На крайнем северо-западе Украины, у стыка границ с Польшей и Белоруссией, расположена Волынская область. Может показаться, что ее административный центр — Луцк — географически дальше остальных областных городов, например Донецка или Луганска. На самом деле он наиболее удален от Севастополя. Округлим: 1280 километров. Нигде особо не останавливаясь, скорый поезд одолел их за сутки. Всеукраинской общественной организацией "Украинский журналистский фонд" Волынь была определена в качестве очередного этапа акции "Украина глазами редактора".Опять же может показаться, что Волынь — исключительно аграрный край. Действительно, сельское хозяйство — его козырная карта, и об этом будет рассказано в отдельном очерке. Но коль акция берет старт в областном центре — Луцке, то имеет смысл поинтересоваться и промышленностью.
Тем, кто здесь бывал, и тем, кого пока обошла удача заглянуть сюда, известны машины "БМВ" — большая машина "Волынянь". Помните, ее хлипкий брезентовый верх барабанным боем откликался на снега и дожди. Председатель областной государственной администрации Николай Романюк широко улыбнулся при упоминании легендарной "БМВ". Конвейер, с которого некогда сходило это "чудо" техники, новые хозяева после кардинальной реконструкции приспособили было для сборки автобусов типа "Богдан". Сотни три их закупил только один Азербайджан. Николай Ярославович был в числе тех, кто сопровождал Виктора Ющенко во время его визита в Баку. На душу волынянина пролился бальзам, когда вдали от дома он увидел родные "Богданы".
Сравнительно недавно модернизированные их модификации (Николай Романюк: "Извините, с туалетами") были показаны в Киеве Юлии Тимошенко. Машины очень приглянулись главе украинского правительства.
Радоваться бы Николаю Ярославовичу и другим руководителям области по поводу того, что волынская марка пробила себе ухабистую дорогу рынка во все украинские регионы и далеко за рубеж, но… Хозяева предприятия взяли, да и перенесли сборку "Богданов" на другую свою площадку, расположенную в Черкассах. На берегах Днепра показатель роста выпуска промышленной продукции сразу прыгнул вверх, а на Волыни, естественно, качнулся вниз.
Но Луцк не оставлен без надежд. Вот-вот на освободившихся производственных площадях пойдут сборка и выпуск отечественных троллейбусов (сам Львов их заказал). На их комплектовании запчастями, узлами и агрегатами в основном будут задействованы отечественные предприятия.
— Нет, надо было вам показать завод, где когда-то родилась "Волынь", — сказал Николай Романюк, — но об этом в другой раз.
Пригласили же нас на государственное предприятие Мин-обороны Украины "Луцкий ремонтный завод "Мотор". Его территория раскинулась без малого на 23 гектарах. По ней мы передвигались на автобусе. Кое-где он не останавливался. Было также заявлено об ограничениях в использовании снимающей аппаратуры. Как-никак мы на оборонном предприятии. У его коллектива большая и славная история. Не случайно директор "Мотора" Николай Матрунчик с указкой в руке беседовал с нами в музее предприятия. С момента его основания в 1938 году рабочие и служащие занимаются ремонтом авиационных двигателей. В настоящее время это силовые установки современных истребителей — таких как "сушки" всех типов, МиГ-29.
В той нашей истории принадлежность завода к военному ведомству, финансирование из государственного бюджета гарантировали ему стабильность и безбедное существование. Иное дело сейчас. Оборонка уязвима более других. Большой ли налет украинских самолетов? На все сто финансируется армия? То-то же. Вряд ли требуется комментарий, особенно в Севастополе.
Луцкий "Мотор" постигла бы судьба большинства наших предприятий оборонной отрасли. Однако же… Предельно краткое пребывание на предприятии не дает права на какие-либо выводы. Может, луцким оборонщикам больше повезло с директором, чем их коллегам в других регионах страны. Все-таки, каким образом "Мотор" остался на плаву?
