"Демократия — это когда слышат каждого человека"

В конце прошлой недели председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин совершил рабочую поездку в Саки. Побывал он также и в Севастополе. Кстати, не первый раз в течение нынешнего месяца. "2 августа я присутствовал на Божественной литургии у стен Свято-Владимирского собора, что на территории Национального заповедника "Херсонес Таврический", с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — сказал Владимир Михайлович, общаясь в нашем городе с журналистами, — слушал проповедь Святейшего, молился, думал, делал для себя определенные выводы". Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, осудил бытующую в среде современников дружбу против кого-то. Дружба такого рода, как заявил Владимир Литвин, присуща отношениям украинских политиков. А это означает "дружить против собственного народа, против собственной страны". Гость ответил на многие вопросы сотрудников севастопольских СМИ. Некоторые из его ответов предлагаются вниманию читателей нашей газеты.

УСТРАИВАЕТ ЛИ ВАС СОСТОЯНИЕ АРМИИ?

— Не устраивает. Надо прекратить эксперименты с оборонным ведомством. А для этого необходимо прекратить войну на уровне президент — премьер-министр. Следует не перекликаться через высокий забор, как плохие соседи, а вступать в диалог. Я предлагал местом его определить Верховную Раду Украины…

Проблема принятия соответствующего законодательного акта и проведения украинско-американских военных учений "Си бриз" не является проблемой парламента, сказал далее Владимир Литвин. И продолжил: "Если бы у некоторых руководителей было понимание и чувство ответственности, то проект этого закона поступил бы в Верховную Раду не в июне или мае, как произошло в этом году, а в январе". Председатель Верховной Рады считает, что с учетом настроений людей можно было предусмотреть расширение круга участников, пригласив к нам военных, скажем, России, Беларуси, других соседних стран. Владимир Литвин выразил недоумение по поводу проведения военных учений в разгар курортного сезона. Разве, опять же с учетом настроений людей, нельзя использовать весну или осень? Почему людей надо подстраивать под распорядок военных, а не наоборот — военных под запросы и потребности населения?

КОГДА БУДЕТ ЗАКОН О СЕВАСТОПОЛЕ?

— Рабочая группа по выработке окончательной редакции проекта закона, которая функционирует на базе комитета Верховной Рады Украины, в силу различных обстоятельств оказалась недееспособной и неработающей. Чтобы довести документ до кондиции, необходима более деятельная рабочая группа. Я согласился ее возглавить с тем, чтобы принять закон — закон конституционный — до президентских выборов. После президентских выборов, вполне вероятно, возникнет искушение назначить на высший в городе пост человека, который будет отвечать перед тем, кто его назначил, а не перед жителями города. Есть боязнь: изберут не того. Считаю, что люди изберут знающего, здравомыслящего и авторитетного человека. У избранного главы города степень ответственности, можно ожидать, выше — ведь это ответственность перед горожанами.

КАК ОТОЗВАТЬ НЕРАДИВОГО ДЕПУТАТА?

— Я не выдам большого секрета, сказав, что в среде депутатского корпуса есть люди, которые после избрания явились в сессионный зал лишь для принятия присяги под роспись. И больше в нем почти не показывались. Не является секретом и то, что у нас, по сути, отсутствует механизм отзыва депутата, разве что кто-то из них письменно заявит о выходе из фракции. Покажите мне человека, который способен так поступить. Мы должны изменить избирательную систему. По этому поводу я обратился с письмами к президенту страны, премьер-министру, лидерам парламентских партий. Им было предложено отменить выборы по закрытым спискам. Но добиться этого практически невозможно. Остается единственный путь — через всеукраинский референдум. Для его проведения прежде всего нужны деньги. Вопрос даже не в них, а в том, как распорядиться результатами референдума. Ведь они поступят в Верховную Раду. Круг замкнулся. Я могу увещевать, призывать, но скажу предельно откровенно: сегодня, когда в парламенте доминируют две политические силы, работать очень сложно.

По оценкам Владимира Литвина, "система народного представительства разрушена полностью… Голос народа не слышен, поэтому власть неадекватна. Она абсолютно неадекватна… Мы теряем страну, теряем людей. Люди живут своей жизнью, власть — своей".

ЕСТЬ ЛИ ДЕМОКРАТИЯ?

