"Сандора" — река соковая

В предыдущем номере нашей газеты мы рассказали своим читателям о том, что употреблять соки не только приятно, но и крайне необходимо. Севастопольцам, наверное, будет интересно также узнать о том, как в Украине поставлено производство этой витаминной продукции.Начало её промышленного изготовления относят к послевоенным годам. Люди старшего поколения, должно быть, помнят в основном трехлитровые бутыли с яблочным, тыквенным, морковным и прочими соками. Ассортимент их был ограничен.

В середине 70-х годов рынок сока в бывшем СССР не достигал и 600 миллионов литров. Нынче только украинские производители изготавливают его в пределах 810 миллионов литров (показатель прошлого года). Нашими земляками сделан заметный шаг вперед. Но это не доставляет нам полного удовлетворения. Да, потребление сока средним украинцем удвоилось по сравнению с показателем бывшего СССР, но мы сильно отстаем от соседей на Западе. В Словении, например, уровень потребления соков одним жителем достиг 108 литров ежегодно, средним европейцем — 50 литров, а средним украинцем — всего 18 литров. Это в то время, когда наша страна имеет уникальные возможности для выращивания фруктов и овощей.

Об этом в беседе с группой журналистов из южных регионов страны сообщил вице-президент ассоциации "Союз производителей соковой продукции Украины" Владимир Оноприенко. Кстати, во время эксклюзивного интервью "Славе Севастополя+" он с восхищением вспомнил Балаклаву, где прошли его школьные годы.

Ассоциация, в круг руководства которой входит Владимир Оноприенко, объединяет предприятия семи отечественных компаний. На их долю приходится 75% производимого в Украине сока. Большой заслугой наших соковаров является то, что они не отдали отечественный рынок на откуп иностранцам. Мы импортируем из-за рубежа лишь один процент потребляемого в Украине сока, остальные 99% витаминной продукции изготовлены у нас. Мало того, она экспортируется в 30 стран Европы, Азии, Америки, что свидетельствует о высоком качестве соков с маркой украинских производителей.

Владимир Оноприенко рассказал, что изготовление концентрированного сока из свежесобранных фруктов и овощей в полной спелости осуществляется в местах их выращивания. При этом количество витаминов и других полезных веществ максимальное.

Новейшие технологии обеспечивают, считай, полное сохранение в концентрате витаминов и полезных микроэлементов, которые содержат снятые с дерева фрукты или собранные на грядках овощи.

Как это достигается: концентрированный сок получают путем переработки сока прямого отжима при выпаривании или вымораживании воды, или мембранным методом. Можно выпаривать воду при температуре 35-45 градусов выше нуля. Полезные свойства продукта также целиком сохраняются при его мгновенном нагреве с целью стерилизации и таком же мгновенном охлаждении.

На специализированных предприятиях концентрированному соку возвращают максимально очищенную воду в асептических условиях, то есть в вакуумной установке при полной защите от воздействия внешней среды — воздуха, света и прочего. Восстановленный таким образом сок не отличается (или отличается минимально) от свежеотжатого по внешнему виду, а главное — по лабораторным показателям качества.

Кто-то из журналистов выразил сомнение: так ли это? Владимир Оноприенко снисходительно улыбнулся. Не первый раз ему приходится терпеливо развеивать сомнения. Он хлопнул о стол увесистым гроссбухом, в котором изложены строгие правила и стандарты, коих необходимо неукоснительно придерживаться на производстве. При этом строжайше действует внутренний контроль. Не дремлют и специалисты всевозможных контролирующих организаций. Но нас убедили не эти обстоятельства, а замечание второго человека в ассоциации о том, что в налаживание высокотехнологичного современного производства вложены миллионы — не гривен, а условных единиц. Найдется ли с учетом этого обстоятельства недальновидный человек, который (трудно даже себе представить) банальной халтурой поставил бы под удар репутацию предприятия? Это не тот уровень в технологии, в управлении. В этой среде неловко даже говорить о возможных заданных подвохах. Ни одну партию продукции не отправляют в торговлю без оформленного надлежащим образом сертификата качества.

При первой возможности Владимир Оноприенко настоятельно рекомендует потребителям внимательно читать изложенную на упаковке соков и соковой продукции информацию. В ней сжато изложены все сведения, которые людей интересуют. Есть натуральные соки. Кроме них, расфасовывается и продукция сокового направления, нектары например. Соковая часть в них составляет 25-50 процентов. Есть ещё так называемые соковые напитки. Соковой части в них не менее десяти процентов. Как и в соки, в нектары категорически запрещено добавлять искусственные красители и прочие вещества химического происхождения. Но допускается использование при производстве нектаров таких добавок, как сахар и натуральные (только натуральные) ароматизаторы.