Его коллектив взялся за расширение производства изделий гражданской номенклатуры. Не на голом месте, ведь когда-то партия и правительство настаивали на выпуске ТНП — товаров народного потребления —
в расчете на рубль фактической заработной платы. Теперь людям предложили окна и двери из алюминия и металлопластика, столярные изделия, физическим и юридическим лицам — отремонтированные топливные насосы и коленчатые валы к автомобилям и тракторам. Но выжил завод Минобороны все-таки благодаря военным заказам. Не отечественным даже. 90 процентов заявок приходятся на государства ближнего и дальнего зарубежья. "Сушки" и МиГи достаточно распространены в мире.
Но это еще не гарантировало предприятию работу. Чтобы привлечь клиентов, потребовалось поднимать производство на новые ступени качества. Затянув пояса, за короткое время коллектив изыскал 25 миллионов гривен на модернизацию производства. В цехах с гордостью нам показывали закупленное в Германии, Швейцарии, Италии и в других странах суперсовременное оборудование.
— Пришлось преодолеть немало трудностей, — говорит Николай Матрунчик. — Запомнился эпизод, когда терпящее нужду предприятие отключили от сети отопления. Но зарплата, которая в настоящее время превышает в среднем 2200 гривен, всегда выплачивалась исправно, день в день.
Серьезная промышленность — это не только Луцк. В 60-тысячном Ковеле мы свернули во двор совместного украинско-литовского предприятия — ООО "Волынь-Кальвис". В его цехах организовано производство нагревательных твердотопливных котлов различной мощности, которые нашли применение как в быту, так и в промышленности.
На этом предприятии многие журналисты впервые услышали благозвучное слово "пилета". Пилета, насколько я понял, — это спрессованные в гранулы, подверженные горению отходы, в том числе и солома. Пилета — топливо для котлов. Над директором ООО "Волынь-Кальвис" Анатолием Паникарчуком кто-то из недальновидных подтрунивает: топить соломой, щепками — вчерашний день. Анатолий Миронович, человек, чувствуется, эмоциональный, не без труда запасается терпением, чтобы сказать: "Хлеб со времен дедов-прадедов не изменился, вечно и биотопливо, вечно и горение".
Не исключено, что и эти его слова кого-то не убедили в век природного газа и нефти. Но убеждает рынок. Котлы с автоматизированной подачей топлива — гранул — сертифицированы в Европе. 35-40 процентов изделий совместного украинско-литовского предприятия нашли сбыт непосредственно в Волынской области. В очередь за котлами встали потребители во всех регионах Украины. Это прежде всего организации и учреждения социальной сферы.
Уверен, что и производственные, и офисные помещения расположенного во Владимире-Волынском мебельного предприятия "Гербор Холдинг" тоже отапливаются ковельскими котлами. Директор холдинга Олег Бербелюк сказал нам, что свои котельные и не пытались подключать к системе газоснабжения. Дорого — 50-60 тысяч долларов в месяц. Зачем такой дорогущий газ, если имеются отходы собственного производства.
Ежемесячно мебельщики выдают на-гора продукции где-то миллионов на 30. В гривнах. При таких объемах, чтобы не затовариться, надо постоянно угождать привередливому потребителю. На все более-менее заметные выставки по деревообработке в Европе ходоки из Владимира-Волынского приезжают в числе первых. Часть технологического оборудования обновляется ежегодно. В местном профтехучилище сформированы две группы будущей рабочей смены. Преподают им отдельные предметы и строго принимают экзамены ведущие специалисты предприятия. Сами специалисты проходят обучение где-то в Европе.
На Старом континенте сертифицирована продукция лишь двух украинских мебельных предприятий. Первыми были мастера из Владимира-Волынского. Не без гордости Олег Васильевич сказал, что "Гербор-Холдинг" со своей продукцией занял прочное место в Германии, Швейцарии, Венгрии и других европейских странах. А присутствующий на нашей беседе с Олегом Бербелюком владимирский городской голова Петр Саганюк заметил, что герои всех телесериалов действуют на фоне изготовленной во Владимире-Волынском мебели. Следишь не за содержанием картины, а за мебелью.
Свой отчет о поездке я начал с сообщения о том, что город-регион Севастополь географически дальше всех иных областных центров (например Луцка). Но как похожи хлопоты и заботы волынян и севастопольцев! В этом мы убедились во время знакомства с другими сторонами жизни самой географически дальней от нас области, о чем рассказ впереди.