Учиться даром — даром учиться?

Непривычно ранний звонок будильника, спешные тщательные сборы — не помялись ли старательно отутюженные блузочки-юбочки-рубашечки-брючки? В порядке ли банты, аккуратно ли заплетены косички? А ранец? Все ли в нем есть? Ручки, тетради, фломастеры, так придирчиво выбранные еще летом, а учебники, а хрустящее яблоко? Все тут, на месте, готово и ждет своего часа. Ну, здравствуй, школа! Здравствуй с волнением и трепетом в первый раз, с показным небрежным равнодушием "совсем взрослых" школьников, радостью встречи с одноклассниками и сожалением, что лето пролетело так быстро. Первый звонок, по традиции данный малышкой с перепуганными глазами и огромными бантами, — и большая школьная жизнь началась. Представить и понять мысли и чувства ребят на первой в этом учебном году линейке — несложно. Они не изменились, остались прежними, такими же, как в свое время у их мам и пап. А вот у родителей прибавилось новых тревог. Гордость и умиление при взгляде на свое такое серьезное чадо стали омрачать и мысли о том, насколько дорогим в этом учебном году станет бесплатное образование.

Что делать, если наше государство, изможденное перманентными выборами и политической грызней, лишь декларирует общедоступность и безвозмездность обязательного общего среднего образования. А в жизни все, выходит, совсем иначе? О том, что собрать ребенка в школу — удовольствие не из дешевых, севастопольцы знают, кто на собственном опыте, кто из публикаций в нашей газете. Но это лишь полбеды. Скорее всего, уже на этой неделе родители прочтут в дневниках своих отпрысков приглашение явиться на школьное собрание. Причем идти туда с пустым кошельком — самонадеянная небрежность. Хотите, чтобы ребенок занимался по хорошим учебникам, — покупайте, хотите факультативы — оплачивайте, хотите, чтобы вашему малышу не дуло зимой, — скидывайтесь на стеклопакеты. На ремонт, благоустройство, обновление, создание уюта и комфорта, дорогие родители, именно вам придется зарабатывать деньги, пока ваше чадо не покинет альма-матер. А что делать? Сами знаете, бюджетных средств не хватает… Можно кричать, скандалить, искать правду и доказывать, что вы никому ничего не должны, напротив, должно государство, которому мы, в конце-концов, не просто так налоги платим. Можно, но не имеет смысла, поскольку занятие это бесполезное. Просто там, на вершине политического олимпа, кому-то не до наших детей, а значит, опять придется брать все в свои руки.

Горожанам проще — все-таки школы в свое время строили добротно, поэтому обновления они требуют в основном косметического. Куда как хуже сельчанам — в их небольшом мире проблем с образованием еще больше. Один из примеров — село Родное, в котором работает учебно-воспитательный комплекс N 2. Да-да, в отрезанном от города (добраться до Родного и из него — существенная проблема) селе полноценной общеобразовательной школы нет, есть лишь детский сад, объединенный с начальной школой. Старенькое здание с текущей крышей и кошмарной планировкой пару лет назад досталось в ведение молодой, опытной, хозяйственной и энергичной Зареме Кайбулаевой. Только благодаря ей учреждение сняло с повестки дня вопрос: "Быть или не быть?" и стало функционировать. То, с каким энтузиазмом Зарема Лутфиевна приводит УВК в порядок, вызывает восхищение. Как со столь скудным финансированием в совсем небогатом селе умудриться "провернуть" пусть скромный, но очень достойный ремонт, не для "галочки", а действительно для комфорта детей — вопрос, возникающий сразу же, как только переступаешь порог этого учреждения. Возможно, срабатывает принцип "под лежачий камень вода не течет". Эта энергичная женщина как магнит притягивает тех, кто может и хочет помочь. Да и как иначе, когда видишь, какие результаты уже достигнуты совсем небольшими средствами. И в том, что через несколько лет УВК с ее легкой хозяйской руки станет по-сельски комфортным и по-городскому современным, — сомнений нет. Появляются и спонсоры, да и родители, несмотря на совсем скромные заработки, сами изъявляют желание помочь. Сами, а не в "добровольно-принудительном" порядке. А если бы директором стала не она, а рядовая добросовестная женщина, исправно справляющаяся со своими обязанностями, но не больше, без, как говорится, "божьей искры", как у Заремы Кайбулаевой? Вполне возможно, что в этом учебном году обветшавшее здание просто не смогло бы принять малышей и им пришлось бы ездить в терновскую школу, что не так-то уж и близко.

И это называется равными правами на получение бесплатного общего среднего образования? А еще говорят, что все лучшее — детям…

Не слишком оптимистично в праздничный день. Но это — наша жизнь.

И все же с праздником! С Днем знаний вас, взрослые и детки!

Анна МОСКАЛЕНКО.

В тему

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2008/2009 учебном году из каждых 10000 жителей Севастопольского горсовета 810 получали знания в общеобразовательных, 78 — в профессионально-технических, 523 — в высших учебных заведениях различных уровней аккредитации.

В 2008/2009 учебном году в Севастополе работали 74 школы, лицея, гимназии, в которых обучались 30793 учащихся. В 2008 году 3418 учащихся получили базовое, а 3159 — полное среднее образование, что, соответственно, на 9 и 10% меньше, чем в прошлом году.

С каждым годом возрастает удельный вес выпускников 9-х классов, которые продолжают обучение для получения полного общего образования. В 2008 году 70% выпускников перешли в 10-е классы дневных школ, 1% — в вечернюю (сменную) школу, 12% — в высшие учебные заведения различных уровней аккредитации.

Подготовку квалифицированных работников в 2008 учебном году осуществляли 6 профессионально-технических учебных заведений, в них получал профессию 2981 человек.

Из общей численности выпускников профессионально-технических учебных заведений 2007/2008 учебного года — 93 (7%) продолжили обучение в высших учебных заведениях. Всего же в 9 высших учебных заведениях всех уровней аккредитации в 2008/2009 учебном году обучались 19896 студентов.

Выпуск специалистов разного уровня высшими учебными заведениями ежегодно увеличивается: в 2000 году — 3501 человек, в 2006-м — 3596 человек, в 2007-м — 3774 человек, в 2008-м — 3828 человек.

Среднеучетное количество штатных работников в сфере образования по Севастополю за I полугодие 2009 года составило 13771 человек, в том числе:

— начальное общее образование — 3662 чел.;

— среднее образование — 6051 чел.;

— высшее образование — 3731 чел.;

— другие виды деятельности в сфере образования — 327 чел.

Кроме того, в сфере образования в I полугодии 2009 г. работали внешние совместители (806 чел.) и по гражданско-правовым договорам (52 чел.).

Среднемесячная заработная плата одного штатного работника в этой сфере за январь-июнь 2009 года составила 1705 грн, в том числе:

— начальное общее образование — 1383 грн;

— среднее образование — 1677 грн;

— высшее образование — 2035 грн;

— другие виды деятельности в сфере образования — 2062 грн.

Имеет место в этой сфере текучесть кадров. Так, в I полугодии 2009 года принято 706, выбыло 677 человек (в I полугодии 2008 года — 644 и 698 человек соответственно).

Задолженности по выплате заработной платы в сфере образования по Севастополю нет, сообщили из управления статистики в Севастополе.

Другие статьи этого номера