Помните знаменитые слова из песни "Машины времени": "Вот, новый поворот! Что он нам несет? Омут или брод? И не разберешь, пока не повернешь…"
Вот и водитель мопеда, который с нарушением ПДД повернул с моста возле ж/д вокзала на спуск Котовского, тоже не знал, что за поворотом его "маневр" видит и фиксирует экипаж патрульной машины ДПС, "усиленный" представителями нашей газеты. Тут уж не отвертишься! Итог: протокол и штраф (по минимуму!) 260 гривен. Вот вам и поворот…
На прошлой неделе, как мы уже сообщали, начались совместные рейды ГАИ Севастополя и СМИ города по выявлению нарушений ПДД водителями. На пл. Лазарева мы присоединились к заместителю командира взвода ДПС капитану милиции Андрею Журавлеву и инспектору прапорщику милиции Сергею Малыхину. Они тут же сказали, что центральное городское кольцо по пропускаемости стало заметно лучше после введения одностороннего движения. Потому в центре теперь относительно спокойно, нарушений немного. А чтобы почувствовать ритм работы ГАИ, нужно ехать в одну из "горячих" точек наших дорог. Ею по праву считается перекресток перед мостом у ж/д и автовокзалов. Как, впрочем, и рынок "Чайка", и перекресток улиц Большой Морской и Адмирала Октябрьского. Но после лета — только в часы пик, отметили наши "напарники".
Уточним, что мы присоединились к экипажу ДПС сразу после инструктажа в ГАИ перед заступлением на службу. Этот экипаж выехал для контроля безопасности движения в Ленинском районе. Поскольку ежесуточно на патрулирование улиц выходит от 7 до 11 машин ДПС, есть среди них "специализирующиеся" и на других районах.
За время рейда мы стали свидетелями неоднократных нарушений ПДД, зафиксированных сотрудниками автоинспекции. В основном среди нарушений — игнорирование дорожных знаков и разметки, а также сигналов светофора, нарушение правил проезда пешеходного перехода и перекрестка, нарушение правил обгона и пр. Как известно, еще 21 мая вышло распоряжение N 466, которое обязывает сотрудников ГАИ соблюдать законность в своей работе и исключить (или, во всяком случае, уменьшить) безосновательные придирки к водителям. Кроме того, в преамбуле к данному распоряжению обращалось внимание на беспричинные остановки транспортных средств, несение службы сотрудниками ГАИ в местах необоснованного ограничения скорости, ненадлежащее качество составления админпротоколов и постановлений о наложении штрафа.
И мы убедились: все обвинения в адрес нарушителей имели доказательную базу. Не зря весь процесс проезда перекрестка А. Журавлев фиксировал на "цифру": без наличия достаточных доказательств (фото-, видеоматериалов, показаний свидетелей и т.п.) протоколы теперь составлять нельзя. Данная норма введена для того, чтобы исключить или минимизировать возможность последующего обжалования взысканий в суде. Кстати, на мой вопрос, какова вероятность того, что мопедист-нарушитель заплатит штраф, инспекторы ГАИ единодушно признали, что она велика. Основная масса проштрафившихся исправно идет в кассы, ибо знает: теперь все прегрешения на дорогах заносятся в общую базу. Так что любая операция с транспортным средством (ТО, купля-продажа, оформление доверенности, замена документов или номеров и т.п.) сразу выявит неплательщика и не будет завершена до полной расплаты с казной.
Правда, наш рейд ничем не отличался от рабочих будней ГАИ. Мы даже старались быть как можно незаметнее, чтобы не мешать инспекторам выполнять свои обязанности стражей дорог. А работы у них по-прежнему хватает. Дежурство — по 12 часов. И они, по признанию наших собеседников, порой пролетают, как минуты, особенно летом, когда, кроме контроля безопасности движения, добавляется сопровождение автобусов с детьми и т.п. Слава Богу, с бензином теперь больших проблем в ГАИ нет. Но объем работы возрос намного. Ведь количество транспорта в городе за последние годы увеличилось в 2-3 раза. "Когда приходил в ГАИ в 1998 г., — говорит А. Журавлев, — даже понятия "пробка" у нас не было. А сейчас все "узкие" места транспортных артерий города ясно видно. Хорошо хоть внимание дорогам власти в последнее время стали уделять больше: строятся новые трассы, развязки и магистрали".
Да и после ужесточения штрафов многие водители — процентов 60 — стали ездить аккуратнее. Не каждый захочет теперь платить сотни гривен за то, что ранее и нарушением ПДД не считал! Хорошо бы еще с парковками проблему решить, сетуют инспекторы ДПС, а то многие ставят машины где попало. И не знают порой, что могут потом найти "железного коня" на штраф-площадке, куда ГАИ на законном основании может его поставить за то, что стоял в неположенном месте, загораживая проезд другому транспорту.
На дороге же наши "напарники" вели себя спокойно, с достоинством, очень корректно. Даже со слегка, скажем так, неадекватными водителями. Впрочем, и не останавливали "просто так". Только за видимые нарушения или явные неисправности на машинах, равно как и за отсутствие талона ТО на лобовом стекле. Ну и, естественно, если приметы авто или водителя совпадают с полученными накануне дежурства ориентировками.
Так что теперь инспекторы просто "докапушек" не устраивают, следят также за пешеходами-нарушителями и регулируют движение там, где оно затруднено. Ибо знают: ГАИ ДОЛЖНА обеспечивать БЕЗОПАСНОСТЬ дорожного движения. Выявление нарушений — не самоцель. Ведь все ситуации на дороге регламентированы правилами и опытом. Многие местные водители давно выбрали оптимальный режим движения, всё знают — зачем их останавливать? А злостных нарушителей сотрудники Севастопольской ГАИ и в лицо знают. Так что следят "за поведением". Приезжие нарушают зачастую просто по неведению. С такими можно ограничиться и разъяснениями. А рейды нужны иногда для того, чтобы журналисты почувствовали себя в "шкуре" гаишника…
Сергей КОШКИН.
* * *
В ТЕМУ:
МВД Украины инициирует ужесточение ответственности для водителей за вождение в нетрезвом состоянии, заявил министр Юрий Луценко. По его словам, за вождение в пьяном виде должна быть предусмотрена ответственность в виде штрафа в 15000 грн либо лишение прав, а за ДТП, повлекшее смерть, — лишение свободы на 12-15 лет. Действующее законодательство пока предусматривает за "пьяное" вождение лишь штраф от 2550 до 3400 грн или лишение права управлять транспортным средством на срок от 1 до 2 лет, или общественные работы на срок от 40 до 50 часов, или административный арест на срок от 7 до 10 суток.
* * *
КСТАТИ О РЕЙДАХ…
ГАИ МВД Украины начала Всеукраинский рейд "Внимание! Дети на дороге!" с целью активизации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма накануне и в первые дни нового учебного года, обобщения и распространения лучших форм и методов профилактической работы среди школьников, привлечения внимания общественности к проблемам гарантирования безопасности движения несовершеннолетних. 1 сентября личный состав подразделений ГАИ принял участие в проведении школьных тематических мероприятий, а патрульные экипажи ГАИ были максимально приближены к школам. Рейд продолжится до 20 сентября.