"Мой Бог, мой дом, мой капитан!"

Владимир Ефимович Синельников — капитан дальнего плавания, единственный среди капитанов научного флота Академии наук Украины, совершивший три кругосветных плавания, лауреат Государственной премии СССР. Судьба заслуженного капитана связана с послевоенным строительством портов в СССР и за рубежом, командованием крупнейшими судами научного флота.Он родился вдали от моря — в Амурской области, на станции Большой Невер. После окончания Одесского строительного техникума получил диплом штурмана-багермейстера. Двенадцать лет работал в "Черномортехфлоте", прошёл там путь от третьего штурмана до капитана, которым стал в 28 лет. В.Е. Синельников участвовал в строительстве севастопольского порта, порта Ходейда в Красном море, вёл дноуглубительные работы во Вьетнаме. Но где бы он ни находился, основная его деятельность была связана с нашим городом.

В Севастополе он с 1963 года работал в Морском гидрофизическом институте АН УССР третьим, вторым помощником капитана, старпомом на НИС "Михаил Ломоносов". Именно на этом пароходе В. Синельников совершил первое кругосветное плавание. Уже после окончания Одесского высшего инженерного морского училища получил диплом инженера-судоводителя. Вскоре его перевели старпомом на НИС "Академик Вернадский". В то время это было самое престижное, комфортабельное и большое судно флота Академии наук Украины.

Именно тогда мне, четвертому помощнику капитана, довелось встретиться с Владимиром Ефимовичем. Всего же мне посчастливилось 22 года работать рядом с этим удивительным человеком, 15 из них — его старпомом.

Спокойный, уравновешенный во всех делах и поступках, он обладал феноменальной памятью, превосходно знал не только штурманское дело, но и русскую литературу, читал наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, обладал редкой способностью рассказчика. Он мог разрядить любую конфликтную ситуацию, издёвок над людьми не любил, а шутки, им придуманные, были незлобивы. Безупречное знание Синельниковым английского языка восхищало его сослуживцев и иностранцев. С секстаном он работал всегда точнее и быстрее всех штурманов, не теряя навыков, даже став капитаном, хотя суда уже были оснащены автоматическими навигационными спутниковыми системами.

Летом 1971 года В. Синельникова назначили капитаном НИС "Академик Вернадский", и он повёл его в кругосветное плавание. Владимир Ефимович блестяще справился с этой ответственной задачей. 6 февраля 1974 года в Атлантическом океане недалеко от мыса Кап-Блан после полуночи возник пожар на иностранном судне "Морской лев" водоизмещением 4200 тонн. Капитан немедленно принял решение спасать терпящих бедствие моряков. Более шести часов продолжалась схватка с огнём, в которой победил экипаж "Вернадского" под умелым руководством капитана В. Синельникова, несмотря на ветер и большую океанскую волну. Все 23 моряка "Морского льва" были спасены, размещены на борту "Вернадского", им оказали медицинскую помощь, а аварийное судно отбуксировали в Дакар. Из команды спасателей никто не пострадал. По закону морского братства в той же Атлантике глубокой ночью в непогоду по решению капитана судовой шлюпкой сняли больного старпома-норвежца с иностранного судна "Мамийоко" (порт приписки — Фритаун), оказали ему медицинскую помощь и доставили в Лас-Пальмас.

С 1974-го по 1976 год В. Синельников возглавлял второе кругосветное плавание "Академика Вернадского". Оно было продолжительнее и сложнее первого. Исследования проводились в Антарктике, в ревущих "сороковых", в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Когда капитана спрашивали, что обусловило успех его двух кругосветных рейсов на "Вернадском", он всегда отвечал: "Собственный опыт, помноженный на опыт моих помощников, механиков и всего экипажа".

А вскоре он поднялся на капитанский мостик строящегося в Николаеве уникального, водоизмещением 10 тысяч тонн, научно-исследовательского судна "Академик Алексей Крылов" Черноморского филиала ЦНИИ. Специфика исследований на "Крылове" была иной, чем на "Вернадском". 22 ноября 1986 года группа специалистов института, завода, ВМФ и капитан

В. Синельников за создание и освоение уникального судна были удостоены Государственной премии СССР. Так Владимир Ефимович стал тогда единственным среди здравствовавших в СССР капитанов, заслуживших такое почетное звание.

Навсегда в памяти экипажа остался случай, когда мастерство и опыт их капитана спасли судно, a с ним и 140 человек экспедиции, от неминуемой гибели во время урагана 18 октября 1991 года в Норвежском море. Наверное, это о таких, как В. Синельников, сказано в крылатой французской фразе: "Мой Бог, мой дом, мой капитан!"

Судьба подарила Владимиру Ефимовичу счастливую возможность побывать более чем в 60 странах мира. В некоторых он жил и работал по два-три года (Вьетнам, Йемен). По некоторым портам наблюдал в динамике развитие страны в течение 20-30 лет (Сингапур, Стамбул, Аден, Коломбо, Гибралтар, Лас-Пальмас). В 63 года В. Синельников стал капитаном-наставником МГИ АН УССР и долго ещё передавал опыт новому поколению судоводителей. Многому научились члены экипажей судов, работавшие с ним. Навсегда у них сохранились чувства благодарности и восхищения.

С 1998 года В. Синельников работал в фирме "Судостроение" капитаном теплохода "Герои Севастополя". В одном из рейсов в январе 2001 года он организовал спасение пассажиров и команды потерпевшего бедствие в Черном море судна "Память "Меркурия".

Более 50 лет посвятил морю заслуженный капитан.

Болезнь подкралась, как всегда, неожиданно. Но до конца своих дней он стоял на капитанском мостике. Его нет с нами уже пять лет. Единственный сын В. Синельникова, Владислав, в молодости без раздумий избрал профессию отца. Ему сейчас 58 лет, но он так же, как отец, часто и надолго уходит в море и возвращается из рейсов в красавицу-Одессу.

Экипажи бывших научных судов до сих пор ждут и надеются, что однажды в океан выйдет новое судно "Капитан Синельников" и его именем назовут одну из улиц Севастополя.

Другие статьи этого номера