Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Народный артист России Алексей КОЗЛОВ: "Я влюблен в этот светлый город"

В ближайший вторник в Севастопольском театре имени А.В. Луначарского произойдет, на мой взгляд, самое значительное событие года в культурной жизни Севастополя. На сцену выйдет народный артист России Алексей Козлов с группой "Новый "Арсенал". Это...

В ближайший вторник в Севастопольском театре имени А.В. Луначарского произойдет, на мой взгляд, самое значительное событие года в культурной жизни Севастополя. На сцену выйдет народный артист России Алексей Козлов с группой "Новый "Арсенал". Это имя хорошо известно тем, кто почитает джаз, каждодневно живет его ритмами и мелодиями. Сам Алексей Семенович главным достижением своей жизни считает создание отечественного джаз-рока. Он автор сотни композиций, среди которых наиболее известными являются "Опасная игра", "Башня из слоновой кости", "Незнакомка", "Воспоминания об Атлантиде", "Последняя любовь" и другие. Дискография музыканта насчитывает около 50 альбомов, записанных отечественными и зарубежными фирмами. Это Jazz Jamboree, "Арсенал", "Второе дыхание", "Горы Киммерии", "Пионерские блатные", "Живая вода"… А. Козлов — участник всех московских, многих зарубежных джазовых фестивалей, он активно сотрудничает с киностудиями, музыкальными и драматическими театрами, телевидением и радио. В его активе — музыка к кинокартинам "Отпуск за свой счет", "Любочка", "Папашка и Мэм", к спектаклям "Джазмен", "Лунин", "Панночка", "Человек-невидимка". Он — автор книг "Козел на саксе", "Рок-музыка: истоки и развитие", "Джаз, рок и медные трубы", многих других публикаций. Словом, личность Алексея Козлова являет собой пример беззаветного служения однажды избранному делу — джазу. Предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Козловым. — Алексей Семенович, как в вашу жизнь вошел джаз?

— Еще в десятилетнем возрасте в Москве я начал собирать граммпластинки — советские довоенные с записями Леонида Утесова, Эдди Рознера, Дюка Эллингтона, а также трофейные — Глена Миллера и Бэни Гудмена. И, учась в музыкальной школе самостоятельно, по слуху осваивал джазовое фортепиано. Большое влияние на мое культурное воспитание и понимание музыки, конечно же, оказали мои родители. Мама, Екатерина Ивановна, окончила Московскую государственную консерваторию, была дирижером-хоровиком, преподавателем теории музыки. Отец, Семен Филиппович, был ученым-психологом, преподавал в пединституте.

Поступив после школы в институт, я тут же включился в местный эстрадный оркестр в качестве барабанщика. Несколько позднее случайно обнаружил в подвале институтского клуба довоенный саксофон, привел его в порядок и вскоре начал играть на студенческих вечерах со своим ансамблем в стиле кул. Конец 50-х годов я провел на "бирже" — особой толкучке лабухов и джазменов в районе Неглинной, где набирался опыта и профессионализма на "халтурах". Здесь же мне удалось подобрать хороших джазовых музыкантов для серьезного джазового квинтета, который в 1960 году принял активное участие в концертной деятельности джаз-клуба в ДК энергетиков, организованного, кстати, при поддержке Октябрьского райкома комсомола. В том же году мы участвовали в джазовом фестивале в городе Тарту в Эстонии, а также в культурной программе Всемирного форума молодежи в Москве. С этого все и началось.

— Ваш путь к признанию был достаточно тернистым…

— Осенью 1965 года на волне хрущевской "оттепели" и при участии молодых инструкторов горкома ВЛКСМ на улице Горького открылся клуб-кафе "Молодежное", куда нас пригласили на работу, здесь же в 1962 г. проводился первый Московский фестиваль джаза. Из его лауреатов сформировали секстет, который решили выпустить на крупнейший европейский джазовый фестиваль в Варшаву. Наше выступление получило значительный резонанс в западном джазовом мире, вышли две наши пластинки. Появилась надежда… Но она была перечеркнута событиями "черной пятницы" 18 ноября 1962 года на встрече Никиты Хрущева с художниками в Манеже. В "Правде" появилась заказная статья, где джаз вновь был причислен к опасному вражескому искусству. Тем не менее борьба за выживание продолжалась. В дальнейшем мне не раз приходилось испытывать на себе давление свыше, но мы с моими единомышленниками, несмотря на запреты, упорно работали. Нашей главной целью было достижение высшего профессионализма. Это и вело нас по жизни…

— Яркая страничка вашей творческой биографии — группа "Арсенал"… Замечательное было время!

— Да, вы правы. Вспоминаю этот период с особой теплотой. А началось все с неприятностей. В 1971 году произошло загадочное ограбление служебного помещения в кафе "Печора" на проспекте Калинина, где мы работали. Стало ясно, что наша популярность кому-то не давала покоя, и клуб решили закрыть любым способом. И я, лишившись своего саксофона, вынужден был на некоторое время перестать играть, что дало мне возможность пополнить свои знания о новых течениях в музыке, тенденциях в молодежной контркультуре. Так возникла идея создания джаз-рок ансамбля "Арсенал".

