"Мы заинтересованы в создании безопасного перегрузочного комплекса, который без ущерба для экологии будет способствовать развитию города и порта!"

"Слава Севастополя+" продолжает серию интервью с руководителями промышленных предприятий Севастополя. На этот раз наш собеседник — генеральный директор ЗАО "Стивидорная компания "Авлита" Александр Лагоша. — Александр Геннадьевич, как развивается сейчас "Авлита"?

— Положительная динамика роста грузооборота "Авлиты" сохраняется, несмотря на негативные процессы в экономике. Предприятие продолжает активно работать, увеличивая объёмы перевалки грузов. За шесть месяцев этого года мы уже перегрузили 2,3 млн тонн, в первую очередь зерновых, что более чем на 49% выше, чем за соответствующий период прошлого года. Хочу отметить, что в такое сложное кризисное время мы не допустили сокращений персонала и не уволили ни одного сотрудника! Что касается налогов — "Авлита" стабильно входит в тройку лучших налогоплательщиков Севастополя.

— Не страдает ли при росте перевалки зерновых экология?

— Нас постоянно проверяют Крымская бассейновая СЭС, государственная Азово-Черноморская экологическая инспекция, госуправление охраны окружающей среды, государственная экологическая инспекция в Севастополе. Систематические плановые, а порой и внеплановые проверки и замеры на границах санитарно-защитной зоны показывают, что превышения предельных концентраций, разрешенных государственными нормативами, нет, что объемы выбросов пыли существенно ниже ПДК. Для нас знаковой является оценка, данная во время недавней проверки сотрудниками бассейновой СЭС: "С "Авлиты" нужно брать пример другим".

Кроме того, на "Авлите" действуют собственная служба пожарной безопасности, отделение пожарной охраны, есть собственная пожарная машина, объекты оборудованы автоматической сигнализацией. Отлично подготовлен персонал службы. По оценке ГУ МЧС, меры, которые предпринимаются "Авлитой", беспрецедентны для Севастополя.

— За счёт чего удается достичь роста перевалки?

— В первую очередь это фундаментальные преимущества Севастопольской бухты с точки зрения глубоководности, выгодная логистика транспортировки грузов и для грузоотправителей, и для грузополучателей. Вообще же, по моему глубокому убеждению, именно портовое развитие сможет обеспечить Севастополю стабильные финансовые потоки. Потенциал у Севастополя для этого огромный.

— Финансовые доходы город может как-то измерить?

— Да, конечно. С учетом обязательных целевых портовых сборов при заходе одного судна в порт Севастополь, которые начисляются в зависимости от объема судна, в регионе остается примерно 1-1,5 доллара за каждую тонну пришедшего груза. В частности, это и портовые сборы, и швартовые операции, и использование буксиров, и лоцманские услуги, и услуги службы регулирования движения судов, и ряд других.

— Внес ли кризис какие-то коррективы в стратегию развития "Авлиты"?

— Наша стратегия — работать и развиваться. Мы продолжаем планомерно, в полном соответствии с законодательством, реализовывать проект универсального перегрузочного комплекса. Это важный инвестиционный проект и для города, и для украинской экономики, когда необходимо оживить внутренний спрос на самые разные виды деятельности: строительную, транспортную и т.д.

— На какой стадии сейчас находится реализация проекта УПК?

— На сегодня завершена стадия проектирования, проект УПК прошел комплексную государственную экспертизу, получено позитивное заключение. Также "Авлита" представила все необходимые по законодательству документы и получила разрешение Севастопольской инспекции ГАСК на выполнение строительных работ по проекту.

Получение всех экспертиз, согласований и разрешений по проекту УПК стало логичным завершением более чем годовой кропотливой и напряженной работы экспертов и специалистов "Черноморниипроекта", работавших над проектом. С их стороны сделано все, чтобы будущий перегрузочный комплекс стал экологически безопасным, технически надежным портовым объектом. Первая стадия строительства начнется осенью этого года.

— Какие меры безопасности при перевалке угля предусмотрены проектом УПК?

— На всех этапах — разгрузки, транспортировки, хранения и погрузки — универсальный перегрузочный комплекс будет полностью закрытым, что исключает ветровую эрозию.

Все это "подстраховывают" системы "водяного тумана", вентилирования, аспирации с применением современных технологий и оборудования ведущих международных компаний.

На УПК будет применен замкнутый цикл использования технической воды, т.е. она не будет сбрасываться в Севастопольскую бухту, реализован комплекс мероприятий по охране водной среды при швартовке судна у причалов во время разгрузки.

Кроме того, в соответствии с нормативными документами по периметру санитарно-защитной зоны высаживаются защитные зеленые насаждения. Все параметры были определены на основе применяемых технологий и соответствующих экспертиз, в соответствии с действующим законодательством.

