Людмила Бобкова: капитан, начальник порта, гроза браконьеров

Людмила Васильевна Бобкова — основательница портов на Крымском полуострове в послевоенные годы, в их числе — морского рыбного порта в Севастополе. Впоследствии она вспоминала, как начинали строить в нашем городе портпункт практически на пустом месте — ничего не было, только камыш. Глядя на старую фотографию, поражаешься силе духа, энергии этой хрупкой на вид женщины. Она взяла на себя неженскую ношу, огромную ответственность — организовала строительство порта, а затем и возглавила его.
Л. Бобкова — начальник Севастопольского моррыбпортпункта Крымгосрыбтреста (1957-1964); капитан порта — заместитель начальника порта Севастопольского управления океанического рыболовства (СУОР, 1964-1971); начальник портофлота (1971-1978)… Эти строчки биографии, как верхушка айсберга, а настоящая глыба все же в глубине, она невидна поверхностному взгляду. Судьба этой женщины связана с войной, морем, Севастополем…

РОСЛА, КАК МАЛЬЧИШКА

Все мы родом из детства. Людмила родилась в семье казака в станице Кужорской Краснодарского края в 1923 году. Отец, Василий Иванов, участник Гражданской войны, сражался в рядах 1-й Конной, был другом самого Семена Буденного. В мирные годы — основатель колхозов-гигантов на Ставрополье и в Абхазии. Мама Людмилы, Александра, — организатор изб-читален, ворошиловский стрелок. Родители мечтали о сыне, а родилась дочь. Вот и растили ее, как мальчишку, в духе того времени, сочетая любовь к чтению с военной подготовкой. С детства Люда мечтала о море, самостоятельно осваивала учебники по судовождению, проходила практику у капитанов — приятелей отца.

После окончания в 1939 году сочинской школы добилась разрешения (девушек на флот не принимали) от наркома морского транспорта СССР поступить в Ростовское мореходное училище имени Г. Седова на отделение судовождения по специальности "штурман". Чтобы иметь возможность проходить практику на Черном море, перевелась в Батумское мореходное училище. Так и встретила курсант Иванова первый день войны на танкере "Совнефть" при переходе из Батуми в Одессу.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СМЕНИЛАСЬ БОЕВЫМИ ВАХТАМИ…

Сколько всего довелось испытать и пережить Людмиле в эти суровые годины! Вот лишь один эпизод. В ноябрьскую ненастную ночь 1941 года 140-метровый танкер с потушенными огнями в Камышовой бухте принял на борт более двух тысяч раненых бойцов, стариков, женщин, детей, а также заводское оборудование, технику. Людей размещали в каютах, на палубе. Уйти, не сев на мель, не перевернувшись, удалось только благодаря мастерству команды, да и везению, столь необходимому в критические моменты.

В 1943 году танкер, на котором служила матрос Иванова, был торпедирован. И Людмиле в связи с контузией разрешили взять отпуск для лечения у родителей, которые жили под Гаграми. Там же квартировал 30-й разведывательный авиаполк ЧФ. Тогда-то Людмила и познакомилась, а впоследствии вышла замуж за военного летчика ЧФ В.Д. Бобкова.

4 мая 1944 года при освобождении Севастополя, где активно был задействован 30-й авиаполк, дальний разведчик А20-G с бортовым номером 7 младшего лейтенанта В.Д. Бобкова в неравном бою был сбит, а он сам и его боевые друзья нашли последнее пристанище в водах Черного моря. Но 20-летняя вдова Людмила Бобкова с маленьким ребенком на руках следовала за полком в надежде, что муж вернется. Вспоминала, как он успокаивал ее перед вылетом, шутил: "Не бойся, Людочка, я не утону, у меня есть специальная лодочка, которая выплывет со мной".

Но чудо-лодочка не всплыла… Имена погибших членов экипажа самолета Бобкова позже были занесены на мемориальную доску памятника летчикам ЧФ, что на проспекте Генерала Острякова и в Книгу Памяти города-героя Севастополя…

ДВА КАПИТАНА

После войны Людмилу Бобкову в числе оставшихся в живых курсантов мореходных училищ Черноморья пригласили завершить учебу. В 1947 году Людмила, окончив Одесское мореходное училище, получила диплом штурмана и была направлена в "Черномортехфлот". Вышла замуж за капитана дальнего плавания, моряка-черноморца В.А. Калиновича. И была откомандирована вместе с мужем в Калининград для перегона полученных по контрибуции военных кораблей из Германии. Участвовала в основании морского порта в качестве специалиста. В должности капитана рыболовного траулера вела промысел в суровых широтах Северной Атлантики, когда на фоне 30-метровой океанической волны судно выглядело спичечным коробком. Кроме северных, скандинавских стран, посетила и много других.

