Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Аматор

Севастополь так и не перестал быть моим родным городом, хотя уже пятнадцать лет я живу в Санкт-Петербурге. Приезжая сюда, я всегда пытаюсь найти что-то новое: в самом городе, в людях, в атмосфере, на улицах…...

Севастополь так и не перестал быть моим родным городом, хотя уже пятнадцать лет я живу в Санкт-Петербурге. Приезжая сюда, я всегда пытаюсь найти что-то новое: в самом городе, в людях, в атмосфере, на улицах… Ощущение, что время здесь законсервировалось (в хорошем смысле!), что здесь по-прежнему живут романтики, нон-конформисты, идеалисты, революционеры да и просто по-старомодному душевные люди. И хотя волна политических страстей докатилась до памятника Нахимову, она не захлестнула и не утопила в пене сиюминутности нечто такое, что всегда отличало мой родной город от других городов "ближнего" и "дальнего".
За этим театром я наблюдаю давно… Сначала он раздражал меня своим выпендрежем и экстравагантностью, потом заставил задуматься, и лишь спустя два сезона, после премьеры шокового спектакля "Кокон: хроника одного безумия", возникло ощущение, что спектакль про меня! Ну или про меня, какой я могла бы быть, не будь такой, какая есть. А такая самоидентификация дорогого стоит. "Аматорский" театр "Психо Дель Арт" и его Аматор Андрей Маслов — в его же авторской рубрике "Профили".- Что ни говори, но о твоем театре "Психо Дель Арт" говорят… Иногда — хвалят, чаще — ругают, но… говорят. Откуда берется такой диаметральный разброс мнений?

— Все очень просто: нас приучили к тому, что поход в театр — это яркое культурное событие в жизни каждого советского человека. Женщины надевали новые праздничные платья и фамильные украшения, мужчины — выходные костюмы. Хорошим тоном считалось купить программку, внимательно ознакомиться с содержанием пьесы, найти знакомые фамилии кумиров, в антракте — съесть бутерброд или пирожное, выпить кофе с коньяком… Непременными атрибутами театра были яркие костюмы, роскошные декорации, понятный сюжет и (желательно), счастливый финал. После спектакля в гардеробе горячо обсуждали "представление", не забывая при этом продемонстрировать новое платье с декольте…

Все чувствовали себя приобщенными к культурному пространству и были вполне довольны. Потом полгода вспоминали о культпоходе, готовя к следующей премьере новый вечерний туалет. Люди ходили в театр для того, чтобы убедиться, что они живут "как все". "У нас в семье все, как у людей".

В 80-е ситуация немного изменилась во многом благодаря Любимову, Захарову, Ефремову и Волчек: в театре иносказательно заговорили о том, что не все так гладко в "Датском королевстве"! Народ повалил в театр за глотком диссидентства, за пусть и недолгим, но ощущением свободы. Потом — перестройка, которая, кстати, сыграла двоякую роль для театра: роль катализатора и одновременно лакмусовой бумажки. Было разрешено все, что не запрещено законом, а законов, если помнишь, не было вообще! И началось!..

Чтобы выжить, одни театры взялись за инсценировки запрещенной до этого момента литературы и сочинений диссидентов, а другие вылили на сцену откровенную пошлятину и кич, граничащий с порно. Кстати, до сих пор нет четкого водораздела между эротикой и порно-графией. Режиссеры с радостью кинулись ставить "Мастера и Маргариту" ради сцен полета обнаженной Маргариты на метле и бала у Воланда. Для нетребовательного зрителя это был шок, разрушение всех запретов и табу. На мой взгляд, единственным, кому удалось балансировать между пошлостью и искусством, был Роман Виктюк, — отсюда и феномен "эпохи Виктюка". Его театр тоже ругали зрители и критики, но с остервенением шли на его спектакли, чтобы понять, "чем он меня зацепил". С этого момента театр перестал убаюкивать и усыплять, он заставил зрителя задавать вопросы самому себе и выбирать один из предложенных ответов.

А театр "Психо Дель Арт" своими спектаклями дает зрителю ответы на вопросы, которые он еще не научился задавать! Вот почему нас ругают и почему приходят на спектакль еще и еще раз. "Как так, что вы из меня делаете дурака? Я ничего не понял! Но что-то в этом есть, ведь меня никто силой в зале не удерживал, так зачем я просидел полтора часа, не шелохнувшись?! Что-то тут не так, надо прийти еще раз, а дома прочесть список рекомендуемой литературы". Хотя есть и такие зрители, которые ругают по принципу: "Я ваши спектакли не видела, но мне они уже не нравятся!"

— Ты считаешь, что зритель должен приходить на спектакль подготовленным?

— Ну, по крайней мере, если вы собрались на наш "Чехов курит!", то освежить в памяти чеховскую "Чайку" желательно, чтобы после спектакля не таращиться удивленно по сторонам, вопрошая: "В чем подвох?!". А подвоха никакого нет: мы просто хотели показать зрителю свою трактовку культовой "комедии". Чехов — великий провокатор — назвал свою трагическую пьесу комедией, а все поверили и начали ставить ее именно в этом жанре. Что смешного в том, что дюжина несчастных одиноких людей доводит героя до самоубийства? А юную героиню пускает во все тяжкие, убив в ней последнюю надежду на любовь? Обхохочешься!

