В государственной налоговой администрации Севастополя подведены итоги работы всех подразделений за семь месяцев 2009 года. Поступления в сводный бюджет составили 599 млн грн, что на 29 млн грн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поступления в государственный бюджет составили 254 млн грн, или 106,4% от плановых заданий. Фактические поступления за аналогичный период 2008 года превышены на 12,5 млн грн.
Как налоговые органы добиваются выполнения плановых задач в непростые времена финансового кризиса и какие факторы влияют на базу налогообложения севастопольского региона?Мировой финансовый кризис вносит коррективы в работу налоговой службы, т.к общая финансовая нестабильность не может не отражаться на основных отраслях, влияющих на бюджетные поступления.
Анализ базы налогообложения позволяет выделить основные отрасли, оказывающие влияние на поступления в бюджет: услуги транспорта (10-14%), торговля (10-12%), строительство (7-8%), предприятия газо-, тепло-, энерго-, водоснабжения (7-8%), судоремонт (5-6%), добывающая промышленность (2,5%), связь (2%). В целом наблюдается тенденция к одновременному развитию всех секторов экономики. Даже имеющиеся крупные предприятия региона не являются базовыми для своих отраслей, и основные поступления в бюджет обеспечиваются за счет предприятий малого и среднего бизнеса.
Несмотря на значительный темп роста индекса потребительских цен, это не привело к существенному росту поступлений в бюджет, так как в регионе отсутствуют крупные производители товаров широкого потребления.
Как и по всей стране, в нашем регионе происходит снижение объемов промышленного производства. Так, по данным управления статистики, темп роста промышленного производства в регионе снижен на 33%. Все это не может не сказаться на уменьшении поступлений по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость от крупных предприятий, которые традиционно пополняли казну в предыдущие годы.
Кризис банковской системы, получивший свое развитие в 2009 году, не только уменьшил поступления в бюджет налога на прибыль от банковских учреждений, но и затронул такие отрасли, как строительство, транспорт, деятельность портов, снизил объемы внешней торговли и многое другое, а отсутствие кредитования крайне негативно сказалось на развитии бизнеса субъектов предпринимательской деятельности.
Сегодня такая бюджетообразующая отрасль, как строительство, к сожалению, переживает не лучшие времена из-за резкого снижения потребительского спроса на жилье физических лиц — граждан, ведь в городе практически отсутствует ипотечное кредитование и значительно уменьшено финансирование строительства из местного бюджета, на реконструкцию и ремонт объектов города.
Уменьшились объемы внешней торговли, вызванные снижением морских транспортных перевозок в три раза. Это привело к простоям и падению цен на перевозки и, как следствие, к снижению доходности портов.
Растущий уровень безработицы приводит к снижению фонда оплаты труда, что в свою очередь приводит к уменьшению поступлений в местный бюджет налога на доходы физических лиц.
Все эти факторы заставляют работников налоговой службы вести непримиримую борьбу с предприятиями, минимизирующими налоговые обязательства или уклоняющимися от налогообложения. Имея современную информационную базу, развитые компьютерные технологии, специалисты налоговой службы проводят сквозной детальный анализ работы субъектов предпринимательской деятельности. Сегодня проверочная работа строится на серьезной аналитической базе, и "удары мимо ворот" исключены. Эффективность проверок заключается не в количестве, а в качестве. Контролировать, в понимании налоговой службы, — это создавать условия для добросовестного предпринимательства. Все должны работать в законодательном поле. И наша задача оберегать законопослушных налогоплательщиков от недобросовестной конкуренции. Ведь тот, кто хочет заработать только в свой карман, не уплачивая установленные законом налоги, изначально ставит себя, как ему кажется, в более выгодное положение.
Мы не можем смириться с тем, что ежегодно Севастополь недополучает значительные суммы налоговых поступлений в результате незаконной деятельности недобросовестных бизнесменов. Поэтому контроль со стороны налоговой службы не ослабевает. Однако предприниматели, работающие добросовестно, получившие все разрешительные документы, не скрывающие от налогообложения свой доход и своевременно уплачивающие налоги, смогут увидеть нашего сотрудника только в случае посещения налоговой инспекции. Все недобросовестные налогоплательщики должны быть готовы к встрече с налоговиками в любое время суток. Сформированные мобильные группы будут проводить проверки с учетом специфики инфраструктуры курортного бизнеса — вечером, ночью, а также в выходные и праздничные дни. Цель таких проверок очевидна: ни один субъект предпринимательской деятельности не должен работать "в тени". Нарушителям закона мы можем обещать не только высокие штрафы, суды, но и потерю бизнеса.