Хорошо упакованный продукт

Как бы мы все ни думали, но живем мы в обществе потребления. То есть в таком обществе, где все продается и все покупается. Это и ни хорошо и ни плохо, это — данность! Продается все: от бабушкиной брошки до портфеля чиновника самого высокого уровня. Причем все законно. Победа на выборах той или иной партии — это и есть распределение портфелей. А какая партия победит, решает электорат — мы с вами. Но сделать "единственно правильный выбор" нам "помогают" добрые дяди и тети, чья профессия гордо называется "политтехнолог". Обыкновенный политтехнолог Влад М. — в самой аполитичной рубрике "Профили".
А познакомились мы с ним в редакции одной из севастопольских газет. Я там был по известным причинам, а что привело туда Влада — попытаюсь рассказать.
Ему 38 лет, по образованию — юрист. С женой и двумя дочерьми живет в Киеве. Преуспевает: своя юридическая контора и еще два смежных бизнеса. Последние десять лет занимается PR — "связями с общественностью". "Общественность", надо полагать, — мы с вами. А теперь о тех, с кем нас "связывает" Влад.- Public relation (PR) существовал всегда, просто в разные времена назывался иначе. Чтобы было понятнее: при коммунистах мои функции успешно выполняла многомиллионная армия агитаторов, политруков и председателей первичных партийных ячеек. Работали, кстати, профессионально! Такая эффективная отлаженная машина по созданию однородного общественного мнения была еще разве что у Гитлера.

— Чего же она рухнула, если такая "отлаженная"?

— "Рухнула"? С чего ты взял, что она "рухнула"?! Ее "рухнули" те же самые люди, которые и создавали, а потом поддерживали.

— Где логика? Сомневаюсь, чтобы коммунисты добровольно отказались от своей утопии!

— Ленин просто не предвидел, что создал монстра, который однажды станет неуправляемым, выйдет из-под контроля. То же самое сейчас происходит в сфере создания искусственного интеллекта — однажды он уничтожит своих создателей, да и нас заодно. "Революция пожирает своих детей"! Коммунисты поняли, что перед ними неуправляемый Голем или киборг, вот и расчленили его на множество контролируемых (как они думали!) частей, которыми взялись управлять все те же "пиарщики": первые секретари, их замы и комсомольские вожаки. Соответственно, изменились и задачи политтехнологов: вместо идеи "могучего и нерушимого Советского Союза" появились лозунги о независимости в любой форме. Надо сказать, что поначалу они были весьма эффективны, и центробежные тенденции взяли верх. Теперь же надо искать более актуальную модель в каждом отдельном случае. Замечу, очень творческая работа.

— Хочешь сказать, что общество, "электорат", лично я делаем все, что нам "предлагают" такие же ребята, как и ты?

— Есть сомнения? Мы качественно упаковываем продукт и оригинально рассказываем о нем населению. Выигрывает тот, кто более красиво упакует и выгодно продаст. А что это за продукт — дело третье! Известный пример из учебника по PR: некий калифорнийский фермер запатентовал и "раскрутил" собственное ноу-хау — он продавал в красивых герметичных банках собственное… дерьмо! Представь, был ажиотажный спрос. Отсюда вывод: неважно, что ты продаешь, главное — создать у населения позитивное отношение к продукту, вызвать доверие к производителю и "отстроиться" от ближайших конкурентов. Даже если каждый десятый потребитель хоть раз — с целью попробовать: а то ли это, о чем я видел (слышал) в рекламе? — приобретет этот продукт, ты уже стал состоятельным бизнесменом.

— Да, но ведь продукты бывают разные: одно дело — калифорнийское дерьмо, другое — …

— Алкоголь и сигареты?! В таких случаях включается двойной стандарт: не переборщить с эффективностью рекламы и антирекламы. Что стало бы с экономикой тех стран, которые не добывают нефть, газ, у которых не развиты высокие технологии, если в одно прекрасное утро все население страны сказало бы свое решительное "нет" алкоголю и табаку?! В это же утро экономика такого государства рухнула бы, как после ядерного удара. Поэтому мы на словах должны призывать народ к здоровому образу жизни, но при этом не допускать снижения объема продаж.

— Судя по нынешнему росту цен на сигареты и спиртное…

— Чтобы удержать экономику на плаву во время кризиса, государство смело может увеличивать цены на те товары и услуги, на которые "подсело" большинство. А народ, стиснув зубы и затянув поясок (пока еще не на шее), расстанется со многим, но не с табаком и алкоголем, верно?!

— Так, стоп, а наркотики? Их же никто не рекламирует!