УПК, как крупный промышленный объект, оборудуется современной противопожарной системой, в которую входят управляемые лафеты, датчики температуры, тепловизорные датчики, которые постоянно сканируют температурный режим в закрытом складе временного хранения и выводят данные на пульт оператора автоматизированного комплекса по управлению работой УПК. К слову, с помощью этого комплекса будут контролироваться абсолютно все технологические процессы УПК — от работы судоразгрузочных машин закрытого типа, транспортировки грузов по крытым конвейерным линиям, хранения угля на крытом складе до уплотнения груза при его загрузке в вагоны и покрытия поверхности загруженных вагонов связывающим полимерным покрытием.

Кроме того, все объекты УПК спроектированы так, что будут способны выдержать землетрясения в 9 баллов. Думаю, в Севастополе промышленных объектов с таким запасом прочности немного.

Также предусматривается установить экологический пост со специальным оборудованием, благодаря которому будет контролироваться экологическая ситуация на предприятии.

— Насколько вам удалось наладить диалог с представителями общественности?

— Для нас очень важны обратная связь и возможность вести конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами. В качестве примера результата диалога можно назвать замену изначально планируемой открытой разгрузки судна с помощью грейферов на использование двух судоразгрузочных машин закрытого типа.

Кроме того, благодаря общению с общественностью, властями города, государственными экологическими и другими ведомствами нами было принято решение о заглублении крытого склада временного хранения не на 14 метров, как было в ТЭО, а на 16. Все это, естественно увеличило стоимость мероприятий, связанных с обеспечением безопасности объекта примерно на 270 миллионов гривен, но существенно повысился уровень экологической и промышленной безопасности!

К сожалению, мы столкнулись с тем, что некоторые местные организации закрывают глаза на все положительные моменты и распространяют, мягко говоря, неправдивую информацию, сознательно, повторюсь — сознательно перекручивая факты.

Примеров тому много. Один из последних — недобросовестное изложение ситуации вокруг Братского кладбища, где УПК якобы будет строиться в охранной зоне исторического мемориала. Иногда озвучиваются искаженные, а то и просто сфальсифицированные данные по охранной зоне памятника и санитарной зоне УПК. В этой связи хочу подчеркнуть, что территория перегрузочного комплекса никоим образом не вторгается в охранную зону Братского кладбища.

Чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что заявления некоторых личностей вокруг проекта "Авлиты" имеют мало общего с действительностью. Возможно, что таким образом внимание севастопольцев просто отвлекают от других проблем, которые стараются прикрыть разговорами об "Авлите".

Скажите, какой смысл создавать дорогостоящий объект с оборудованием, которое отвечает самым последним требованиям экологической безопасности, ставить рядом экологический пост и заранее закладывать нарушение природоохранных нормативов?! Хочу еще раз повторить: мы сами заинтересованы в создании экологически безопасного перегрузочного комплекса, который без ущерба экологии и здоровью севастопольцев будет способствовать развитию города и порта!

— Проходила информация о дноуглубительных мероприятиях, развитии железнодорожной сети с участием "Авлиты"…

— Ремонтное черпание подходного канала Севастопольской бухты будет проводиться для возможности безопасного захода в бухту крупнотоннажных судов дедвейтом до 140 тысяч тонн. Это не дноуглубительные работы, а только подчистка дна бухты от мусора и затонувших объектов, которые представляют серьезную опасность для судоходства — и гражданского, и военного. При этом работы будет проводить не "Авлита", а Севморпорт, в пользовании которого находится Севастопольская бухта.

Для приема крупнотоннажных балкеров планируется удлинение на 150 метров 20-го причала "Авлиты", где на специальных конструкциях будут установлены биофильтры по технологии Института биологии южных морей НАНУ.

Касательно железной дороги. По данным Минтранса, сейчас через Севастополь проходит около 6-7 млн тонн грузов в год, при этом пропускная способность составляет около 15-16 млн тонн, т.е загруженность — до 40%. Кроме общего согласования проекта УПК с Приднепровской железной дорогой, мы также согласовали с железной дорогой вопросы реконструкции и развития инфраструктуры станции "Мекензиевы Горы", станции "Верхнесадовое", а также инженерного парка внутри предприятия. Для этого предусмотрено приобретение современного специального оборудования и автоматических систем управления для повышения уровня безопасности.

Уже сейчас мы финансируем строительство пешеходного тоннеля под железнодорожными путями на Мекензиевых горах. А в дальнейшем предусматривается строительство подземного автомобильного тоннеля. Другими словами, безопасная логистика — это важный вопрос, и он тоже нашел свое отражение в проекте УПК.

— Спасибо за интересные ответы.

Другие статьи этого номера