Торговые надбавки

Вопреки заявлениям правительства, что Украина выходит из кризиса, жизнь продолжает дорожать. Чтобы убедиться в этом, не надо анализировать статистические сводки, которые по решению Кабмина сейчас публикуются в сокращенном виде и стали едва ли не государственной тайной. Достаточно сходить в магазин или на рынок, чтобы усомниться в правоте уверений правительства, что оно контролирует цены, а их рост к тому же сдерживает конкуренция товаропроизводителей. На нее мы долгое время возлагали благие надежды, но время рыночного романтизма истекло.Прежде всего скажем о том, что государственная инспекция по контролю за ценами регулирует ценообразование только на товары и услуги, социально значимые для граждан. Еще в 2000 году Кабмин утвердил их список. В него вошло 32 наименования товаров и услуг. Это — мука, три вида хлеба, макаронные изделия, масло, молоко, крупы, жилищно-коммунальные услуги, самые необходимые лекарства, услуги городского пассажирского транспорта (кроме маршрутных такси), твердое топливо для бытовых нужд.

За десять лет этот список не изменился, хотя в связи с инфляцией, ростом цен на энергоносители и со снижением жизненного уровня населения этот список следует расширить. Например, следовало бы сделать регулируемой цену на рыбу, которая должна входить в рацион каждого человека. Госценинспекция Украины подала такое предложение в правительство, но пока нельзя повлиять на цену даже самых простых видов рыбы.

Как сказала исполняющая обязанности начальника инспекции по контролю за ценами в Севастополе Валентина Алексеевна Строкина, сейчас завершается разработка нового варианта закона "О ценах и ценообразовании", который был принят еще в 1990 году. В скором времени этот нормативный акт будет рассмотрен Кабмином. Он позволит исключить случаи, когда в отдельных регионах Украины в затраты по производству социального хлеба вносятся расходы на выпечку тортов, а в квартплату закладываются финансовые средства, не связанные с содержанием жилого фонда и придомовой территории.

Многих наших читателей волнует рост цен на медикаменты. Он связан с тем, что многие из них завозятся из-за рубежа, а в отечественные лекарства вводятся импортные составляющие. Кроме того, утвержденный механизм ценообразования в этой сфере несовершенен. Мин-здрав не требует обязательного включения в первичные документы на отпуск медицинских препаратов цен производителя. Это усложняет контроль за ценообразованием и приводит к тому, что при реализации лекарственных средств несколькими субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую торговлю, необоснованно завышаются цены на медикаменты. Сейчас решается вопрос о разработке нового национального перечня основных медпрепаратов, а также о принятии нормативных актов, регламентирующих цены на них.

Пока этого не произойдет, своеволие аптечных диктаторов будет продолжаться. Инспекция по контролю за ценами в Севастополе сдерживает этот диктат настолько, насколько это в ее силах. Недавно инспекция зафиксировала в аптечной сети утроенную незаконную торговую надбавку на оптовую реализацию одного из лекарств — с 12 разрешенных процентов до 36. А при розничной реализации этого же лекарства торговая надбавка составляла не 25 разрешенных процентов, а 38. К собственнику аптечной сети были применены экономические и административные санкции.

Некоторое время была экстремальной ситуация с ценами на сахар. Есть информация, что Антимонопольный комитет Украины даже рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении торговцев сладкой продукцией по признакам нарушения конкурентного законодательства. Вероятно, у антимонопольщиков есть для этого основания. Ведь с начала года темпы роста цен на сахар в рознице превысили темпы роста потребительских цен почти в 1,2 раза. И это тогда, когда переходные запасы сахара обеспечивали более чем четырехмесячное его потребление. Таким образом, нет никаких оснований говорить о дефиците сахара, а скачок цен на него спровоцировали оптовые торговцы и розничные реализаторы. Чтобы сбить сахарный ажиотаж, из госрезерва выделен сахар, который реализуется сейчас в ряде магазинов по цене 4,02 гривны — почти вдвое ниже, чем в остальных торговых точках. Например, через "ЭКОмаркет" должны продать около 80 тонн дешевого сахара, а в магазинах сети "Фора" за день его реализуется около тонны.

Есть случаи, когда проведению проверок госинспекцией по ценам ее сотрудникам чинятся различные препятствия.

Вот конкретный пример. Госинспекция заблаговременно, в установленный срок, известила ООО "Авиа" о предстоящей проверке, но получила сообщение о том, что эта фирма прекращает свою финансово-экономическую деятельность, а потому, стало быть, проверка невозможна. Но ведь госинспекция намеревалась выяснить соблюдение этой фирмой ценовой политики в предшествующий период ее деятельности, еще до того, как она решила прекратить свою работу. Направленный из "Авиа" ответ можно расценивать как попытку сорвать проверку. На такой вывод нас наводят следующие данные. По сведениям налоговой администрации, эта фирма располагает основными фондами в 650 тысяч гривен и только за полугодие имела доход 2,5 миллиона гривен. Чтобы докопаться до истины, госинспекции пришлось обратиться за помощью в городскую прокуратуру.

В скором времени будут приняты нормативные акты, которые позволят более четко регулировать вопросы ценообразования, предельных торговых надбавок. Это позволит сделать работу гос-инспекций по контролю за ценами с целью защиты потребителей товаров и услуг более эффективной.

Другие статьи этого номера