У меня в руках — экземпляр пьесы "Верность", подаренный заслуженным деятелем искусств УССР Борисом Ивановичем Ступиным (1924-2004). Страницы режиссерского экземпляра испещрены пометками, замечаниями и дополнениями, возникавшими в процессе работы над спектаклем. Заинтересовавшись пьесой, звоню Нине Федоровне Ступиной-Белослудцевой, заслуженной артистке УССР, с просьбой рассказать о спектакле и работе над ним.- Мы приехали в Севастополь с Борисом Ивановичем в 1961 году. Эта пьеса была не первой режиссерской работой Ступина в нашем театре, но она впервые была воплощена на сцене. И не случайно. Как она оказалась в репертуаре и кто ее предложил — директор ли Яков Борисович Театралов или сам Борис Иванович, — я не помню, но то, что Борис Иванович с огромным интересом начал работать над ней, часто звонил Ольге Федоровне в Ленинград, советовался, помню точно.
Жанр пьесы — трагедия. Она была написана в 50-е годы известной советской писательницей Ольгой Федоровной Берггольц.
Ольга Федоровна — коренная ленинградка. В годы Великой Отечественной войны оставалась в осажденном Ленинграде. По распоряжению городского радиокомитета работала на радио и почти ежедневно обращалась к жителям героического города с новостями с фронта и "во всех доступных писателю жанрах". Голосом Ольги Берггольц говорил сражающийся Ленинград. В то время она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: "Февральский дневник", "Ленинградская поэма", "Говорит Ленинград" и др. После войны много писала о героическом прошлом, о войне, о судьбе поколения.
Осенью 1944 года Ольга Федоровна была направлена политическим управлением флота в освобожденный Севастополь. Писательница встречалась с подпольщиками, общалась с жителями, которые послужили прототипами главных героев пьесы "Верность" (первоначальное название "Город славы"). Именно их рассказы стали основой будущего произведения. О.Ф. Берггольц часто повторяла: "Ленинград и Севастополь — два невероятных светоча на моем жизненном пути".
В своих воспоминаниях Ольга Федоровна оставила большой материал о поездке в разрушенный город. То время уходит от нас все дальше, но читать эти заметки по-прежнему очень тяжело. "Следы боев — всюду: на тишайших левитановских опушках — черно-ржавые остовы сгоревших батарей; над синей водой рек — обвалы взорванных мостов; на нежно-зеленой озими — обугленные скелеты танков. Подъезжаешь к нагим торчащим печам и трубам, к зубцам стен, к огромной груде камней, а на них дощечки с надписями: "Курск", "Орел", "Харьков", "Белгород"… И так на всем пути от Ленинграда до самого Севастополя — по всей тихой осенней России".
Итак, премьера спектакля состоялась 12 июня 1964 года и была приурочена к 20-летию освобождения Севастополя. Пролог начинался так: "На затемненной сцене на фоне сурового обелиска славы стоит женщина, русская мать — как олицетворение всех матерей, отправивших на войну сыновей… Она как символ нашей Родины — мужественной, героической, непобедимой".
Как писали зрители, спектакль проходил на одном дыхании. "Он посвящен легендарному городу, его легендарным людям", — писал бывший артист нашего театра заслуженный артист УССР П.П. Терской. — Мы знакомимся с матерью двух воинов, ставшей матерью всего борющегося города. Эту роль сыграла заслуженная артистка УССР К.В. Волкова (впоследствии народная артистка УССР), вновь покорившая зрителей своей проникновенной игрой. Трагически прекрасные образы создали молодые артистки Алла Балтер и Нина Белослудцева. В спектакле были заняты ведущий артист театра В.В. Афанасьев, Юрий Ступаков, Б.М. Светлов, А.И. Подлесный, Е.Н. Коваленко и другие. Музыкальное оформление — известного севастопольского композитора Л.С. Розена. Художественное оформление — К.И. Кустенко: скалы херсонесского мыса, разрушенные улицы освобожденного города, — все это выполнено художником без излишних бытовых подробностей".
Творческий коллектив театра стремился не просто понять и сохранить драматургический материал, но и осмыслить происходящее, рассказать о нравственной силе героев, их патриотизме и глубине человеческих отношений в любых ситуациях. Зрители горячо приняли спектакль, вышло много публикаций, состоялось множество творческих встреч с актерами, а ветераны благодарили режиссера, сумевшего передать то состояние души, когда севастопольцы боролись с врагом и верили в победу и освобождение.
На премьере присутствовала Ольга Федоровна Берггольц. По воспоминаниям Нины Федоровны и народного артиста Украины Анатолия Игнатьевича Подлесного, автор дала высокую оценку постановке, игре актеров и художественному оформлению. После премьеры на творческой встрече с известной писательницей состоялся подробный разговор о спектакле, о нюансах исполнения той или иной роли, а в завершение встречи Ольга Федоровна прочла несколько своих произведений, посвященных Севастополю, в том числе "Стихи о херсонесской подкове", которую она действительно нашла в Херсонесе и хранила у себя дома, "…чтоб счастливой — по всем велениям примет — была".
В августе 1964 года состоялись первые гастроли нашего театра в Ленинграде (в следующий раз театр приедет в город на Неве только через 10 лет). Газета "Вечерний Ленинград" еще в июне напечатала репертуар гастролей, которые прошли на сцене Театра им. Ленсовета: "Поднятая целина", "Верность", "Мы вместе", "Дневник женщины", "Королевский брадобрей", "Передай улыбку", "Дурочка", "Единственный наследник".
Директор театра Я.Б. Театралов сообщал о поездке следующее: "С волнением и радостью отдаем мы на суд требовательных ленинградцев свое искусство. В репертуар гастролей включены лучшие спектакли театра, среди которых два спектакля, связанные с событиями Великой Отечественной войны, это трагедия О. Берггольц "Верность" и драма З. Агроненко в литературной редакции К. Симонова "Мы вместе", рассказывающая о героических днях Ленинграда. Многое роднит судьбы наших городов".
21 августа по Ленинградскому телевидению транслировался спектакль "Верность" — для этого севастопольцам пришлось играть в студии, где находилась и Ольга Федоровна. Все очень волновались, но передача прошла успешно. "Луначарцы" вместе с писательницей побывали на Пискаревском кладбище. Там она рассказывала о войне и тяжелых днях блокады. Там на обелиске высечены ее слова:
…их имен благородных
Мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто!
Супруги Ступины были в гостях у Ольги Федоровны в квартире близ Черной речки. Им было о чем поговорить: ведь Борис Иванович сам был участником Великой Отечественной войны. Эта тема неисчерпаема.