— Как раз в стране кое-кто и заявляет: наше главное завоевание — демократия. Но это не демократия. Это — вседозволенность. Демократия — это когда слышат каждого человека, когда у каждого человека есть возможность высказаться, реализовать свой потенциал. Демократия также — это закон, диктат закона. Страна построена по советским образцам. К 2003 году вывели экономику государства из кризиса на той базе, которая была. Перевооружения, переоснащения экономики не последовало. А ведь требовалось придать стране новый импульс, перейти к новому качеству.

Председатель Верховной Рады Украины выразил убеждение в том, что необходимо определиться: мы переходим либо на парламентскую, либо на президентскую форму правления. Оставлять все, как есть, значит, провоцировать новые противостояния. Пока люди будут голосовать, а не избирать, страна не выйдет из этапа затянувшейся неопределенности.

Владимир Литвин размышлял вслух: "Не настала ли пора признать, что мы неспособны изменить ситуацию к лучшему, мы не оправдали надежды людей". Выход: принять обновленные законы, касающиеся выборов президента, парламента, а также политическое решение о досрочных выборах и главы государства, и депутатов. По оценкам Владимира Михайловича, в стране все брошено на самотек, "живем, как на пожаре, каждый тянет что-то себе с пожара. Это, как минимум, аморально".

В принципе, продолжал Владимир Литвин, любая система управления имеет изъяны. Нам нужны люди, которые умеют договариваться, уступать друг другу, находить компромиссы в интересах населения страны. Когда действовала Конституция 1996 года, были конфликты. Появилась Конституция 2006 года — конфликтов стало еще больше. "Мне кажется, — заметил Владимир Михайлович, — проблема не столько в несовершенстве законов, сколько в людях".

В который раз в ходе общения с журналистами председатель Верховной Рады коснулся порядка избрания президента Украины. К документу у специалистов главного юридического управления есть замечания. Они изложены на восьми страницах. Эти замечания существенные. От них не отмахнуться. Это — с одной стороны, а с другой — перспектива соглашения двух крупнейших фракций в парламенте. "Нельзя на выборы президента набрасывать рейдерские схемы, — произнес Владимир Литвин. — Но, возможно, вето будет преодолено. Я буду вынужден подписать закон. Затем можно прогнозировать обращение Виктора Ющенко в Конституционный суд. По ряду пунктов он, вполне вероятно, выразит свои предостережения".

БУДУТ ЛИ ПРЕОДОЛЕНЫ ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА?

— Что касается Бюджетного кодекса, то направление движения правильное, ибо органы местного самоуправления частично получают возможность зарабатывать и знать, какой у них будет бюджет. Дискуссия идет вокруг возможного увеличения количества бюджетов с 700 до 12,5 тысячи, начиная от сельского совета до сметы страны.

Недавно здание Верховной Рады пикетировали представители органов местного самоуправления. Владимир Литвин встретился с ними. В итоге этой встречи была сформирована рабочая группа. В нее включены и представители Кабмина (по согласию). Она призвана выработать общие предложения. Без согласованной позиции вето президента преодолено не будет. Председатель Верховной Рады не скрыл сомнений по поводу того, будет ли принят бюджет до выборов. "Для многих, — заметил он, — важен процесс обсуждения, а не принятие решения". Что касается "Евро-2012", то, несмотря на катастрофическую нехватку средств, угрозы эмиссионного штопора, вето президента будет преодолено. Две крупнейшие фракции в парламенте "имеют большой интерес к этому закону".

ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ 2017 ГОДА?

— Давайте доживем до 2010 года. Можно говорить, что дает базирование Черноморского флота в Крыму, в Севастополе. Рабочие места дает? Дает. Какая будет арендная плата… Если Украине предлагаются выгодные условия, то переговоры возможны. А сегодня говорить: уйдет Черноморский флот Российской Федерации или не уйдет… Постановка вопроса таким образом, по-моему, упрощена. Есть ин-те-ре-сы! Украины и России. Если они совпадают, то где-то мы должны подвинуться, в чем-то Россия должна уступить. А пока следовало бы посмотреть, как выполнялись условия соглашения о разделе Черноморского флота. В ходе инвентаризации надлежит выяснить, что конкретно отошло от Черноморского флота, что поступило в распоряжение Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, а что потеряли в пути. Можно предположить, что пока политики спорят, ловкие люди решили свои личные проблемы.

В.М. Литвин ответил на некоторые другие вопросы журналистов.

Другие статьи этого номера