Первые выступления осенью 1973 года сопровождались большим ажиотажем и… преследованием властей. В репертуар "Арсенала" вошли как джазовая классика, так и последние образцы джаз-рока, а также сокращенный вариант оперы Jesus Christ Superstar в моей оркестровке. Это было время наивысшей политизации общества. Но движение хиппи и новая молодежная рок-культура создали мощное противодействие коммунистической пропаганде. Поэтому реакция компетентных органов высокого и местного уровней была крайне жесткой. И "Арсенал" как неотъемлемая часть московского андерграунда подвергся полному запрету. Мы недоумевали: ведь не дворовая подпольная команда, наш коллектив состоял из студентов и выпускников Московской консерватории и института имени Гнесиных…

Лишь в 1976 году мне удалось договориться с директором Калининградской областной филармонии взять нас на работу. Так начался путь "Арсенала" к своей популярности. Но этот путь сопровождался неоднократными попытками расформирования ансамбля. Однако поддержка авторитетных деятелей культуры, в частности композитора А. Флярковского, занимавшего тогда пост заместителя министра культуры РСФСР, помогла нам выжить.

Нашему восхождению в большой степени способствовало выступление "Арсенала" в "Спасо-хаузе" на приеме у американского посла У. Стессела осенью 1972 года, посвященном 200-летию независимости США. Это посол направил письмо министру культуры П. Демичеву с просьбой разрешить "Арсеналу" исполнить программу, иллюстрирующую историю американской музыки. А затем — участие в джазовом фестивале в Варшаве, в Днях культуры в различных республиках СССР, в фестивалях искусств…

На московские площадки нас по-прежнему не пускали. И лишь в 1980 году для культурной программы Олимпиады-80 понадобилось нечто, способное поразить воображение иностранных гостей. Тогда-то и вспомнили "Арсенал". А затем — гастроли по СССР, за рубежом, пластинки, выступления на телевидении и радио… Неоднократно были мы и в Севастополе.

После развала Союза снова наступили тяжелые времена. Мы остались без работы. Но в 1994 году удалось набрать новый состав "Арсенала", который принял участие в телешоу "Лучшие из лучших". В 1995 году коллектив был признан лучшей джазовой группой России и получил приз "Овация". В этом же году совместно с Тамарой Гвердцители "Арсенал" участвовал в концертном турне по США. Один из концертов состоялся в "Карнеги-холле" в Нью-Йорке. Ну а сейчас мы приехали в Севастополь с группой "Новый "Арсенал". Надеюсь, то, что мы покажем, понравится вам.

— Алексей Семенович, как вы оцениваете состояние джазовой культуры на постсоветском пространстве?

— В новое время, мне кажется, джазовая культура даже расцвела, развивается вширь и вглубь. Очень много известных музыкантов возвращаются обратно, к примеру, Бутман, Пташко. Много и наших исполнителей уехали за рубеж и там прижились. Развивается активно и педагогический процесс. В академии джаза преподают Бриль, Осадчук, они выпускают настоящих мастеров. И им работа есть, идет активная гастрольная деятельность. Леня Винскевич организовал серию фестивалей "Джаз в провинции". Там такой потрясающий прием, люди реагируют на выступления джазовых коллективов даже более эмоционально, чем в Москве, ценят эту музыку. Я вспоминаю, как по инициативе комсомола это движение начиналось в 70-е годы в Горьком, Куйбышеве, Воронеже, Казани, Саратове. А сейчас эта традиция продолжает развиваться, приобретает большой размах как в коммерческом, так и в филармоническом направлениях. Кроме того, сейчас много богатых людей, которые не жалеют денег на джаз, помогают ему развиваться, и очень приятно становится, когда узнаешь, что выросли они из тех юношей, которые в 70-80-е годы ходили на "Арсенал".

Сейчас в Москве и в провинции очень много ансамблей, в том числе молодежных, развивается клубная жизнь, гастрольная, фестивальная. Джаз на подъеме!

— Словом, вы, как мэтр этого направления в музыке, можете быть спокойны, что дело, которому посвятили свою жизнь, процветает…

— Беспокойства действительно нет, хотя должен заметить, что сейчас выбиться молодому человеку из этой массы мастеров труднее, чем в наше время. Потому что нас были единицы и, жертвуя всем, мы шли в джаз без всякой надежды, но зато это и делало нас легендарными. А сейчас из огромной массы исполнителей выбиться в звезды почти невозможно.

— Однажды по телевизору я увидел концерт, на котором вы исполнили песню о Севастополе. Это было так проникновенно…

— Это был концерт в Кремлевском дворце, посвященный 300-летию Российского флота. Мальчишкой я услышал эту песню в исполнении Бориса Чиркова в кинофильме "Иван Никулин, русский матрос". Всего в крови, его вели на расстрел фашисты, а он пел: "А на ветвях израненного тополя легкое дыханье ветерка…" Словом, это мелодия из моего детства. И вообще, шла война, и мы, конечно же, играли тоже в войну, подражая героям-матросам. А еще был фильм "Мы из Кронштадта", где с возгласом "Прощайте, меня звали Коля!" матрос с гранатами бросается под фашистский танк. Эти бойцы были нашими кумирами.

…Уже после концерта кассету с его записью разослали по всем флотам и кораблям, и я помню, сколько теплых писем получил от российских моряков со словами благодарности за эту песню.

— Вы неоднократно бывали в Севастополе, выступали перед его горожанами, матросами-черноморцами. Какие впечатления сложились у вас о Севастополе и его жителях?

— Севастополь — это потрясающий город, мы каждый год в советское время приезжали сюда. Жили в гостинице "Украина", в одном и том же номере. Часто гуляли по светлым севастопольским улицам, набережным, дышали воздухом этого славного города и наслаждались. Однажды был на праздновании Дня ВМФ. Какие корабли, какие матросы… Это особая, неповторимая атмосфера, создающая радостное настроение. Я влюблен в этот светлый город.

— Спасибо за интересную беседу. Желаем вам творческого вдохновения и здоровья.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