Именно море чуть не отобрало у Людмилы самое дорогое на свете — сына. Еще до второго замужества Людмила Васильевна брала на корабль маленького Стаса. Его там сытно кормили, заодно и приглядывали за ним. Мать-то занята. На судне маленький ребенок тяжело заболел, ему дали первую группу инвалидности. В 14-летнем возрасте Людмила отправила Станислава лечиться в Ленинград. Там произошла судьбоносная для мальчика встреча с женой Рузвельта, которая приехала с благотворительной миссией. Когда супруга Рузвельта узнала о судьбе ребенка, а также то, что его отец летал на американском самолете, она выделила большие средства, чтобы подростка лечили и поставили на ноги. Благодаря участию жены американского президента мальчику сделали множество операций. Станислав стал ходить, школу окончил с золотой медалью, изучил иностранные языки, впоследствии стал математиком и еще прекрасно играл на аккордеоне.

СНОВА НА ЧЕРНОМ МОРЕ

После окончания Великой Отечественной потребовались специалисты для восстановления разрушенных и организации новых рыбных портов Крыма. За плечами Людмилы Васильевны уже был подобный опыт работы в Калининграде. На этот раз в Крыму она наладила работу Ялтинского, Феодосийского портов, которыми руководила не один год. Но ее все время тянуло в Севастополь. И мечта сбылась. Она начала создавать рыбный порт в Севастополе и семь лет была его начальником. В то время он назывался Севастопольский морской рыбный портпункт. То есть порт еще не был выстроен как таковой, но суда уже приходили, начало формироваться и океаническое рыболовство. Перед Людмилой Васильевной открывались все двери и в период строительства. А командующий ЧФ даже предоставлял ей такой же разъездной катер, какой был у него. Гидрографы ЧФ выдали первый буй для Камышовой бухты, ведь, как известно, без буев нет порта. Людмила Бобкова лично производила замеры глубин вместе с водолазами и составляла карту глубин. Когда приходил большой траулер, Людмила Васильевна становилась за штурвал лоцмана и заводила его в Камышовую бухту. Бобкова была не только первоклассным специалистом, она еще и умело руководила рыбацким коллективом на судах, в порту. По морской традиции считалось, что женщине не место на корабле, а тут — женщина-капитан, начальник порта, да и к тому же гроза браконьеров… Не всем такие порядки нравились. Но Людмила Васильевна имела твердый характер, была умелым руководителем.

Благодаря ее усилиям жизнь в районе забила ключом: были открыты школа N 32 и вечерняя школа N 6, библиотека, медпункт преобразовался в больницу… Оказывала капитан содействие и в съемках известных фильмов "Человек-амфибия" и "У матросов нет вопросов". В 1978 году Людмила Бобкова ушла на заслуженный отдых. Но не уединилась и не отстранилась от людей и проблем. Ее дом по-прежнему был открыт для всех — рыбаков, бывших коллег, друзей, просто горожан, которые обращались к ней с различными просьбами…

Пройденный этой потрясающей женщиной боевой и трудовой путь отмечен многочисленными наградами. В их числе ордена: "Великой Отечественной войны" II степени, "За мужество", медали: Георгия Жукова, "300 лет Российскому флоту" и другие. Л.В. Бобкова была представлена к званию почетного гражданина города-героя Севастополя, но не дожила до окончательного решения всего два дня. А по нашим, севастопольским законам это звание дается только при жизни.

В честь Людмила Бобковой названа улица, установлена мемориальная доска возле проходной порта в Камышовой бухте. В настоящее время учащиеся школы N 32 Гагаринского района провели поисковую работу для организации музея в честь этой мужественной женщины, оставившей заметный след в биографии города. Кроме создания музея памяти, школа ходатайствует о том, чтобы носить ее имя…

Другие статьи этого номера