Все два колеса

Севастополь трудно удивить. Но на сей раз и он на несколько дней был "поставлен на уши". Вряд ли кого-то у нас оставило равнодушным нашествие в город ребят экзотичного вида на навороченных сверх всякой меры мотоциклах. На минувшие выходные пришлись главные мероприятия проводившегося по инициативе знаменитого московского байкерского клуба "Ночные волки" традиционного международного фестиваля. Тринадцатого по счету.

Местом его проведения была выбрана некогда заглохшая крупная горняцкая стройка у Гасфорта. Унылую в общем-то площадку оживляет чистый водоем.

Все многочисленные подъезды к Гасфорту уже были надежно перекрыты крутыми ребятами со средствами мобильной связи на клепаных-переклепанных поясах.

Часовые подсказали, как в несметных толпах отловить "ночного волка". Очень просто. По вышитым или нанесенным краской на спинах курток головам серых хищников в форсажном пламени на фоне Луны. Так я ступил на территорию палаточного городка ХIII байкерского фестиваля с торговой авеню, обширными жилыми кварталами, концертной площадью, штабными палатками, прочей инфраструктурой, включая биотуалеты. Меня сопровождали установленные по бокам стрит таблички с информацией, изложенной в байкерском стиле. У одной торговой палатки, например, на щите нанесли ассортимент товаров: фисташки для мачо — 20 гривен, похмелин — 20 гривен, супер-энергетик — 20 гривен. Для милых дам — кексики и фруктовое желе — по 10 гривен… Были надписи, не подлежащие нашему пониманию. Например, слова на флаге: "Вороны клюют твои посевы, Джузеппе". Хотя и встречались призывы, которые не требовали изыска в изложении, но очень уместные и категоричные: "Убери после себя мусор, пожалуйста".

Один парень обратил на себя внимание джинсовой курткой. Она, как гобелен, была покрыта рельефной вышивкой. А еще изображением черепов на груди по три или четыре в профиль. Так у нас изображали декабристов или Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Но в нашем случае черепа на прикиде байкера символизируют бесстрашие перед лицом опасности и смерти. В изображение черепа вкладывается и другой смысл: когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак — череп. Если же на человеке, как на куртке Марата (так зовут парня), уже нанесен этот символ, Смерть думает, что здесь уже отметилась, и не трогает этого человека.

— Марат, в чем состоит философия байкерского движения?

— Ну вы и хватили: философия.

— И все-таки…

— Долго объяснять.

— Попробуйте изложить суть.

— Есть байкерские клубы, завязанные на политике.

— Вот и "ночных волков" в Севастополь на фестиваль напутствовал лично Владимир Путин…

— А еще, говорят, его Святейшество Патриарх Кирилл. Из рук главы правительства России "волки" приняли российский флаг. А мы — из Белоруссии.

— Как ваш клуб называется?

Марат произнес на английском языке два слова. В переводе они означали: "Катящаяся анархия".

— Анархия: хорошо или плохо?

— Однозначно хорошо.

— Чем хорошо?

— У нас в клубе ни устава, ни президента. Анархисты. Нам все по барабану.

— Можно ли вот так, без президента?

— У нас можно. Собрались вместе и вопрос решили.

— Какой вопрос решили?

— Любой.

— Анархистов не стесняют правила движения на дорогах.

— Это что, 90 километров в час? Да это же уснуть можно за рулем. Лучше штраф уплатить и доехать быстрее и удобнее.

Границы обширной столицы ХIII байкерского фестиваля обнесены пестрой ленточкой. У юго-восточной ее границы, наконец, встретил Владимира с волчьей головой на черной футболке. Байкерская организация "Ночные волки", сказал Владимир, существует 16 лет. Она первая подобная в Москве и во всей России. У байкеров мотоцикл является существенной частью образа жизни. На этой основе и создано объединение. Четыре предыдущих фестиваля принимал Калининград. Нынешний, в Севастополе, посвящен 65-летию освобождения города-героя от фашистских захватчиков и российскому Черноморскому флоту.

На байк-шоу в Севастополь прибыли свыше шести тысяч, может, все восемь тысяч байкеров из некоторых регионов Украины, из России, Чехии, Германии, стран Балтии и других мест.

— Как построено оповещение единомышленников о предстоящем мероприятии?

— Не обязательно через Интернет. Ведь у нас организация не кройки и шитья, — ответил Владимир, — мы на колесах, находимся в постоянном движении. Зарубежные единомышленники бывают у нас, мы — у них.

Информация, которой поделился Владимир, показалась достойной внимания, но на фоне откровений Марата — постноватой. Если человек при должности даже в неформальной организации, это обязательно накладывает определенный характер. Снова потянуло "в люди". Под плотным тентом за столиком скрылись от испепеляющего в тот день солнца Владимир, Йозеф и Михаил. Из Чехословакии. Ребята вежливо поправили меня: "Из Чехии". Владимир — из Праги, Йозеф — из Пльзеня, Михаил — из (не расслышал, видимо, маленький провинциальный городок). Первый работает в торговле по-крупному — на российском направлении, второй занят сервисным обслуживанием машин, третий держит магазин, где, кстати, можно приобрести байкерскую экипировку.

Гости из Чехии единодушны в том, что природа в окрестностях Севастополя "красная" — красивая, значит. А вот дороги… По оценкам Владимира, Йозефа и Михаила, они, как на Луне или на Марсе. Украинцам, сказали они, видимо, неизвестно слово "асфальт". По Европе они перемещаются со скоростью 90-120 километров в час, по украинским же дорогам они ехали со скоростью вдвое ниже, горючего расходовалось на треть больше привычной нормы на сотню километров. Тем не менее они приехали впервые в Украину, впервые в Севастополь. Участие в байк-шоу для них — это случай насладиться свободой, дорогой, несмотря ни на что, обрести другов — друзей.