Знаешь, десять лет назад меня пригласили поставить "Чайку" в уважаемом солидном театре — согласился. И вот уже идут прогоны, строятся декорации, шьются костюмы, висят афиши с датой премьеры. И началось: худсовет за худсоветом, практически на каждой репетиции сидят представители дирекции, а потом мне задается один и тот же вопрос: "Ты действительно считаешь, что Нина Заречная… ну как это… стала… путаной?" А кем, по-вашему, может стать несчастная провинциальная девушка, брошенная солидным московским покровителем, родившая от него мертвого ребенка, не принятая в столичную артистическую тусовку, вынужденная перебиваться случайными заработками на провинциальных третьеразрядных подмостках?! Девой Марией или матерью Терезой?! В общем, спектакль был снят… Зато мне полностью выплатили режиссерский гонорар! Этот контракт я храню как самую дорогую реликвию! Наверное, я — единственный режиссер, которому прилично заплатили за то, чтобы его спектакль не увидела публика. Это и есть реальный "Психо Дель Арт"!

— Насколько я знаю, "Чайка" — не единственный запрещенный проект?

— А, ты имеешь в виду несчастного "Коллекционера"?! Да, 1999 год был не самым удачным в этом смысле. Правда, я плохо понимаю логику: тебя приглашают на постановку, ты предлагаешь свою пьесу по одноименному роману Дж. Фаулза "Коллекционер", целый месяц пашешь с артистами, а на премьере в присутствии ошарашенного зрителя руководство театра обвиняет тебя во всех грехах в лучших традициях Минкульта СССР. А спектакль всего лишь о том, о чем пели "Битлз": "Любовь купить нельзя"! Трагическая история маниакальной любви Фердинанда к не такой уж и невинной Миранде. Особенно понравилось прозвучавшее обвинение в "растлении Масловым несовершеннолетней артистки Кати Мухановой, которая в спектакле два раза курила и в вечернем платье с макияжем выглядела, как путана"! Сейчас смешно, а тогда… Неизвестно, чем бы все обернулось, если бы из зала не поднялась мама Кати и сказала, что она так не считает и вообще поражена игрой дочери. Спектакль прошел еще раз восемь, а потом был снят "как не соответствующий эстетике молодежного театра".

— Может, проблема в тебе? Может, не стоит "дразнить басмачей", в чем-то уступить, согласиться?

— Когда Эльдару Рязанову закрытый худсовет предложил вырезать некоторые сцены из фильма "Гараж", он ответил: "Знаете, для того, чтобы мужчина перестал быть мужчиной, тоже надо отрезать совсем немного"! Я считаю, что в искусстве, впрочем, как и в жизни, нельзя идти на компромиссы, иначе станешь "одним из нас". Вспомните Алексея Германа, чьи фильмы ставились на полку сразу после монтажа, — теперь это шедевры той эпохи. Да, он не снимал по нескольку лет, жил на зарплату жены, получал инфаркты, но "Мой друг Иван Лапшин" и "Проверка на дорогах" переживут ленты его коллег о заводах, о целине, о фабричном парткоме… Можешь представить себе Тарковского, снимающего эпопею о Малой земле?! А ведь его жизнь значительно бы "наладилась"! Нет, в искусстве, как и в зоне, действует закон: если тебя "опустили", то уже никогда не отмоешься! Каждый вправе выбирать.

— Кстати, об ангажированности… Слыхала, будто твоему театру присвоили звание "народный"!

— Да, спустя два с половиной года! Это единственный способ показать государству, что мы есть, мы живы, мы более, чем наши старшие, ставшие на ноги братья, нуждаемся в поддержке! Что было бы с нынешним Театром на Большой Морской, не поддержи городские власти Виктора Оршанского двадцать пять лет назад?! Кто от этого выиграл бы, не будь сегодня в Севастополе такого замечательного ТЮЗа?

Театру "Психо Дель Арт" в формате репертуарного театра более четырех лет. За это время поставлено 14 спектаклей (знающий поймет!), из которых сейчас в репертуаре — 9. Сравни с репертуарами других театров — почувствуй разницу. В труппе двенадцать артистов, балетмейстер, звукооператор, визажист… Как можно удержать в труппе столько разных людей (а это в основном школьники, студенты и дипломированные специалисты: психологи, врачи, военнослужащие, филологи)? Как можно показать театр на фестивале, вывезти на гастроли? Раньше у нас были меценаты, которые бескорыстно помогали перед каждой премьерой, теперь — кризис. Спасибо Леониду Шувалову — арт-директору галереи "Зеленая пирамида", который четвертый сезон подряд помогает театру выжить "на маленькой лужайке под открытым небом". Спасибо Ялтинскому театру им. А.П. Чехова, который ежемесячно приглашает нас к себе. Но для того, чтобы труппа добралась до Ялты…

Впрочем, не собираюсь ни из кого выдавливать слезу! Девиз труппы: "Нам все достается с боем, но нам достается все"! Эмблема театра — священный жук-скарабей, который со всем своим скарбом и детьми в коконе медленно, но неотвратимо ползет вперед. Кстати, во времена фараонов, если в пустыне дорогу огромной армии пересекал этот маленький жук, армия разворачивалась и возвращалась.

