Наш земляк Андрей Гансон — обладатель двух наград "ТЭФИ"

На торжественном закрытии V Севастопольского кинофестиваля и на подведении итогов киноконкурса "Город у моря" все, безусловно, обратили внимание на двух импозантных мужчин в "бабочках". Такая деталь туалета вполне соответствует протоколу международной церемонии, однако на наших мероприятиях встречается крайне редко. Одного носителя "бабочки" все хорошо знают — это известный севастопольский врач Владимир Владимирович Тарасов. Другой — его друг из Москвы, а в недавнем прошлом наш земляк, телережиссер, обладатель двух высших телевизионных наград "ТЭФИ" Андрей Павлович Гансон. Наш гость не только присутствовал на всех мероприятиях Севастопольского кинофестиваля, он по собственной инициативе решил провести мастер-класс для молодых севастопольских телевизионщиков и авторов любительских фильмов на кабельном интернет-телевидении "Ривьера-ТВ".Мне не раз доводилось прежде слушать восторженные рассказы Владимира Тарасова о своем друге Андрюше Гансоне, который, вопреки сложившейся семейной традиции (его родители всю жизнь занимались океанологией), стал телережиссером, причем очень известным. Равно как и о еще одном друге — Леве Брусенцове, увлечением которого в юности были фотография и операторское искусство. А в результате Лева, сын замечательного севастопольского художника Геннадия Яковлевича Брусенцова, удостоился чести в течение 12 лет работать в Московской патриархии, быть личным оператором Святейшего Патриарха Алексия II, а теперь — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. И в нынешний высокий визит Патриарха в Украину и в Севастополь Лев Брусенцов, как всегда, сопровождает высокое лицо.

Владимир Тарасов и Андрей Гансон надеются, что им удастся повидаться с Левой. И вспомнить то незабываемое время, когда они были молоды, влюблены в свой город, увлечены музыкой, когда все жизненные трудности казались не столь существенными и легко преодолимыми. Но чтобы заявить о себе в жизни, им потребовалось немало сил и душевного мужества.

Не раз, слушая воспоминания Владимира Владимировича, я ловила себя на мысли о том, что, увы, уже нет Василия Аксенова, который смог так трогательно передать глубокую составляющую искренней юношеской дружбы в своей повести "Коллеги". Этого замечательного писателя или другого, ему подобного, нет, но они пишут свою историю сами.

Так вот теперь об увенчанном "ТЭФИ" Андрее Гансоне.

Он действительно поначалу, окончив севастопольскую школу N 24, поступил на географический факультет Симферопольского госуниверситета. Его друзья тоже были уверены, что он станет океанологом, как отец, Павел Павлович Гансон, и мама, Галина Петровна, известные ученые из Морского гидрофизического института НАНУ. В их квартире на ул. Репина всегда витали рассказы отца и матери о дальних странах и увлекательных рейсах, в которых постоянными участниками были родители Андрея. Путешествия, приключения, экзотика, воплощенные в слайдах и на магнитофонных лентах, — все было заманчивым, все будоражило воображение. Друзья, приезжающие на выходные дни из Симферополя (где в медицинском институте учился Тарасов), нередко засиживались здесь до утра.

Их главным увлечением в ту пору была музыка, благо у Андрея уже появилась хорошая техника, и ребята прилагали все усилия, чтобы раздобыть самые редкие, самые современные записи. Кстати, у Андрея всегда подспудно были жажда и желание заниматься режиссурой, тогда кинорежиссурой, он даже пытался что-то писать, однако понимал, что эта мечта неосуществима. Постепенно ребята все больше стали увлекаться организацией дискотек — сначала в Симферополе, затем в Севастополе. Когда о них узнали во Дворце культуры рыбаков, друзей-единомышленников Андрея пригласили на работу и даже оформили на ставки. Все заработанные деньги вкладывали в приобретение мощной аппаратуры, осветительной техники, костюмов. Это было некое театральное представление, где музыка стала одним из важнейших элементов. Им надо было самовыражаться. В результате, когда дискотеки стали массовым и признанным явлением, они подготовили серьезную программу "Опасность N 2", привлекая внимание к проблеме экологии. И в итоге были названы лауреатами областного конкурса.

