Поголовье

Если проект Закона Украины "О городе со специальным статусом Севастополь", подготовленный в Министерстве регионального развития и строительства, продолжит законодательный путь без изменений, то уже бывшим городом-героем Севастополем фактически будут руководить восемь голов и пара десятков старост.

В начале июля в Министерстве регионального развития и строительства Украины был представлен проект закона Украины "О городе со специальным статусом Севастополь", а также презентован экспертный отчет Совета Европы по проекту. Участие в "круглом столе", посвященном закону о Севастополе, приняли члены рабочей группы по подготовке проекта из Департамента местного самоуправления и административно-территориального реформирования, представители международных донорских организаций, центральных органов власти и, конечно, заинтересованные лица из Севастополя. Севастопольская "команда" не ограничилась работниками СГГА и горсовета: узнать о грядущих переменах в Киев отправились также делегаты Инкермана, Качи и Орлиного. И не напрасно. При том, что общая концепция развития местного самоуправления в Севастополе заслуживает внимания, ее проработка в представленном проекте выполнена, мягко говоря, небрежно, особенно в части сельской зоны нашего региона.

Разработчики проекта предложили двухуровневое административно-территориальное устройство в "городе со специальным статусом Севастополь": "специальный округ Севастополь" и пять "громад" (причем понятие "громада" в проекте закона трактуется как "административно-территориальная единица базового уровня"). "Громадами" должны стать сам Севастополь (населенный пункт Севастополь), Балаклава, Инкерман, Кача и Орлиное. Вся сельская зона региона распределяется между этими "громадами" (за исключением Севастополя). Какими принципами руководствовались законоразработчики, закрепляя те или иные села за "громадами", до конца неясно. Может быть, писали по принципу "куда ближе ехать", но указанные в проекте названия населенных пунктов наталкивают на мысль, что авторы даже не раскрывали карту севастопольского региона. Так, Балаклава включила в себя населенные пункты "Первомайка", "Первомайский" и "Золотая балка" (!), а Инкерман — Госпиталь Севастопольский (?). Многие действительно существующие на карте города населенные пункты занесены в проект с грубыми ошибками в названиях. Зато, согласно проекту документа, "самоуправством" сельская зона будет заниматься по полной. Все пять "громад" получают право выбирать совет. В Севастополе, Балаклаве, Инкермане он будет городским, в Каче — поселковым, в Орлином — сельским. Советы имеют "голов" и свои исполнительные органы. А населенные пункты, не являющиеся административными центрами и в которых проживает не менее 50 селян, получают еще и право выбирать своего старосту. Что это будет за должностное лицо, до конца из закона неясно, но полномочиями оно наделяется самыми широкими, вплоть до осуществления функций мирового судьи!

Над всем этим "праздником местного самоуправления" возвышаются Севастопольская окружная рада и Севастопольская окружная государственная администрация. Кстати, последняя неподконтрольна и неподотчетна окружному совету. У него есть свой исполнительный орган. Возглавляемый, как и в раде, и в администрации, тоже "головой". Итого на "город со специальным статусом" восемь голов! Участникам "круглого стола" эксперты Совета Европы заявили, что в данной модели построения "специального округа" учтен лучший европейский опыт. Но каким образом их опыт ляжет на нашу действительность, большой вопрос. Хотя бы с юридической точки зрения.

Прибывшая с заседания "круглого стола" начальник юридической службы горсовета Елена Близнюк рассказала, что с точки зрения сферы компетенций советов проект закона абсолютно не учитывает сложившиеся устои в Севастополе. Например, в части управления в сфере охраны здоровья за советами громад закрепляются поликлиники. Стационарами руководит уже окружная рада. Но, по словам Елены Близнюк, больницы и поликлиники как юридические лица в Севастополе не разделены. Более того, управление охраны здоровья постоянно ставит вопрос об укрупнении подразделений, чтобы снять с бюджета нагрузку по административному персоналу. Непонятно юристу и то, как Министерство будет выводить объекты из коммунальной собственности, чтобы закрепить за новыми владельцами.

С окружной администрацией тоже не все гладко. "На администрацию возложены необъяснимые, с точки зрения существующего законодательства, полномочия. Например, ведение земельного кадастра. Да это же государственные функции, которые оно никому не отдаст. За кадастр идет борьба между Государственным комитетом земельных ресурсов и Министерством юстиции. Вопрос о передаче данных функций таким местным органам исполнительной власти, как администрации, даже не рассматривается, — уверена Елена Близнюк, — чтобы все это реализовать, нужно все законы вместе с Конституцией изменить".