Владимир Оноприенко неоднократно подчёркивал большое значение современной потребительской упаковки соков. Она позволяет сохранять полезные свойства продукции в течение длительного времени без применения консервантов.

Этот вид упаковки пришел в наш быт в 1961 году. Тогда в гибкие картонные ромбики разливалось пастеризованное молоко. Постепенно внешне уязвимый картон теснил как упаковочные материалы стекло и жесть.

— В настоящее время 80% сока разливается в упаковки "тетрапак", — сказала журналистам менеджер компании "Тетрапак Украина" Наталья Якименко.

Такая упаковка получила также распространение более чем в 165 странах пяти континентов. Империя "Тетрапак" — это 43 фабрики и 12 исследовательских центров. Компания удостоена многих наград, в том числе известного в мире института пищевых технологий, за внедрение выдающихся изобретений в отрасли.

Мягкая упаковка состоит из шести слоев разных материалов — полиэтилена, картона и фольги. Достоинства высокотехнологичной упаковки "трудно" перечесть. Она не пропускает свет, её легко открывать и закрывать, хранить и перевозить без риска разбить. Ей можно придать различные объемы и формы. Наконец, картонная упаковка — защита от фальсификата. Владимир Оноприенко и Наталья Якименко выступили с содержательными сообщениями. Однако лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Нас пригласили на бывший Николаевский консервный завод, а в настоящее время — производственный комплекс N 1 фирмы "Сандора". Он расположен в десяти километрах от Николаева, как положено, среди овощных плантаций. Где-то вдали угадывались и сады.

"Сандора" — это название сугубо украинского производственного объединения прилетело к нам не из Италии или Испании. Неизвестными мне путями оно пришло к нам из Прибалтики и в переводе на понятный нам язык означает "согласие в партнерстве". Приблизительно так.

Как корабль назовете, так он и поплывет. Строя партнерство в согласии, лидеры "Сандоры" вместе со своими людьми многого достигли. Предприятие, например, признано самым чистым в стране. Так и есть.

Почти за полувековую журналистскую карьеру я достаточно много посетил заводов пищевой промышленности: молочные, мясные, винные, консервные, соковые, кондитерские, хлебные и прочие, но впервые мне и моим коллегам пришлось заполнять и заверять личной подписью анкету с вопросами о том, что в течение последних семи дней я не страдал тем или иным недугом. В течение почти получаса нам втолковывали сведения по технике безопасности и правила поведения на заводе. Наконец, с ног до головы всех нас обрядили в комплект спецодежды разового пользования. Да так, что мы перестали узнавать друг друга. Несмотря на то, что мы поклялись в абсолютном своем здоровье, несмотря на то, что назубок усвоили требования поведенческого характера, мы в своих экзотических одеждах типа "хим-дым" отдельные цеха обозревали с порога. Какую же проверку проходят допущенные к технологическим линиям люди!

Все же и в таком режиме нам удалось многое увидеть, тем более что нас сопровождала очаровательная Вика. Девушка окончила профильный вуз. Два года ушло на то, чтобы в должности сменного технолога "понимать, где нахожусь и что делаю". В настоящее время она возглавляет технологическую службу предприятия.

Вика показала нам концентрат сока в световлаговакуумной упаковке. Видели мы также технологические линии со строем стоящих на транспортерах наполненных пакетов, знакомых по посещениям севастопольских магазинов. Это все равно что кинозвезду встретить на улице или на рынке. Ощущения похожие.

Сопровождавшая нас Вика с профессиональной гордостью показывала емкости из нержавеющей стали для приемки корне-плодов, моркови например. Начальник технологического отдела могла бы также с тем же чувством обратить внимание на царящий в цехах санитарный порядок, который если где и можно встретить, то только в операционной. Верите, даже запах, характерный для консервных производств, напрочь отсутствует, но Вика об этом ничего не сказала. Чистота везде для нее в порядке вещей. Она из того поколения специалистов, которые, слава Богу, не видели и представить себе не могут цеха колхозных консервных заводов с лужами на разбитых полах и битой деревянной тарой под ногами.

Хорошо характеризует "Сандору", казалось бы, косвенный факт — обстановка в расположенной на территории предприятия рабочей столовой. В ней кормят персонал и первой, и второй, и третьей смен. Бесплатно. И нам подали вкусный обед бесплатно — как гостям, но без водки и песен, что явилось полной неожиданностью. Пришлось довольствоваться соком. Его было хоть залейся, на любой вкус.

Другие статьи этого номера