Отец русской кинематографии

Ежегодно 8 августа кинематографическая общественность Крыма, Украины и России отмечает день рождения основоположника отечественного кино Александра Алексеевича Ханжонкова. Его по праву называют пионером и выдающимся деятелем, превратившим кинематограф во всенародно любимое искусство.Военный офицер, вышедший в отставку, обладающий блестящими организаторскими способностями, чувством ответственности, безукоризненной честности, Ханжонков за довольно короткий срок сумел наладить отличное кинопроизводство. В его фирму с огромным желанием шли работать лучшие режиссёры, актёры, операторы, художники. Он создал замечательный творческий коллектив единомышленников, которые были поглощены единой целью создания настоящего высокохудожественного кино, независимо от того, было ли оно художественным, документальным или мультипликационным.

А. Ханжонков зажёг звезду Веры Холодной, Витольда Полонского, Веры Коралли, Ивана Перестиани, Натальи Кованько, Натальи Лисенко, Ивана Мозжухина и многих-многих других.

В его фильмах снимались артисты театра К. Станиславского, поэтому в фирме Ханжонкова был снят документальный фильм об артистах этого театра.

В 1911 году Александр Ханжонков и Василий Гончаров отсняли в Севастополе первую в истории мирового кинематографа киноэпопею "Оборона Севастополя" (1854-1855 гг.). Это был фильм, поведавший миру о стойкости, мужестве и верности долгу защитников Севастополя — от адмирала до солдата и простого жителя города русской славы, вставших на его защиту.

Александр Ханжонков первым из кинематографистов приступает и к экранизации классических литературных произведений: "Песнь про купца Калашникова" (1908 г.), "Русская свадьба 16-го столетия", "Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири", "Мазепа", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Русалка", "Сказка о мёртвой царевне", "Домик в Коломне" по произведениям Александра Пушкина, "Мёртвые души" по поэме Н. Гоголя, "Жизнь за царя" по опере М. Глинки, "Обрыв" по И. Гончарову, "Мазепа" по поэме Ю. Словацкого, "Катюша Маслова", "Наташа Ростова" по произведениям Льва Толстова и многих-многих других, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой кинематографии.

В фирме А. Ханжонкова впервые выходят на экраны удивительные мультипликационные фильмы Владислава Старевича, приводящие в восторг как отечественных, так и зарубежных кинозрителей: "Прекрасная Люканида", "Рождество обитателей леса", "Весёлые сцены из жизни животных" и многие другие, в том числе снятые в Ялте в 1917 году. Создав в Москве одну из первых кинофабрик, построив великолепный кинопавильон и два столичных кинотеатра, сняв более 300 кинолент, Ханжонков переезжает в Крым, в Ялту, и приступает к созданию южной кинематографической базы. Построив в Ялте кинопавильон, заложив фундамент кинофабрики, Ханжонков успел снять там за период с 1917-го по 1919 год более двадцати кинолент, тем самым превратив ее в южный кинематографический центр России. Сегодня в Ялте действует киностудия, носящая имя основателя отечественного кинематографа А.А. Ханжонкова. А снятый в Севастополе в 1911 году фильм "Оборона Севастополя" фирмы А. Ханжонкова хранится в главном киноархиве России "Белые Столбы".

Другие статьи этого номера