Настоящий байкер — тот, кто сконструировал, собрал средство передвижения собственными руками. Я видел мотоциклы такого рода с далеко вперед вынесенным рулевым колесом. В некоторые клубы принимают желающих с машинами с объемом двигателя более 750 кубических сантиметров. Мои новые знакомые из Чехии подходят к членству в таких клубах по всем статьям. Двигатель мотоцикла Владимира емкостью 1100 "кубиков", Йозефа — 1800. Трактора. Я видел мотоцикл с именным номером — "Трактор". Нет, мои новые знакомые из Чехии не изобрели… мотоциклы, а купили. За 30000 евро. Такая же сумма ушла на различные прибамбасы и доделки. Так что машины получились собственной конструкции.

Как только закончилась беседа с чехами, ко мне подошли два юных паренька.

— Вы местный? Подскажите, пожалуйста, что посмотреть в Севастополе, — сказали они.

Ребята назвали свои имена — Эдик и Даниил. Родом из Санкт-Петербурга. Но последние 12 лет живут в Израиле. Из этой страны затруднена переброска мотоциклов. Парни, как оказалось, студенты, авиарейсом прилетели в Румынию. Там взяли напрокат "БМВ". Из Бухареста приехали к нам на двух колесах.

Эдик и Даниил по нескольку раз пересекли Израиль вдоль и поперек. А вот на международном фестивале байкеров присутствуют впервые.

Мотоцикл военного пенсионера из Ростова Сергея залеплен лейблами европейских государств.

— В течение нескольких недель я объехал всю Европу, — рассказывает он. — За это время меня никто не остановил ни разу.

Иначе у нас. На Керченской переправе моторизированный путешественник ожидал места на пароме с 13.00 до 19.00. Украина и Россия — не Европа?

— Всю жизнь у меня были два колеса, — продолжал Сергей. — Они открыли путь к интересующему меня общению, в коллектив. А коллектив — сила.

Байкеры есть не только на мотоциклах, но и на других средствах передвижения. Видел, например, видавшие виды джипы. А запорожцы пригнали к Гасфорту принадлежащие их клубу пожарную машину на всякий… пожарный случай и бронетранспортер. Бронированная машина ездила по суше, плавала по озеру.

Запорожец Тарас воспользовался традиционным мотоциклом. Был в его жизни период, когда приходилось выбирать: хобби или семья.

— Это очень тяжело, — вздыхает Тарас. — Хобби не из дешевых. Когда же детки встали на ноги, пора и о себе подумать. Запорожец без коня — ни за порог. Хотя и эвенку требуется заменитель оленя. И в моем, и в его случае мотоцикл больше всего подходит. Каждый снимает стресс как может. Одни — на рыбалке, другие — на охоте… А мы режем воздух, оседлав мотоциклы. И упругий ветер сдувает с нас весь накопившийся в обыденной жизни негатив. Здесь мотоцикл — лучший друг.

— Это я, Тарас, мог бы быть вам другом, может, Сидоров, Петров, но не железяка.

— Я, наверное, больше к язычеству склонен. Любой предмет, мотоцикл тем более, заряжен энергией его создателей, памятью. Для меня мотоцикл одушевлен, — возразил мой собеседник.

В среде байкеров существует несколько течений. Байкеры "эндуро" — это те, кто на мотоцикле проникнет туда, куда и пешеходу путь закрыт. "Спорты", обряженные, как космонавты, стремятся пронестись быстрее ветра от пункта "А" до пункта "Б". Их оскорбительно называли "креветками".

— К элите в среде байкеров относят "чопперов". В бандане на голове, в жилетке из бычьей кожи, при значках и вышитых символах. Тарас — "чоппер", или "чопераст", как в ответ на "креветку" огрызаются "спорты". "Спорты", "чопперы", "эндуро" случалось вступали в прошлом врукопашную. "Спортов" не принято было приветствовать в пути поднятой рукой. Но, слава Богу, конфронтация сошла на нет, поскольку идеалы свободы близки тем и другим.

Тарас — "чоппер". Если кто-то из "спортов" пролетит мимо стоящих у дороги памятников, то Тарас остановится, чтобы прочитать все надписи.

— Вы достигли той степени свободы, к которой стремились?

— Да это и невозможно, и неинтересно. Ну поднялся на вершину, а дальше нету пути. Захватывает сам процесс стремления к свободе.

* * *

ХIII международный фестиваль байкеров завершился. Еще пару дней назад улицы Севастополя были запружены байкерами. Сегодня остались единицы из них. Будет мода на байкеров, появятся новые их оппоненты. Не все так просто. Байкеры — не забава, не понты. Явился повод задуматься над вопросами: достаточно ли в обществе свободы, как быт людей сделать легче, светлее, какое место занимают в стране неформальные организации граждан?..

Ответы на эти и другие вопросы могли бы дать психологи и социологи. Но есть и экономика. Можно ли измерить, сколько за дни фестиваля бензина "выпито" стальными конями из наших автозаправок, сколько съедено и выпито было во время концертов у Гасфорта? На них счет зрителей шел на десятки тысяч. Не второстепенен и вопрос престижа Севастополя. Не обречен ли он стать одной из столиц фестивалей байкеров в будущем?

Другие статьи этого номера