— Такой большой, а в сказки веришь. Вспомни фильмы, в которых хоть разок, но симпатичная героиня нюхнула "кокс" или чуток "ширнулась". Про травку я вежливо умолчу. Даже лозунг "Нет — наркотикам!" по законам PR пробуждает здоровый — без кавычек — интерес хоть разок попробовать! По принципу: все в этой жизни надо однажды попробовать! Кстати, первым успешным "черным" пиарщиком был змей, предложивший Еве красивый плод, а та, несмотря на строгие запреты Создателя, отведала его — пример успешной рекламной и антирекламной кампании. Вспомни: сколько раз за последние полгода ты слышал или читал слово "метадон". А для эффективного захвата сознанием ключевого слова хватило бы пятнадцати упоминаний. Кстати, ты — такой же пиарщик, как и я, просто не знаешь об этом. Или не хочешь признаваться… Попробуй в любой своей статье пять раз упомянуть слово "жажда" (в разных контекстах: жажда жизни, жажда мести, любовная жажда) и в ней же по нескольку раз отвлеченные термины — "дисПЕПСИческий синдром", "КОЛАмбур" и все в этом же роде (это я первое пришедшее в голову назвал), а потом смело можешь выдвигать иск к известному бренду о материальном вознаграждении за резко выросший спрос на известный продукт после публикации! Так что в некотором смысле мы — коллеги! Кстати, все журналисты (в той или иной степени ангажированности) работают на создание положительного или отрицательного имиджа, особенно накануне выборов. И это нормально.

— А как насчет "журналистской этики"? Отказ от пропаганды и даже от упоминания о фашистах, об экстремистах?

— А кто тебе признается, что он — матерый фашист или националист? Перед тобой будет сидеть обаятельный мужчина (или женщина), который вкрадчивым голосом расскажет о светлых идеалах, о своих гуманных планах на пути процветания нации, заботе о стариках, врачах, учителях, малоимущих, животных… Потом покажет семейную фотографию со своим грудным ребенком на руках. Потом — свою видавшую виды "семерку", которую купил на деньги родителей-пенсионеров.

Сердце сентиментального журналиста дрогнет, и на следующий день "электорат" прочтет душещипательную историю молодого бескорыстного политика среди враждебного окружения коррумпированных боссов, рвущихся во власть. Все зависит от таланта журналиста и от обаяния "молодого политика". А над его обаянием работает целая армия высокооплачиваемых имиджмейкеров, спичрайтеров и политтехнологов. Правда, после получения заветного мандата выяснится, что у этого обаяшки в гараже стоят Lexus и Infinity, а еще он владеет несколькими "свечными заводиками в Самаре"… Журналист в отчаянии рыдает, но что-либо изменить практически невозможно. Не такая уж сложная схема, правда?! Тем более что безотказно действует на протяжении всей истории человечества. Помнишь слова доктора Геббельса: "Чем наглее ложь, тем охотнее человек в нее верит"? Попробуешь переубедить меня?

— Погоди, но ведь на… негодяя всегда можно найти компромат!

— Н-да, все очень запущено! Какие-то журналисты здесь целомудренные. Да любой компромат создается тем же самым технологом — игра на опережение, предупреждение "провальной" ситуации. Помнишь эту детективную историю с "падением в ледяную речку пьяного Ельцина, который поздно ночью в одиночку шел к любовнице"?! Более гениального "упреждения" я в современной истории не встречал! После публикаций в центральных газетах этого "компромата" рейтинг Ельцина вырос, если мне не изменяет память, на двенадцать пунктов! Это все равно что перед выборами он слетал бы на Луну! Представь мысли среднего избирателя: "Пьет — значит наш, свой. Шагает вечером пешком и без охраны — значит герой! Падает в ледяную воду — сибирское здоровье. Идет к любовнице — значит ого-го мужик!" А после этого все жалкие статьи о его якобы причастности к служебным злоупотреблениям, коррупции, о партийном прошлом выглядели лаем озлобленных мосек на любимого Слона и также поднимали рейтинг! Так что "черный" PR иногда действует более эффективно, чем вылизывание филейной части у кандидата. Да у нас бы даже скандальная история с "оральным кабинетом" сделала бы его участника пожизненным главой государства!

— Влад, погоди, у меня сейчас будет информационный передоз! Выходит, что мы голосуем и выбираем не человека, не личность, а более эффективную политтехнологию?! Здорово живем!

— Такое происходит во всем мире, и не надо закатывать истерики! Это нормально. Тем более что "короля делает свита". Времена тоталитаризма прошли (не могу сказать, что к счастью!), сейчас правят не личности, а политические кланы и партии, а у этой партии есть свой таблоид, из которого мы изготавливаем гламурного кумира миллионов. Нам лучше стоит равняться на англичан: они спокойно спят в ночь перед выборами в парламент. От того, кто победит — лейбористы или консерваторы, — жизнь обыкновенного буржуа практически не изменится. Великобритания не присоединится к Варшавскому Договору и не будет оспаривать свои границы с Никарагуа. А проигравшая партия уйдет в злобную оппозицию и будет докучать победителям, чтобы те не расслабляли "булки"… Вот это и есть принцип власти в демократическом обществе. Но, к моему великому сожалению, нам еще далеко до Альбиона.

Не знаю, как вы, но я почувствовал себя… микробом, которого не просто не слышно — его не видно! Профессионалы высочайшего уровня продают нам яркий нарядный позитивный продукт, а мы его не просто сметаем с прилавков, еще и с удовольствием поедаем. Остается надеяться, что этот продукт не из Калифорнии! Хотя кто же признается?

Другие статьи этого номера