— Поскольку родители работали в Гидрофизе, я имел доступ к научной библиотеке, — вспоминает Андрей, — в том числе к прекрасным географическим журналам. Так мы сделали некую литературно-музыкально-изобразительную композицию. Сняли фотографии на слайды, сделали фонограмму с переходом на звуковые эффекты, такой мини-слайдфильм. И стали лауреатами областного конкурса.

Все это и явилось поворотным моментом в судьбе Андрея Гансона. К тому времени Лев Брусенцов поступил во ВГИК, и Андрей с придыханием слушал его рассказы о престижном вузе. Решение изменить судьбу было бесповоротным. Он отправился в Москву и выдержал нелегкий марафон вступительных экзаменов на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (мастерская профессора А.М. Згуриди) по специальности "режиссура научно-популярного кино и телефильма".

А дальше — длинный и весьма успешный послужной список: киностудия детских и юношеских фильмов им. А.М. Горького (режиссер по хронике на кинофильме "Черный террор", режиссер-постановщик П. Мостовой), главная редакция музыкальных программ Центрального телевидения. В 1995-1996 годах А. Гансон — главный режиссер ТО "Музыка в эфире" ТРК "Останкино", затем — режиссер программ "Старый телевизор" (ведущий — Л. Новоженов, затем — Д. Дибров) и "Герой дня без галстука" с Ириной Зайцевой на канале НТВ.

С 2002 года он как режиссер-постановщик отдела спецпроектов НТВ работал над программами Александра Гордона. Эта программа дважды была представлена в номинации "ТЭФИ" в 2002-м и 2004 годах и названа лучшей просветительной программой. Параллельно на НТВ Андрей Гансон создал несколько документальных фильмов в цикле "Профессия — репортер" (в том числе — "Странная война" с Д. Шуйским, "Политик на заказ" с А. Лошак, "Делайте ваши ставки" с А. Войцеховским, "Сокровища Свальбарда" с А. Веселовским, "На память о бунте" с Д. Новиковым). В настоящее время он является режиссером-постановщиком программы "Их нравы" (ведущий Д. Захаров) на канале НТВ.

Как режиссер-постановщик Андрей Гансон создал немало запомнившихся телезрителям публицистических, развлекательных, музыкальных программ, ток-шоу на естественно-научные темы. Самому ему дорога совместная работа с Ю. Башметом, С. Бэлза, С. Урсуляк, В. Спиваковым. А сколько было так называемых разовых передач и телефильмов: "Новогодние огоньки", Международный рождественский благотворительный фестиваль искусств, международные легкоатлетические соревнования "Мировой класс в Москве", "Все звезды" (балет на льду под руководством Т. Тарасовой), "Да исправится молитва моя…" (благотворительный концерт мастеров искусств с участием И. Архиповой в действующем Успенском соборе Новодевичьего монастыря в фонд его возрождения), телевизионные версии концертных программ Ансамбля народного танца под руководством И. Моисеева и спектаклей Московского камерного оперного театра под руководством Б. Покровского, которые были сняты по заказу NHK, Япония. Или еще фестиваль отечественного кино в Выборге, благотворительный концерт в пользу детей-инвалидов М. Кабалье и М. Марти в Большом зале Московской консерватории, юмористическая программа М. Задорнова.

Андрей Гансон имеет опыт прямого эфира, включая трансляции богослужений из храма Христа Спасителя.

Он автор печатных работ по вопросам монтажа кино и видеоизображения, преподаватель по специальности "новые мультимедийные технологии" в Московском муниципальном музыкальном колледже. В настоящее время ведет курс режиссуры в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина в Москве.

Вот такой послужной список и творческий багаж нашего земляка Андрея Гансона, который, несмотря на успешную жизнь в столице, регулярно приезжает в Севастополь и мечтает когда-нибудь вновь вернуться на эту благодатную землю, где так хорошо творить, дружить, общаться со своими единомышленниками.

Другие статьи этого номера