля с ее территориальными органами — инспекциями архитектурно-строительного контроля в составе Министерства регионального развития и строительства Украины. Специфика нашей работы — в соблюдении всех законов градостроительства, всей законодательной базы при строительстве объектов. Основная задача инспекций — борьба с незаконным строительством. Эта тема не новая для города. Но сейчас она приобрела другой смысл, так как инспекция теперь является юридическим лицом и может непосредственно обращаться в судебные органы в случае отказа в исполнении вынесенных постановлений в отношении юридических лиц.

Что касается штрафов, то при их назначении мы опираемся на законодательную базу Украины, а она, к сожалению, имеет определенные изъяны. Сегодня административное взыскание на лиц, нарушивших порядок строительства, накладывается на основании статей 96 и 97 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Размеры штрафов колеблются от 85 гривен (самовольное строительство, а также самовольная замена архитектурного вида домов во время их эксплуатации) до 850 гривен (за несоблюдение госстандартов, норм и правил во время проектирования, размещения подготовительных работ, работ для строительства, за строительство и реконструкцию, а также принятие в эксплуатацию объектов и сооружений, построенных с нарушением законодательства) для граждан и от 850 до 1700 гривен — для должностных лиц.

Это, кстати, неправильно: дом выстроен на миллион, а штраф за нарушение строительных норм — копеечный.

— И сколько "копеек" собрал ГАСК?

— В прошлом году нами было выставлено 918 штрафных санкций на сумму свыше 504 тыс. грн, однако заплатили штрафники немногим менее 330 тысяч. В этом году, имею в виду только первый квартал, мы выставили 250 штрафов, а вот сумма составила 505,6 тыс. гривен.

— Вернемся к началу нашей беседы. Я так понимаю, что вы с прокуратурой работаете очень плотно?

— И не только с прокуратурой. Буквально в середине июня с руководителями городской прокуратуры, Фонда коммунального имущества Украины Севастопольского горсовета, главного управления земельных ресурсов и центра государственного земельного кадастра мы собрали межведомственную комиссию, на которой рассматривали вопросы самовольного строительства. Точнее, состояние применения представительских полномочий в делах по искам в вопросах, которые касаются интересов государства относительно права собственности, земельных правоотношений и самовольного строительства. Учитывая, что Кабинет министров оставил нам не так много рычагов воздействия на нарушителей, мы решили объединить усилия в борьбе с ними, чтобы пресечь нарушения на корню. Но плотнее всего мы, конечно, работаем с прокуратурой.

Есть постановление Кабмина, согласно которому запрещено подключать к сетям — электроэнергии, канализации, водо- и газоснабжения — дома, которые не сданы в эксплуатацию. Однако в Севастополе это происходит сплошь и рядом: дом не принят, то есть, согласно закону, построен самовольно, но подключен. Прокуратура готова пойти в этом вопросе до конца и добиться судебных решений о сносе самовольно построенных жилых домов.

Мы не собираемся опускать руки. Одна из основных задач для инспекции ГАСК, которую я себе ставлю, — это совместная работа с Севастопольскими госадминистрацией и горсоветом по полному соблюдению законодательства при застройке нашего города на основании генплана, в разработке которого участвовали все службы и администрации, и горсовета, и жители города.

Я уверен, что должна быть ужесточена ответственность местных администраций и советов. Ведь, давая разрешение на отвод земельного участка, совет дает разрешение и на строительство того или иного объекта. Решение же об этом принимается на основе пакета документов, прошедших через градостроительный совет администрации. Ответственность должна быть общей. Соответствует строящийся объект генплану и местным правилам застройки, которых, к сожалению, в Севастополе нет, — то надо помогать, не соответствует — стоп-машина, мы включаем все свои контрольные функции. Вот это и есть наша совместная работа с советом и администрацией — отследить и навести порядок. Ведь мы, Государственный архитектурно-строительный контроль, действуем в сфере защиты интересов государства и громады.

Другие статьи этого номера