Владимир КАЗАРИН: "Севастополь не будет лингвистической резервацией"

Горячая полемика разгорелась в Доме Москвы в Севастополе, где состоялся "круглый стол" на тему "Русский язык в Севастополе: проблемы и перспективы". В работе мини-форума приняли участие депутаты Севастопольского горсовета, районных советов города, первый заместитель председателя Севастопольской городской госадминистрации Владимир Казарин, педагоги севастопольских школ, гендиректор Дома Москвы в Севастополе Владимир Стручков, а также заместитель руководителя аналитического управления фонда "Русский мир" Михаил Носов.

Ораторы сетовали на то, что русский язык в Севастополе притесняется, ставится в неравные с украинским языком условия. По словам пришедших на форум учителей и родителей школьников, молодежь, не имея мотивации — государственного тестирования по всем предметам на русском языке, — просто отказывается глубоко изучать русский язык.

Учителя русского языка и литературы привели статистику, по их мнению, уменьшения преподавания русского языка и литературы в севастопольских школах. Одна из главных угроз перспективам "выживания" русского языка в Севастополе, по мнению большинства выступавших — в отсутствии утвержденной Министерством образования Украины методики обучения на русском языке.

В этой связи заместитель руководителя аналитического управления фонда "Русский мир" Михаил Носов сообщил, что в фонде работает система грантов, поддерживающих потребности русскоязычного населения за пределами России. Михаил Сергеевич не уточнил источник грантов, но дал понять, что при аргументированной заявке деньги на закупку классики русской литературы, на оборудование классов по изучению русского языка найдутся.

Гендиректор Дома Москвы в Севастополе Владимир Стручков, выслушав заместителя генерального директора севастопольской гимназии N 1 Ольгу Хомякову, которая поведала присутствовавшим о том, что для повышения своей квалификации преподаватели и филологи-русисты севастопольских школ вынуждены ездить в Москву, в том числе и тайком, "что бы не быть безосновательно уличенными в вербовке работниками ФСБ России", предложил проводить курсы повышения квалификации учителей прямо в Севастополе, уже из Москвы приглашая преподавателей.

— Экономически целесообразно сюда привозить преподавателей, а не отправлять наших в Москву, — заключил Владимир Стручков. Он также высказался за привлечение столичных средств для создания в Севастополе центра изучения русского языка.

Выступивший на "круглом столе" первый заместитель председателя Севастопольской госадминистрации Владимир Казарин выразил иную — отличную от подавляющего большинства сидящих в зале — позицию по языковому вопросу.

— Хорошо, что мы проводим такого рода мероприятия, посвященные актуальной проблеме, но хотелось бы, чтобы в аудитории присутствовало больше специалистов, которые бы придали разговору профессиональный, доказательный характер, — заметил профессор русской филологии Казарин. — Сейчас же, к сожалению, я вынужден констатировать, что мы больше сбиваемся на публицистический пафос, чем на разговор и обсуждение реально существующих проблем и поисков путей их решения. За этим "круглым столом" прямо сейчас и здесь прозвучали, в том числе и взаимоисключающие, рекомендации. Одна из выступавших родительниц говорила, что нужно облегчить нагрузку на детей во внешкольное время, так как они перегружаются и это сказывается на здоровье. Другая выступавшая, представляющая учительский корпус, говорила о том, что мало задается по учебнику и надо увеличить объем упражнений на дому. Это разговор для методистов. Я уверен, что сообщество методистов, которое в нашем городе очень сильное, профессионально занимается своей работой. И о том, что эта работа профессиональная и успешная, говорят результаты всех олимпиад, по разным предметам, а не только по русскому или украинскому языкам. Кроме того, севастопольские школьники очень успешно проходят тестирования…

Владимир Казарин привел пример, что недавно по целому ряду естественных наук, по ряду гуманитарных предметов севастопольские школьники заняли 3-е, 5-е, 6-е места в Украине среди 27 регионов страны…

— Одним из выступавших здесь был брошен косвенный упрек в адрес властей, что, мол, в Севастополе количество русских школ не уменьшается: это связано только с тем, что уменьшить их количество технически очень сложно, — продолжил зам городского головы. — Интересный тезис. Чего это технически трудного в этом уменьшении? Пример Луганска вас ничему не учит, где осталось 22% школ на русском языке. Пример Донецка вас ничему не учит, где осталось 18% школ на русском языке. Замечу — это цитадель Партии регионов. На этом фоне Севастополь, в котором 68 школ, из них 67 на русском и одна на украинском, показывает, что если и власть, и общество не хотят, чтобы в этой сфере проходили негативные изменения, они и не проходят. Нет никаких технических проблем по уменьшению количества школ на русском языке. А для того чтобы сохранять, нужны политическая воля и уважение к гражданам, которые хотят, чтобы так было…

Далее Владимир Казарин еще раз напомнил, что в Севастополе в абсолютном большинстве школ преподают на русском языке.