— Итак, теперь любительский театр "Психо Дель Арт" станет народным? Звучит! А тебя не оскорбляет эпитет "любительский", которым вас щедро одаривают профессиональные артисты?

— Наоборот! Это означает, что мои артисты занимаются театром из любви к нему, а не ходят на репетиции, как в офис или на стройку. Мне с ними очень комфортно. Знаешь, что чувствует мужчина, если знает наверняка, что за него вышли замуж лишь из-за кредитной карточки или яхты?! У меня такой кредитки нет, и артисты об этом знают. Они после занятий, после работы, после службы (иногда и вместо!) едут зимой в Балаклаву, где у нас репетиционная база, и работают допоздна. Посмотрел бы я на "профессионалов" в таком режиме. У меня достаточный опыт работы с "профессионалами", после чего я решил "выращивать" артистов именно под наш театр — так и появилась актерская школа, которая за четыре года выпустила более ста "психодельартистов" в возрасте от 4 до 62 лет!

Понятно, что в труппе осталось лишь двенадцать — это нормально. Зато остальные, как сказала Татьяна Довгань, стали "профессиональными зрителями", разбирающимися не только в театре, но и в литературе, драматургии, истории искусства. А некоторые сейчас служат в других театрах или поступают в театральные институты. Так что выпускники нашей актерской школы — это завтрашний день театра, а титул "любитель"?.. Станиславский и его "Общество любителей искусства", простите, тоже не были "профессионалом". Да и артисты шекспировского "Глобуса", как я слышал, не заканчивали РАТИ или Щукинское. Не очень талантливые выпускники престижных театральных институтов всю жизнь прячутся за свой диплом, фамилию мастера и пресловутую "систему" — так легче оправдать свою бездарность.

У нас же в школе мы в первый же день говорим им: "Мы считаем, что каждый из вас одарен, талантлив, гениален, просто вы об этом еще не знаете! Мы не сможем и не будем вас ничему учить — мы просто не будем мешать раскрытию ваших способностей. И запомните: авторитетов в мире искусства нет!". Правда, потом они занимаются по методикам Станиславского, Чехова, Гратовского, чтобы выбрать для себя наиболее подходящее. Но ни один из них не будет жалко лепетать: "Как же так?! Почему вам не нравится, я же все делаю по Станиславскому?!" Кстати, директор Ялтинского театра им. А.П. Чехова Николай Рудник, мило улыбнувшись, назвал нашу труппу "аматорской". Но тут же добавил: "Это ни в коем случае не означает, что мы вас не любим! До сих пор не пойму, почему на вас ходит больше публики, чем, скажем, на (тут он произнес название уважаемого симферопольского театра)?.."

— А теперь — о вашем успешном, как я видела, дуэте с известным драматургом Александром Марданем… "Психо Дель Арт" и модный классический драматург — не конъюнктура ли это?

— Еще какая конъюнктура! Меня по телефону находит человек, представляется Марданем, предлагает встретиться. Встречаемся, разговариваем, он трогает меня своей непосредственностью в суждениях — на основе этого разговора я делаю с ним материал для "Профилей". Он дает мне "почитать на досуге" свои пьесы. Читаю "Ночь св.Валентина" и понимаю, что из нее можно сделать нечто, да и артистам на читке очень понравилось. Репетируем, влюбляемся в героев, страдаем вместе с ними, рыдаем, смеемся. Премьера в "Зеленой пирамиде" — аншлаг и восторженные отзывы! Идем на авантюру и везем ее в Ялту!.. На премьеру туда приезжает Автор…

У меня предкоматозное состояние: бытовая драма, переходящая в трагедию, автор в зале, а сам зал (впервые на наших спектаклях!) забит до отказа, спектакль не сыгран, да еще и идет два с половиной часа, к тому же это — первая постановка пьесы!!! Прошу водителя нашего фургона не глушить двигатель до закрытия занавеса… Вот такого мои артисты еще не видели! А конъюнктура?.. Да, мне предложили перепоставить этот спектакль на малой сцене Одесского театра, а "Психо Дель Арт" пригласили в октябре в конкурсную программу фестиваля "Мельпомена Таврики". По итогам получается конъюнктура, но в случае провала…

Вот такие мы "любители", такие вот "аматоры". Всем своим артистам я каждый день повторяю: "Вас никогда не будут любить "коллеги по цеху", потому что вы разрушаете устоявшуюся систему театральной "дедовщины". Зато будет любить зритель, потому что вы не умеете играть — вы умеете жить".

Не хочется никак комментировать ни один из спорных тезисов Аматора, однако, "Куколка лежит в Коконе, и никто не знает наперед, какая получится Бабочка"! Кстати, эта неприметная (на первый взгляд!) фраза является своего рода манифестом театра "Психо Дель Арт". Попробуйте разгадать ребус!

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