Рядом с топонимическими ошибками и юридическими "нюансами" соседствуют в проекте и явные подвохи. Полностью отсутствует такое понятие, как "город-герой" и вдруг "всплывает" статья о взаимоотношениях между органами власти "специального округа" и органами публичной власти Автономной Республики Крым. Очень настораживает статья об особенностях формирования бюджетов местного самоуправления. В местные бюджеты специального округа Севастополь, говорится в документе, направляется субвенция на компенсацию утраты доходов этих бюджетов от пребывания иностранных военных частей (размер компенсации устанавливается на уровне фактической средней ставки налога на землю, умноженной на площадь участка, занятого иностранными воинскими частями; дороги, улицы, объекты свободного доступа при этом не учитываются). Непонятно. Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что Черноморский флот Российской Федерации должен покинуть Севастополь, согласно договоренности, в 2017 году, потому что его пребывание противоречит Конституции страны. И правда, в указанном законе, в "переходных положениях" прямо сказано, что база ЧФ РФ "пребывает временно". Тогда какие иностранные воинские части?

Да и с самоуправлением, честно говоря, тоже не все гладко складывается. Вот хочет ли Балаклава стать свободным городом, кто знает? Только балаклавцы, а не международные донорские организации. Или мечтает ли Верхнесадовое "уйти" под город Инкерман? Это вопросы референдума, так сказать, волеизъявления народа. А то получается не новая, демократическая западная модель власти, а очередное давление сверху. И благое дело — разработка и принятие Закона о городе-герое Севастополе — "отдает" экспериментом с "привкусом" отработки грантов.

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

ВЛАДИМИР КАЗАРИН: "В РАЗРАБОТКЕ ЗАКОНА О СТАТУСЕ ГОРОДА-ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ МЫ ВЫШЛИ НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ"

В Министерстве регионального развития и строительства Украины состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке Закона о статусе города-героя Севастополя, в котором принял участие первый заместитель председателя Севастопольской городской госадминистрации Владимир Казарин.

Рассматривался именно тот проект закона, разработку которого инициировал председатель СГГА Сергей Куницын. Законопроект уже прошел различные стадии согласований, был представлен на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Основные положения этого документа получили поддержку украинских парламентариев и европейских экспертов.

"Мне приятно отметить, что европейские эксперты выразили поддержку проекту, который отвечает европейским нормам законодательства и существующим тенденциям развития законов о местном самоуправлении, — сообщил Владимир Казарин. — Вместе с тем они задали ряд вопросов и высказали ряд замечаний по данному закону, который они считают недостаточно проработанным. Встреча носила рабочий характер, и по результатам этого обсуждения теперь разработчики закона продолжат свою деятельность по его совершенствованию".

По мнению Владимира Казарина, основным итогом совещания следует считать подтверждение общей концепции документа, согласно которой в Севастополе будут избираться мэры трех городов — Инкермана, Балаклавы и Севастополя. Кроме того, Севастополь как округ — административная единица между районом и областью — будет иметь свой окружной совет и исполком. В то же время будет и Севастопольская окружная государственная администрация, как в областях, по вертикали представляющая президента.

"Это чрезвычайно важное, на мой взгляд, заседание, к сожалению, проигнорировали наши коллеги из Севастопольского горсовета, — отметил Владимир Казарин. — Ни Валерий Саратов, являющийся, так же как и я, членом этой рабочей группы, ни его заместители, которых он иногда делегировал вместо себя, ни представители постоянных комиссий не прибыли на это заседание. Единственным представителем горсовета была сотрудница его технического аппарата юрист Елена Близнюк".

Владимир Казарин выразил удивление, что горсовет Севастополя выступает против возвращения статуса города Балаклаве, которая была лишена его в 1957 году, по выражению Владимира Казарина, волевым решением тогдашних властей.

"Хочу подчеркнуть, — добавил Владимир Казарин, — что ни руководители горсовета, ни народные депутаты Колесниченко, Вернидубов, Триндюк, которые приписывают СГГА нежелание продвигать Закон о статусе Севастополя, не пришли на это заседание. И только госадминистрация продолжает всемерно способствовать дальнейшей разработке этого закона. С удовлетворением хочу еще раз сказать севастопольцам, что закон прошел международную экспертизу. Мы выходим на финишную прямую в его разработке".

Отдел по делам прессы и информации СГГА.

Депутатский глас

ВАДИМ КОЛЕСНИЧЕНКО: "СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО СЕВАСТОПОЛЬ СОБИРАЮТСЯ ПРЕВРАТИТЬ В КАКОЙ-ТО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОЛИГОН"

"Сегодня в Украине вокруг Севастополя возникла какая-то странная, я бы даже сказал, парадоксальная ситуация. Городская госадминистрация в лице г-на Казарина в течение года "кормила" жителей Севастополя рассказами о том, что чуть ли не лично им, Казариным, и его службами подготовлен какой-то новый, совершенно уникальный Закон о городе-герое Севастополе. В результате работы временной специальной комиссии выяснилось, что у администрации вообще никаких законопроектов в природе не было.

Временная комиссия, которая, напомню, была создана в Верховном Совете Украины, на протяжении 4 месяцев рассматривала концепцию Министерства регионального развития и строительства, которая ничего, кроме глупости, вложенной в нее авторами этого возможного будущего законопроекта, под собой не имела. В результате проведенного серьезного анализа стало совершенно понятно, что данную концепцию обсуждать бессмысленно — она ничего собой не представляет.