— И в этом сегодня большая проблема, — заставил замолчать разбушевавшихся было оппонентов оратор. — Я хочу сказать энтузиастам и защитникам русского языка в таком понимании, в каком сегодня это звучит на "круглом столе", что по большому счету, севастопольским школьникам, а также их родителям вы собираетесь сделать плохой подарок…

В этот момент Казарина прервали. В зале послышалось нетерпимое: "Бред!". На что Владимир Казарин корректно призвал выслушать его и перешел к цифрам. Но для начала он просто "обезоружил" оппонентов, спросив: "Сколько сегодня часов составляет преподавание русского языка в украинской школе?". Преподаватели и депутаты замялись. Чувствовалось, они пришли неподготовленными, эмоционально заряженными.

Владимир Казарин был вынужден сам ответить на свой вопрос.

— Если взять и сложить часы, отведенные на русский язык во всех классах, с 1-го по 11-й, в неделю, то получится 52 часа, — проинформировал чиновник и тут же задал второй вопрос: — А сколько в российской школе недельная нагрузка с 1-го по выпускной класс?

В ответ — тишина. Кто-то наугад выкрикнул: "Сто часов!"

— На самом деле 57 часов, — поправил Казарин и продолжил: — Общая проблема всех стран СНГ: сейчас произошло существенное уменьшение количества часов в России, Казахстане, Беларуси. Есть мнение, что гуманитарное образование не очень важно и можно снизить преподавание. Это первая и общая наша проблема. Вторая проблема — это преподавание только на русском языке. Если мы будем добиваться сохранения такого положения для Севастополя, как сегодня предлагают радикальные лидеры, мы с вами превратим Севастополь в резервацию. Но современное развитие мира предполагает обязательное многоязычие.

В зале стало шумно, слова Владимира Казарина раздражали оппонентов. Дабы погасить страсти, он привел пример из жизни. Два месяца назад Владимир Павлович был в Потсдаме, где принимал участие в международном форуме.

— 450 участников, 22 страны — от Австралии до Канады, — рассказал Казарин. — Там был эпизод, когда докладчик пошутил на турецком, английский профессор из президиума форума подхватил шутку на родном английском, а немец из зала обоим ответил на немецком. При этом половина сидящих в зале была без наушников, без синхронного перевода понимая и на турецком, и на английском, и на немецком, и на французском. Вот это — современное развитие мира, это — завтрашний день нашего мира. И мы в Севастополе пропагандируем полилингвизм. Поэтому наши школьники выигрывают олимпиады по русскому языку, по украинскому, по испанскому, по английскому, по французскому. Мы должны подготовить этого школьника, чтобы он, оставаясь русским человеком, поехал, поступил и стал прекрасным специалистом по авиаделу. Если мы дадим молодому человеку возможность овладеть целым рядом языков, включая украинский, мы сделаем его свободным человеком современного мира…

Далее Владимир Казарин привел очень интересный пример, который трудно было парировать. И никто в зале так и не смог этого сделать.

— Если сегодня в Риге мэром избран этнически русский человек, свободно владеющий языком страны пребывания — латышским, это потому, что русские там изменили алгоритм поведения, — заявил Казарин. — Они сказали: мы будем знать язык страны пребывания, мы добьемся своего политического роста в этой стране и мы будем, в том числе, определять политическое будущее этих стран. Смысл русского мира всегда был в том, что он открыт всем языкам и культурам. Русские в Казахстане должны знать лучше казахов их язык и казахскую литературу. В странах Балтии — лучше прибалтов изучить языки и литературу. Так всегда было: при государе императоре чиновника назначали в национальные окраины с условием, что он через 4 месяца должен знать язык того народа, где находится. Это и есть русский мир. Никогда другим он не был. Он всегда был многонационален и полилингвистичен.

Владимир Казарин напомнил также, что памятник Затопленным кораблям создан эстонским скульптором, архитектором евреем и инженером немцем.

— Кто скажет, что они не были русскими людьми!? — спросил оратор и добавил: — Мы должны сказать нашим детям: изучайте много языков, русский с вами останется навсегда. Мы должны подготовить наших школьников к жизни, в данном случае в Украине, таким образом, чтобы ни одна проблема не могла остановить этих ребят в жизни. Севастополь не будет лингвистической резервацией. Наши дети будут знать много языков и совершенно свободно будут сдавать экзамены и на украинском, если надо, и на английском, и, конечно, они будут блестяще владеть русским языком. Если захотят, поедут и поступят в МГУ. Замечу, что тестирование — не единственный стимул для изучения русского языка. Стимул для его изучения — величайшая культура мира, которая стоит за русским языком. Русский язык — это богатство всего мира…

А. ПАРХОМЕНКО, ("Новый Севастополь").

Другие статьи этого номера