Поэтому остановились на законопроекте, подготовленном народными депутатами Украины И. Вернидубовым, В. Колесниченко, П. Симоненко и В. Литвином. За последние три недели именно этот законопроект стараниями и усилиями фракции Партии регионов и лично ее лидера Виктора Януковича трижды (!) ставился в повестку дня. Однако из-за технических проблем, вызванных отказом бютовцев голосовать за социальный закон о повышении размера минимальной зарплаты и пенсии, мы не могли начать обсуждение в парламенте законопроекта, подготовленного нами.

А на прошлой неделе, находясь в Севастополе, я совершенно случайно узнал в городском совете о том, что Министерство регионального развития и строительства разработало еще какую-то концепцию какого-то нового закона о Севастополе. Для меня это очень удивительно. Прежде всего потому, что нормальные люди, как минимум, приглашают авторов законопроекта, альтернативу которому они готовят, к разговору или обсуждению. Однако никого из авторов-соавторов нашего закона никто не приглашал, ни о чем не спрашивал, ни о чем не говорил, ничего не обсуждал. Это — первое. Второе. После глубокого изучения очередной концепции нового видения Закона о Севастополе, могу сказать лишь одно: ее писал человек, как минимум, безграмотный, а, как максимум, просто возможный преступник. Судите сами: в этом, так называемом новом видении, предполагается увеличение расходов на содержание админорганов и власти на 40-50 процентов, создается еще три новых органа власти. Изначально закладывается конфликт между какими-то новыми структурами, которые пока еще даже в природе не существуют. Вообще складывается впечатление, что Севастополь собираются превратить в какой-то экспериментальный полигон. Разработчики новых видений уже договорились до того, что готовы в части Севастополя вообще отменить действие Европейской хартии о местном самоуправлении, кстати, ратифицированной Украиной.

Более того, чтобы запустить законопроект по этой концепции, как минимум, необходимо еще и поменять Конституцию страны. Но на это, понятное дело, никто не пойдет. Это невозможно. Поскольку, если начнутся движения по изменению статей и положений Конституции, то могут вообще устранить такое понятие, как город-герой Севастополь. В целом же более бездарного, на мой взгляд, документа придумать было нельзя. И меня удивляет, почему кто-то "под покровом ночи", под какими-то одеялом и ковром пытался создавать такие документы. Еще более меня удивляют позитивные оценки отдельных так называемых деятелей, которые мнят себя "новыми мессиями", в том числе и в рамках Севастополя.

Поэтому, безусловно, мы сделаем все, чтобы подобная концепция умерла еще в зародыше. И будем добиваться, чтобы Севастополь реально сохранил свой статус, свою территорию. Чтобы ее (территорию) не поделили между собой злопыхатели и те, кто желает просто-напросто нажиться на существующих сегодня проблемах. Кроме того, мы собираемся отстоять право севастопольцев иметь ту власть, которую горожане желают, которую они сами будут избирать, контролировать, а при необходимости — разгонять".

(Из Киева, по телефону, специально для "Славы Севастополя+").

Кстати

ЮЩЕНКО ПРЕДЛАГАЕТ ВКЛЮЧИТЬ СЕВАСТОПОЛЬ В СОСТАВ КРЫМСКОЙ АВТОНОМИИ

СИМФЕРОПОЛЬ, 3 июля — РИА Новости, Дмитрий Жмуцкий. Президент Украины Виктор Ющенко считает необходимым включить крупнейший на Крымском полуострове город Севастополь, который сейчас обладает специальным статусом, в состав Автономной Республики Крым.

"Я исхожу из того, что Севастополь должен относиться к компетенции крымской власти. Такой подход я считал справедливым и честным (по отношению) к Автономной Республике Крым", — сказал Ющенко в пятницу в Симферополе, выступая в прямом эфире местной телекомпании "Черноморская".

Севастополь — единственный город Украины, жители которого не выбирают мэра. В Севастополе проходят выборы в городской совет, но исполнительную власть в городе возглавляет председатель Севастопольской городской государственной администрации, которого назначает и увольняет президент. Закон, который разграничивал бы полномочия и сферу компетенции двух органов власти, пока не принят.

Президент Украины также заявил, что считает необходимым сохранить автономный статус Крыма "как минимум на нынешнем уровне".

Сказано!

Валерий САРАТОВ, председатель горсовета:

— Севастополь имел и имеет особый статус уже практически 200 лет. За это время сложилась, если хотите, общность — общность тех людей, которые живут в этом городе. Например, когда проходила вторая оборона Севастополя, она проходила на рубежах регионального города, который есть сейчас — это раз. Второе, Севастополь сегодня не имеет многих проблем, которые есть в Крыму. В частности, это те же национальные проблемы. Не до конца понятно, что даст проведение такой административно-территориальной реформы. На мой взгляд, она будет работать против севастопольцев — это моя позиция, и я готов по этой позиции спорить. Я думаю, что, наоборот, необходимо прописать особый статус для Севастополя в Конституции. Особый статус города сложился исторически, а эти решения президента сиюминутные. Я против таких решений.

Другие статьи этого номера